Лазоренко Б. П. (г. Киев) Неосознанный образ семейно-родовой системы как ресурс жизнетворчества проблемной молодежи

9 года 10 мес. назад #47 от Виктория Фокина
УДК 32:159.9(082)
Лазоренко Б. П. (г. Киев)
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Неосознанный образ семейно-родовой системы как ресурс жизнетворчества проблемной молодежи

Аннотация
Неосознанный образ семейно-родовой системы обоснован как ресурс жизнетворчества проблемной молодежи. Обращение намерения, определено в качестве условия запуска катерсической трансформации этого образа, а парадоксальная реакция как его содержательный механизм.
Выявлена особенность обеспечения успешности реализации катарсического переживания. Это обретение и реализация смысловой установки на полное принятие превращенных форм «долгов» и расставание с прежним образом жизни, без надежды на возврат к нему.
Ключевые слова: неосознанный образ семейно-родовой системы, катарсис, личностное жизнетворчество, проблемная молодежь.

Проблемам жизнетворчества посвящены психологические и социологические исследования. На основе исползованию методологии сознательного целеполагания авторами под руководством Л. В. Сохань [1]. разработана концепция жизнетворчества. В отношении проблемной молодежи (далее ПМ) эта концепция нуждается в адаптации. Прежде всего, это связано с необходимостью учитывать неблагоприятное влияние на жизнь ПМ неосознаваемых факторов и использовать соответствующие социально-психологические технологии трансформации этого влияния в формировании просоциального личностного жизнетворчества (далее ЛЖТ).
Разработка технологий формирования просоциального личностного жизнетворчества ЛЖТ является особенно актуальной темой в контексте активизации ранее латентных бессознательных комплексов враждебности в решении насущних социальных проблем современного украинского общества. Просоциальная направленность ЛЖТ ПМ имеет особое значение в современных условиях гражданского и военного противостояния в Украине. Не секрет, что значительная часть молодежи восточных регионов Украины, которые находятся в составе сепаратистских группировок, принадлежит именно к проблемной молодежи. Многие из них являются наркозависимыми, или же имеют криминальный опыт. С завершением военных действий эта молодежь будет составлять относительно новую значительную группу проблемной молодежи для социально-психологической работы по изменению ее асоциальных практик в просоциальные и возвращения к обычной мирной жизни.
Также стоит ожидать, что после окончания военных действий в Украине определенная часть патриотической молодежи, которая принимает активное участие в боевых действиях в восточных регионах страны, также будет нуждаться в соответствующей реабилитации и ресоциализации, в эффективной профилактике и преодолении последствий боевых психических травм, посттравматических стрессов и их последствий.
В этой связи необходимо совершенствование существующих и разработка новых эффективных технологий актуализации и трансформации негативного потенциала ПМ в энергию просоциального ЛЖТ.
Целью статьи является виявление условий и особенностей трансформации неосознаваемых образов семейно-родовых систем (далее НОСРС) проблемной молодежи в ресурс их ЛЖТ.
Опыт работы с представителями ПМ, прежде всего наркозависимой молодожью, показывает, что их асоциальное ЛЖТ обусловлено деформациями их родового бессознательного, запечетленными в неосознаваемых образах их семейно-родовых систем, которые они унаследовали от своих родителей. Эти образы являются базовыми матрицами определяющими асоциальные практики и образ жизни ПМ [2]. Среди методов направленных на трансформацию НОСРС наше внимание привлек феноменологический метод Б. Хеллингера, развиваемый им совместно со своими последователями в виде так называемых семейных, организационных, структурных и других «расстановок» [3, 4]. Этот метод мы адаптировали применительно к решению поставленных задач в виде комплекса средств моделирования и трансформации НОСРС человека с целью виявления и преобразования его деформаций в потенциал ЛЖТ.
В ЛЖТ выделяется ряд этапов. В статье мы остановимся на двух наиболее принципиально важных ее этапах – на предварительном этапе обращения первичного намерения и этапе применения кризисных практик, обеспечивающих специфическую трансформацию – катрсис НОСРС человека.
Традиционно обращаясь за психологической помощью, люди, в том числе ПМ, как правило, формулируют два основных запроса. А именно, помочь им избавиться от «того, что мешает жить полноценной здоровой и счатливыой жизнью». И, также, «помочь получить, достичь того, чего они, несомненно, заслуживуют, но не могут достичь самостоятельно». Важная и сложная задача состоит в том, чтобы подвести ПМ к восприятию и принятию того факта, что их нынешнее положение, в котором они оказались, является отчасти результатом их собственных действий по жизни, а отчасти неосознанно унаследованными стереотипами поведения от своих родных и близких. И для того, чтобы иметь возможность что-то изменить в своей жизни в лучшую сторону им необходимо осознанно принять всю ответственность и за свое поведение, и его последствия.
Своеобразными маркерами негативного наследства и результатов своих жизненных практик, от которых пытаются избавиться ПМ, являются негативные чувства и состояния агрессивного и депресивного спектра. Настрой на их приятие как своих родных и состоит первый шаг в обращении первичного намерения. Такой настрой достигается путем фиксации внимания и осознания проблемной личностью того парадоксального факта ее жизни, что в ситуациях когда она остается в одиночестве с самой собой перед лицом своих проблем и задач первыми, кто приходит к ней, являются ее негативные чувства и состояния. Они никогда ее не покдают, даже в самых неблагоприятных ситуациях. Именно они являются ее самыми близкими, родными и верными состояниями, которые вновь и вновь приходят к ней в самые трудные минуты ее жизни. Псевдоспасатели в виде наркотических веществ и иханалогов действуют лишь временно и не надежно. Но есть надежда в том, что если их правильно принять, то из врагов и преследователей они могут стать друзьями и помошниками, важными жизненными ресурсами.
Такое обращение намерения является необходимым условием для запуска кризисных, катарсических практик и их катализации.
Ключевым фокусом процесса ЛЖТ ПМ являются комплекс кризисных катарсических практик. Основные его аспекты изложены в [5].
В данной статье мы в более развернутой форме остановимся на содержании образе родового бессознательного в контесте решения жизненных задач ЛЖТ ПМ. Также раскроем свое понимание некоторых важных моральных и правових норм родовых общностей, исторически описанных в мифологии, которые, на наш взгляд, являются ключами к пониманию важных асоциальных практик, проявляющиеся в психике и асоциальном поведении наших современников, образующих основу их образа жизни.
Понятию катарсиса посвящено многочисленные исследования в контексте различных психологических и психотерапевтических направлений. Исторически оно введено Аристотелем и связывалось с трагедийным жанром тогдашнего театрального искусства. Согласно Аристотелю, трагедия, вызывает сочувствие и страх, и через переживания учасников пьесы, очищает душу. В этом смысле катарсис понимается преимущественно как эстетическое переживание освобождения психики участников драматического действа от психоэмоционального напряжения, достижения ими душевного релакса и эстетического удовольствия. Однако более внимательный анализ этого понятия в более широком социокультурном контексте позволяет установить его связь с определенными мифологическими и религиозными ритуалами освобождения личности, рода и народа от грехов предков, которые, как наследство Судьбы – Рока, должны искупить потомки.
Кроме того, катарсический процесс имеет место и в других формах социально значимой деятельности, таких как право, мораль, философия, наука, медицина. Так, в праве – это наказания и освобождения от судимости. В морали – это освобождение от мук совести путем исправления негативных последствий нарушения моральных норм. В философии и науке – это очищение, освобождение знания от ложных положений на пути к достижению истины. Также это очищение души от эмоциональных искажений, влечений и аффектов, которые мешают объективному исследованию и восприятию истины. В медицине – это терапия – очищение души и тела от болезней.
Возвращаюсь к исторически базового, на наш взгляд, мифологического и религиозного понимания катарсиса, следует отметить, что, каак правило, его суть видится прежде всего в очистке личности, родовой и социальной общности, от грехов крови – внутриродового и мижродового беззакония – такого как убийства и сексуальные извращения, а также от преступлений, нарушений родовой и общественной морали. Такой катарсис осуществлялся путем ритуального жертвоприношения и ритуального воспроизведения мифологических сюжетов в соответствующих мистериях. Основными фигурами, на которых возлагались грехи рода или социальной общности, с последующим их убийством или изгнанием за пределы социального мира, были либо специально выбранные люди – «фармаки», либо животные. Например, у греков и иудеев – этьим животным был козел, как воплощение похоти и зла. В этом смысле заслуживает внимания название драматических песен в античной трагедии как пения козла. Трагедия (др.-греч. Τραγῳδία, tragōdía), буквально означает «песня козла»). Также показательным является использование этого животного в иудаистських религиозных ритуалах как «козла отпущения», на которого возлагались все грехи народа с последующим его изгнанием в пустыню.
Такие ритуальные действия соответствовали точке зрения развитого родового сознания, представленного в мифологи и обрядовой практике. Согласно им ответственность за те или иные нарушения моральных и правових норм, имевших место в роду и сообществе, может быть возложена на некоторого представителя рода. Однако согласно родовому праву никакой член рода не может быть исключен из родовой общности. Место в системе не может быть пустым. Если происходит исключение кого-то, то его замещает другой член рода. Аналогичным образом действут родовой закон кровной мести, согласно которому субъектами ответственности являются не конкретные индивиды – члены родовых общностей, а род как общность и каждый взрослый его член в частности, как его полноправная часть.
В родовом бессознательном данные нормы сохраняется и те или иные нарушения родовой морали и права не исчезают с их передачей обреченным на смерть и исключенным из родовой социальной общности «козлам отпущения», а передаются, в превращенной форме, тем членам родовой общности, которые обязаны брать за них ответственность в качестве некого «долга». Эти «превращенные формы» проявляються в соответствущем асоциальном поведении. Таким образом, невозмещенные и невозвращенные «долги» передаются вместе с жизнью от предков к потомкам по родовым линиям как своеобразное дополнение к ней, как «цена» жизни данного человека и воспроизводятся им в виде тех или тных отклонений от принятых в социуме норм в виде асоциальных практик. Представители ПМ в определенной мере, являются современными потомками «козлов отпущения». Благодаря идентификации с неосознаваемым образом ранее «исключенных» из семейно-родовой системи членами, они реализуют эти практики. Своим поведением они напоминают живым членам родовой и социальной общности о неоплаченых «долгах» предков и предшественников и стимулируют к их отработке. В дальнейшем процецессе катарсических трансформаций они выступают их своеобразними катализаторами, возвращая проблемную личность к негативным переживаниям, в случаях, если процесс трансформащии не был завершен надлежащим образом.
В НОСРС ПМ воспроизводятся факт наличия и неприятия неоплаченных родовых «долгов» предшественников. Из этих образов также могут быть реконструированы представления о «ценах» и способах искупления вины и возвращения «долгов». Эти представления ракрываются благодаря принятию и переживанию тех негативных психоемоциональных состояний, от которых сознательно пытаются избавиться «наследники» «долгов». В наибольшей мере к такому пониманию и реализации катарсиса как переживания и изживания указанного «наследства» подошли представители психоанализа и других психотерапевтических направлениях, идеологически опираются на него. Так в современном психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии путем эмоцийнальной разрядки, которая способствует уменьшению или снятию тревоги, конфликту, фрустрации благодаря их вербализации или телесной экспрессии, обусловливающие терапевтический эффект и лучшее понимание себя [6].
Поскольку основные учредители и последователи этих школ были в подавляющем большинстве врачами, поэтому в их понимании катарсиса определяющее влияние имела медико-терапевтическая концепция катарсиса как терапии. включает несколько аспектов. Прежде всего, терапия рассматривается как процесс, целью которого является облегчение или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или нарушения жизненных функций. Конечным результатом этого процесса является восстановление общего здоровья всего организма [7].
Из нашего опыта важная особенность кризисных практик устранения деформаций НОСРС, обеспечивающих его катарсис, состоит в том, что они не отсекают и не исключениют дисфункциональные элементы, а преобразуют их. Они осуществляют деконструкцию образа с последующим конструированием нового, более гармоничного. В этом смысле важным для выяснения особенностей катарсиса в исцеляющей трансформации НОСРС личностости имеет медицинское понимание терапии как исцеления. В такой трактовке здоровье, как благополучие – гармоничное единство функционирования организма как целостной системы, достигается терапевтическими вмешательствами, а не хирургическими методами.
Аналогичным образом катарсис НОСРС проблемной личности как комплес кризисных практик реализуется и как восстановление предыдущего, ранее утраченного благополучия, и как его создание в процессе конструирования нового образа, поскольку оно отсутствовало изначально. При этом сам процесс такого катарсиса-исцеления имеет двойную цель. Первая – это овладение проблемной личностью новыми просоциальными моделями поведения, другая, являющаяся основной, без достижения которой невозможна реализация первой, – это катарсис – гармонизация, обновление и исцеление НОСРС этой проблемной личности.
Последнее достигается за счет конструирования нового целебного образа этой системы и дальнейшего воплощения его в практиках ЛЖТ – в социальном общении с близким родственным и внешним социальным окружением. Для достижения эффективных положительных изменений в ЛЖТ ПМ ее необходимыми компонентами являются домашние задания и социально-психологическое сопровождение, аналогично тому как это происходит во время проведения медицинской терапии. Полученное новые образцы поведения нуждается в дальнейшей укоренении как навыков новой жизни с последующим преобразованием их в устойчивые практики ЛЖТ во взаимодействии с реальными членами собственной системы и другими людьми.
При этом сердцевиной кактарсических практик является практическая реализация обращенного ранее намерения на принятие, переживание и изживание как своего наследственного долга негативных состояний и преобразование их в позитивный ресурс жизнетворчества.
Их основу составляет механизм парадоксальной психологической реакции, при которой восприятие и усиления негативнрого эмоционального состояния приводит к его угасанию и дальнейшей трансформации в другие в том числк противоположные состояния. Катарсис – в этом смысле – это особенное очищение. Его содержание составляет специфическая трансформация, преобразование исходных негативных состояний в позитивные. По своему смыслу, направленности и содержанию комплекс катарсисеских практик трансформации НОСРС аналогичен переживанию кризиса и отгореванию утраты [8].
Традиционно в естественных условиях процесс отгоревания имеет разную продолжительность для разных людей и может быть достаточно длительным. Для его оптимизации применительно к ПМ мы применяем следующие психотехнологии. Прежде всего – это моделирование и реконструкция НОСРС проблемной личности средствами адаптированного варианта системно-феноменологического метода Б. Хеллингера, телесно ориентированные дыхательные техники аналогичные ребефингу и дыхательным техникам С. Грофа, авторскую методику спонтанно-последовательного переживания ведущих негативных состояний, разработанную на базе первых двух техноглогий.
Символически для проблемной личности такое переживание является принятием и возмещением принятых на себя «неоплаченных долгов» своих предшественников, отработкой своей «цены жизни». В результате такого переживания проблемная личность имеет право занять свое законное место в образе своей семейно-родовой системы, что приводит к изменению в ее способе жизни.
Выводы. НОСРС является специфическим ресурсом ЛЖТ ПМ. Его содержание и внутренние связи обусловливают асоциальные практики ПМ и содержат возможность их превращения в просоциальные практики.
Важным условем трансформации асоциальной форми ЛЖТ в просоциальную является обращение намерения. Парадоксальная реакция, составляющая его внутренний механизм, запускает процесс катарсической трансформации образа семейно-родовой системы ПМ.
Важной особенностью обеспечения успешности реализации катарсического преживания является не столько сам факт наличия психоэмоциональных страданий, а обретение и реализация смысловой установки на полное принятие превращенных форм вины и «долгов» и расставание с прежним образом жизни, без надежды на возврат к нему.
При этом указанные превращенные формы выступают стимулами осознания и катализаторами стимулирующими дальнейшее преобразование асоциальных практик ПМ в просоциальные.

Список литературы
1. Мистецтво життєтворчості особистості : наук.-метод. посіб. – У 2-х ч. / керівн. автор. кол. Л. В. Сохань, І. Г.Єрмаков. – К. : ВІПОЛ, 1997. – 936 с.
2. Лазоренко Б. П. Асоціальні практики, соціально-психологічні механізми та несвідомі динаміки особистісного життєконструювання проблемної молоді / Б. П. Лазоренко // Наук. студ. із соц. та політ. психол. : зб. статей / НАПН України, Ін-т соц. та політ. психол. ; редкол. : С. Д. Максименко, М. М. Слюсаревський та ін. – К. : Міленіум, 2012. – С. 110–118.
3. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М. : Институт консультирования и системных решений, 2006. – 242 с.
4. Практика семейной расстановки: системные решения по Берту Хеллингеру / Сост. Г. Вебер. – М. : Международ. ин-т консульт. и систем. Решений ; Высшая школа психологии, 2004. – 384 с.
5. Лазоренко Б. П. Кризова практика особистісного життєконструювання проблемної молоді / Б. П. Лазоренко // Психологічні науки: проблеми і здобутки : зб. наук. статей / Київський міжнародний університет, Ін-т соц. та політ психол. НАПН України. Серія : “Психологічні науки: проблеми і здобутки”; вип. 4. – К. : КиМУ, 2013. – 262 с. – С. 133–144.
6. Катарсис [Електронний ресурс]. – Режим доступу : dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/569/Катарсис/.
7. Терапия (лечение) [Електронний ресурс]. – Режим доступу : ru.wikipedia.org/wiki/Терапия_(лечение)/.
8. Скоропудова В. Правила горевания [Електронний ресурс]. – Режим доступу : www.matrony.ru/pravila-gorevaniya/.

Анотація
Неусвідомлений образ сімейно-родової системи як ресурс життєтворення проблемної молоді
Лазоренко Б. П. – кандидат філософських наук, доцент, провідний науковий співробітник лабораторії соціальної психології особистості Інституту соціальної та політичної психології Національної академії педагогічних наук України.
НОСРС обгрунтовано як специфічний ресурс особистісного життєтворення ПМ. Обернення наміру визначено в якості умови запуску катерсичної трансформації цього образу, а парадоксальна реакція як його змістовний механізм. Виявлено, що успішність реалізації катарсичного переживання. ПМ забезпечується набуттям та реалізацією смислового настановлення на повне прийняття перевертнів «боргів», розставанням з колишнім способом життя, без надії на повернення до нього.
Ключові слова: неусвідомлений образ сімейно-родової системи, катарсис, особистісне життєтворення, проблемна молодь.

Abstract
Unconcience image of femely and trib system as a resource of life creativity the troubled youth
Lazorenko B. P. – PhD in phіlosophy, liding science resurcher, Institute of Social and Political Psychology of the National Academy of Pedogogical Sciences of Ukraine.
Unconscious image of family and clan system is justified as a specific resource as a resource life creativity the troubled youth. Handling intentions, defined as trigger conditions cathartic transformation of the image, and a paradoxical reaction as his comprehensive mechanism.
Revealed that the success of the cathartic experience of troubled youth ensured by the acquisition and implementation of semantic installation on full acceptance of transformed forms «debt», parting with the former way of life, with no hope of a return to it.
Keywords: unconscious image of family and clan system, catharsis, personal life creativity, troubled youth.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.205 секунд