Панасенко А.И. (г.Одесса) Данилова Е.С. (г.Одесса) Идеальный образ Учителя в культурно-историческом и гендерном контексте

9 года 2 мес. назад - 9 года 2 мес. назад #69 от Виктория Фокина
УДК 159.937:94:246.3:159.91 (043.5)
Панасенко А.И. (г.Одесса)
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Данилова Е.С. (г.Одесса)
helenmehmat1@ rumbler.ru

Идеальный образ Учителя в культурно-историческом и гендерном контексте

Аннотация
«Опыт гендерной идентификации представителей различных эпох должен быть переосмыслен и, таким образом, выработаны универсальные представления об идентичности личности, включающие ее поло-ролевые характеристики в контекст самосовершенствования. В статье выясняется, какова роль гендерных представлений об идеале (образе Учителя) в процессе самосовершенствования представителей различных поло-возрастных групп».

Актуальность проблематики. Изучение гендера стало еще более актуальным в мультикультурном социуме. Хотя существует устоявшаяся традиция исследования поло-ролевой картины мира в работах классиков гуманитаристики и современных исследователей (Л.Выготский; П.Блонский; В.Вундт; К.Юнг; Дж Фрезер; Э.Тейлор; Л.Баткин; Е.Старовойтенко; А.Гуревич и др.), современные реалии вносят свои коррективы.
Подход к гендерным различиям, который предложила Сандра Бем в концепции «линзы гендера», отличается от структурного подхода к гендеру тем, что подвергает критике саму идею приписывать личностным качествам и поведению маркеры мужского и женского. Из этого следует радикальный вывод: чтобы быть мужчиной и женщиной... — «ничего делать не надо». Ведь наш пол дан нам от рождения. Снимается то напряжение, которое делает самооценку страдающей, если люди не выполняют культурные требования быть «настоящими» мужчинами или «настоящими» женщинами [2]. Все остальные характеристики поведения, а также личностные и профессиональные интересы, привязанности и страсти — это свободный выбор. Вернее, должны быть свободным выбором людей в зависимости от их предпочтений, интересов и способностей. В «Линзах гендера» анализируются механизмы, посредством которых формируется когнитивная система (система познания) на основе пола. «Мы не через линзы будем смотреть, а на них самих»[2]. А это значит, что при исследовании вопроса необходимо произвести абстрагирование себя от себя как познающего субъекта.
Как мы познаем мир, через какую систему, как мы сформировали и получили такую систему знаний, при которой качества женщин (реальные или воспринимаемые) трактуются как отрицательные для высокодоходных и высокостатусных профессий и занятий?
Психология как наука относится к поздним новообразованиям в списке идеологических технологий контроля и власти. Она поддерживала концепцию двойного стандарта к психическому здоровью. Сейчас принято говорить, что за последнее время произошли большие изменения в освобождении мужчин и женщин от прессинга жестких гендерных привязок к тому или иному полу. Многие воспринимают это с тревогой, боятся хаоса, неопределенности и путаницы в человеческом поведении: «Если мой сын будет чувствительным и открытым, как он выживет в армии? Если моя дочка будет независимой и уверенной, как она выйдет замуж?» Это основные вопросы на лекциях по гендерным проблемам, волнующие современных студентов, которые придерживаются конвенциальных гендерных ролей. Для психологов важно осознать границу между психологической адаптацией личности к среде и необходимостью реформации социальных институтов. Поэтому уместно задаться следующими вопросами: «Где та граница, до которой надо психологически адаптироваться и адаптировать своих детей к унижающей достоинство дедовщине в армии, к пренебрежению по отношению к женщинам на политическом и бытовом уровне? Есть предел, при котором адаптивные способности личности должны быть редуцированы — необходимо сохранять личность. Вместо этого надо менять социальные институты — армию, родительство, производственную среду. Уничтожение гендерного неравенства потребует не только личностных, но и институциональных перемен. Идея освоения культуры или, как пишет Бем, «инкультурации», должна быть знакома отечественным психологам по схожим идеям в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. В автобиографии П.П. Блонского мы читаем «поведение понятно лишь как история поведения» [3]. В 30-х годах XX века Л.С. Выготский развивает эту мысль и предлагает теорию происхождения, структуры и развития высших психических функций, заложившую основы исторического подхода к изучению психики человека. В основе концепции, развиваемой Л.С. Выготским лежат две гипотезы: об опосредованном характере психической деятельности и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихической». Применение знаков (слов, цифровых обозначений и т.п.), т.е. переход к опосредующей деятельности, перестраивает всю психическую деятельность. «Первоначально... культурные приемы и средства формируются в совместной деятельности людей, а затем становятся также индивидуальными психологическими средствами управления поведением. В развитии каждой из психических функций такое опосредование постепенно превращается из внешнего во внутреннее» [5]. Данный процесс Л.С. Выготский назвал интериоризацией и выделил закономерность формирования психики, отражающую развитие не только отдельных функций, но и всей личности в целом. «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначально социальной функцией»[5] — формулирует он общий генетический закон культурного развития. Можно дополнить, что, по современным представлениям, к внешним факторам, которые объединяют факторы окружающей среды — экономические, социальные, образовательные и политические, относится гендерная социализация и институциональный сексизм. Эти внешние факторы влияют и взаимодействуют с внутренними факторами. Те факторы, которые были внешними для женщин, становятся интериоризированными. Даже если фактор является внутренним, он первоначально начинался как внешне продуцированный. Теория гендерной схемы была сосредоточена на эпистемологических аспектах восприятия и познания, то есть на самом процессе получения знания об окружающем мире, о мужчинах и женщинах. Сошлемся на Вирджинию Вульф (вершиной творчества английской писательницы является роман "Миссис Дэллоуэй". Мир романа словно соткан из мелочей, пустяков, взглядов, жестов, деталей - в нем неуловимо слиты прошлое и настоящее, "здесь и там", потому что это мир чувства, и именно чувство, а не сухая логика определяет, что важно, а что нет, превращая момент в вечность, а пустяк в событие) в ее беседе с аудиторией сорок пять лет назад: «Любой вопрос относительно пола является таковым, что не стоит и надеяться, что вам удастся высказать истину. Можно только показать, каким образом вы пришли к тому мнению, которого придерживаетесь». Рассмотреть процесс получения знания — вот что необходимо для объяснения результатов процесса обретения знания.
Как мы узнаем, что это качество является женским, а это поведение — мужским? — такие нетривиальные вопросы, заданные исследовательницей, и послужили началом формирования теории, объясняющей, как сформировалось восприятие на основе физиологической категории — пола. Это значит, что познавательная система человека сформирована в культуре опосредованным образом. Мы не просто один к одному отражаем окружающие нас предметы и явления в различных репрезентативных системах — зрительной, аудиальной, тактильной и т. п. Наша познавательная система активно конструирует такой тип восприятия и познания, который характеризуется определенными результатами: поляризацией мужского и женского, иерархизацией мужского и женского и интерпретацией подобного положения вещей при помощи биологизации этого процесса — то есть объяснением того, что это все естественно».
Личности довольно сложно отслеживать сам процесс познания (т. е. свои собственные психические процессы), поэтому, скорее, она предпочитает обсуждать результаты восприятия, а не сам процесс. Результаты этого восприятия в виде исследований (которые в свою очередь проведены на основе этой же системы познания) уже переполнили хранилища эмпирических исследований. «Теория линз» объясняет, что нет никаких мест и профессий, которые бы имели исконные и естественные и неизменные половые признаки. Эти маркеры «мужского» или «женского» есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которая давно находится в кризисе со своими стратегиями и тактиками. Вспомним профессию врача в царской России, которая всего лишь сто лет назад была прерогативой мужчин, то есть «мужской». Теперь она, по большей части, считается «женской». Безусловно, это связанно с радикальными изменениями общества в последние два столетия. Традиционные, некогда, парадигмы оказывают всё меньшее влияние на жизнь общества. В связи с изменившимися реалиями нами было проведено эмпирическое исследование.
Объект. Образ Учителя в культурно-историческом контексте.
Предмет: современное представление об идеальном Учителе у личностей с различными поло-возрастными характеристиками.
Цель исследования: выявить качественные отличия образа Учителя и спрогнозировать их влияние на самосовершенствование личностей различного пола и возраста в культурно-историческом контексте.
Методы исследования.Метод психолого-исторической реконструкции [1], контент-анализа, (анализ изменения культурной и гендерной роли учителя в историческом контексте и сравнение с его современным вариантом), метод интроспекции, анкетирование и интервью, наблюдение, метод герменевтики [6].
Проводились эмпирические исследования в г. Одесса., которые включали следующие этапы: планирование, пилотажных исследований (экспертные оценки), проведение опроса среди молодежной аудитории, статистическая обработка результатов, анализ и синтез полученных выводов. Реципиентами данного исследования стали студенты и курсанты факультетов соц.работа, финансы и кредит, прикладная математика ИИПО ОНУимени И.И. Мечникова, Одесского областного базового медицинского училища (ООБМУ)– сестринское дело; ОМУРП(Одесское молреходное училище рыбной промышленности имени В.Соляника). Молодежная аудитория в возрасте от 16-22 лет, из них 50 девушек и 45 юношей. Взрослая аудитория: преподаватели ОНУ, ОМУРП, ООБМУ (реципиенты 30-50 лет, из них 57 женщин и 55 мужчин).
В ходе исследования, респондентам были заданы ряд вопросов, направленные на изучение представлений современной молодёжи об образе учителя.
Данное эмпирическое исследование показало что ряд причин проявляющихся в современном обществе своими корнями уходит в древний мир, когда родоплеменные образования курировались матриархатом, отводя женщине роль хранительницы очага и продолжательницы рода, а следовательно управляющей всем племенем, в то время как мужчины, в основном занимались добычей пищи (охота и рыболовство). Так образовалось две сферы деятельности, внутри племени, а именно: сохранение огня внутри жилищ, распределение добытых ресурсов, создание предметов обихода, уход за детьми, больными и старыми членами племени (интроэктная деятельность) и вне племени, а именно: добыча плодов и ягод, охота, собирательство природных ресурсов (экзоэктная деятельность). К тому моменту социальная стратификация подразумевала подобное положение дел и именно она привела общество к следующему витку развития, а именно – первым государственным образованиям. Всё больше сфер взаимодействия возникало вне племени, экзоэктная деятельность испытывала подъём и разрастание. К ней присоединились различные ремёсла. Первые кто занимался добычей и обработкой древесины, гончарством и аграрным ремеслом начали передавать накопленные навыки новым поколениям, сформировав, таким образом, первую касту Учителей. Постепенно, роль женщины всё больше определялась внутриродовой деятельностью, а племена объединялись, тем самым расширяя экзоэктную деятельность. Древний мир до сих пор славиться известнейшими Учителями создавшими целые школы и течения в области философии (Сократ, Платон , Аристотель), теологии (Бл.Августин, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Фома Аквинский), инженерии, военном искусстве, астрологии и т.д. И преобладающие большинство из них – мужчины. Согласно А. Маслоу, это связанно с тем, что для различных представителей одного биологического пола свойственны схожие стремления к самоактуализации, через систему из пяти последовательных ступеней потребностей человека. Год за годом история будет вносить коррективы в педагогический процесс, но вышеизложенное утверждение является актуальным вплоть до нового времени, а именно до XVIII века. Именно в это время произошли первые феминистические революции, формально обосновав вступление женского пола в преподавательскую сферу.
Двигаясь дальше по исторической спирали, образование полностью преобразовалось и окончательно пустило корни под патронажем церкви. Знания передавались церковнослужителямии и в большей степени служили религиозным целям. Уже тогда педагогика несла сакральный смысл, а учителя носили гордое звание Духовного наставника – Пастыря, по утверждению Александра Меня [3]. В церковную сферу допускались только мужчины. Экзоэктная деятельность только набирала обороты, в сферу деятельности прибавились политика, ведение военных действий, мореплавание и меценатство. Итак, отголоски родоплеменной общины окончательно сформировались в прочнейший институт, ячейку общества, а именно – семью. Данная парадигма устойчиво прогрессировала в течении многих столетий. Но, как известно, рано или поздно, всему, так или иначе, приходит конец. Недовольство в женской среде всё нарастало, а рычаги давления мужчин действовали всё хуже. Появлялись великие женщины, деяния которых до сих пор воспеваются поэтами и художниками, историками и сценаристами, политиками и драматургами. Примером которых по сей день вдохновляется современная молодёжь. Как показали результаты нашего исследовапния они и стали первым прорывом линии экзоэктного фронта ( XVIIIвек, первые феминистские революции) (cм. Приложение Таблицу 1). В таблице 1 видно, что подавляющие число выбранных учителей, это мужчины. Данную закономерность можно обосновать двумя факторами. Мужчины в качестве Учителей количественно преобладают, как представители исторических личностей. Так же, как и качественно, ссылаясь на результаты исследования. В Советском государстве которое вырастило четыре поколения был создан новый тип народного Учителя (всеобщее равенство положило начало необратимому процессу). Труд Учителя приобрёл высокую общественную значимость, он «... тем ценен и прекрасен, что... формирует самого человека... Учитель... осуществляет связь времен, он – звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее...» (Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, 1973, с. 228) на этих речах воспитывалось не одно поколение, но утрачено на наш взгляд самое главное сакральное понимание Учительства и неудивительно что современная молодежь понимает под учителем человека который является носителем информации, идей и взглядов, и его главной задачей по мнению наших реципиентов заниматься их распространением в обществе. Метафорично создается образ безликого существа…Возникает риторический вопрос так кто же на самом деле Учитель? Звено в цепи поколений или воспитатеть с большой Буквы, как считал К.Д.Ушинский «... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» (Ушинский К. Д., Собр. соч., т. 2, 1948, с. 64)). Кто в праве быть Учителем мужчина или женщина или мы вообще не в праве задавать такой вопрос. Женщина на протяжении столетий всегда стремилась к активной деятельности в социуме и болезненно относилась к ущемлению своих прав. Стремление к равенству увенчалось успехом лишь несколько сотен лет назад. Мы принципиально не акцентируем внимание и упускаем ту часть истории, где женщины впервые получили доступ к образовательной сфере. Это слишком малозначительный инцидент на просторах истории. Женщинами испокон века изучались определённые предметы, никак не касающиеся мужских сфер деятельности, науки и предметов естествознания. О преподавательстве речи и быть не могло.
Следующим этапом истории человечества, что на наш взгляд стало одной из причин появления не аван сцене женщины Учителя, это две крупнейших войны в истории человечества. Именно они послужили толчком великим историческим переменам. Как именно? Все работоспособные мужчины были отправлены на фронт, внутренняя инфраструктура тылов великих государств упала именно на женские плечи. Безусловно, педагогическая сфера пострадала не меньше. Большинство учителей мужского пола были мобилизованы, и женщины с достоинством заняли место преподавателей во всех сферах данной деятельности. Форсировано женщины были втянуты в экзоэктную сферу целиком и полностью. Данный прорыв гендерных границ повёл за собой ряд других существенных изменений в психологии человечества. Во-первых, это означало, что вскоре всей экзоэктной деятельностью постепенно стали заниматься кандидаты женского пола. Естественно не равномерно, некоторые сферы поддались быстрее, некоторые, в следствии естественных причин, остаются до сих пор сугубо мужскими. Объяснить это просто, первыми пали сферы, обеспечение которых стратегических необходимо при ведении боевых действий, а именно: ткачество, продовольственная сфера, сфера торговли и, конечно же, педагогика. Даже в сложные времена приоритет воспитания подрастающего поколения приобрёл всеобъемлющий характер. Женщина отныне не только воспитывала детей и хранила семейный очаг, но так же с достоинством учительтвовала т.е. насыщала информацией в виде гуманитарных и точных наук, языкознания подрастающее поколение. Это отправная точка, где человечество навсегда изменит свой привычный уклад жизни.
Анализ данных полученных в ходе гендерного исследования показал и помог нам прояснить точку зрения студенческого большинства на предмет нашего исследования и окончательно определиться: Учителя какого пола видит современная молодёжь в своём учебном процессе? Исследование привело нас к интересному выводу. Мы уверены в том, что вышеописанное – не простая графомания. Это тот самый путь, который проделало наше сознание прежде, чем оказаться в той точке, где находится сейчас. И не зависимо от того, как меняется уклад человеческой жизни, весь тот опыт был и будет за плечами человечества до скончания века. Он будет так же незримо влиять на наши жизни, как детские переживания в психоанализе.
Резудьтаты наших исследований однозначно привели нас к мысли о том, что внутри современного общества ещё доминируют догматы установленные столетиями назад. Среди опрошенных, на вопрос об Истинном учителе в их жизни, голоса справедливо разделились со значительным перевесом в сторону представителей мужского пола. Это наталкивает на мысли о том, что роль учителя в современном коллективном сознании гендерно не окрашено и является на наш взгляд результатом столкновения самоидентификации с определённым гендерным образцом, в стремлении ему соответствовать, а так же, в связи со сложившейся культурной традицией в педагогической и семейной сферах (см. рис. 2 и 3):

Рисунок1

Мой истинный учитель (девушки)

Рисунок2



Мой истинный учитель (юноши)

Таким образом, предшествующий опыт не оставляет человечество ни на секунду. С абсолютным перевесом, на вопрос об исторической личности в качестве Учителя, респонденты выбрали в основном представителей мужского пола. Этот факт подтвердился так же рядом пилотажных исследований.

Рисунок 3

Гендерные предпочтения в педагогической сфере

В ходе исследования было выявлено что, в XXI веке, преобладающее количество преподавателей начального, среднего и высшего образования – женщины. Данные полученные нами подтвердили, что учительские ориентиры гендерно разнообразны (рисунок 1 и 2). Однако, не соответствуют реальным предпочтениям современной молодёжи (Рисунок 3). 79% опрашиваемых реципиентов предпочли выбрать мужчину в качестве педагога для себя и своих детей.
Выводы. Приведенные выше результаты показали, какова роль социальных представлений об идеале (образе Учителя) в процессе самосовершенствования представителей различных поло-возрастных групп. Анализ полученных данных показал нам не соответствие реалий педагогической сферы, с предпочтениями современной молодёжи. Можно утверждать, что учёт гендерных особенностей и бессознательных стремлений в педагогической сфере способен кардинально изменить процесс образования в лучшую сторону (позволит повысить его КПД и сократить его продолжительность).Можно смело утверждать, что по сей день молодёжь и взрослое поколение современной Украины сохраняет образ Идеального Учителя мужского пола и стремиться на бессознательном и сознательном уровне к подобному Образу для себя и своих детей. На ряду с меняющейся обстановкой в обществе, это стремление может стать хорошим способом улучшить процесс образования. Популяризация и всеобщая доступность образовательной сферы разрушили сакральный образ Учителя в умах людей. И это сложно вернуть в расцерковленном обществе, но на наш взгляд идет возрождение духовной культуры и мы на пороге Духовного ренессанса, так как в глубинах коллективного бессознательного ещё тлеет, зародившаяся с давних времен мысль о Гуру - Пастыре - Наставнике, мудром и добром, понимающем и поддерживающем, защищающим и направляющим к Свету Истины- Великом Учителе.

Список использованной литературы
1.Белявский И.Г., Исповедь пасынка века и немного исторической психологии/ И.Г. Белявский, Кишинская А.Н., Одесса, ОКФА, 1997. – 472 с.
2.Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов/ С. Л. Бем, Москва, РОССПЭН, 2004. - 336 с.
3.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. /П.П.Блонский, В 2-х т. - Москва, Психологический институт РАО, 1979.-564с.
4.Бычков В. 2000 лет христианской культуры/ И.Бычков.- Москва, Просвещение, 1999, т. 1.-574 с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций./Л.С. Выготский.- М., 1960. 312
6.Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./ Х.-Г. Гадамер.- М.: Прогресс , 1988. -699с.
4. Николаев Ю. В.поисках Божества/Ю. Николаев–К.: СофияLtd, 1995; 400 с.
5.Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию /С.Л.Франк.- М., 1917; СПб., 1995.

Приложение
Таблица 1.
«Историческая личность в качестве Учителя (мужские и женские предпочтения»

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.254 секунд