Дунаєва Л.М. (м. Одеса), Піщевська Е.В. (м. Одеса) ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ПЕРИОД МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

9 года 2 мес. назад - 9 года 1 мес. назад #32 от Виктория Фокина
ДУНАЄВА Л.М. – доктор політичних наук, професор кафедри соціальних робот Інституту інноваційної та післядипломної освіти Одеського національного університету імені І.І.Мечникова
ПІЩЕВСЬКА Е.В. - кандидат історичних наук, доцент кафедри соціальних робот Інституту інноваційної та післядипломної освіти Одеського національного університету імені І.І.Мечникова


ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В
ПЕРИОД МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

На современном этапе экономического и социального развития Украины, которое происходит в период мирового экономического кризиса и сопровождается ухудшением материального положения населения страны, вопросы социальной защиты звучат как никогда остро. В этих условиях важно использовать опыт социальной защиты населения в странах Европейского Союза.
Источниками правового регулирования социальной защиты населения европейских стран являются акты, принятые Советом Европы, Европейским Союзом. Cовет Европы принял два основных документа в области защиты прав человека. Это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Европейская социальная хартия, защищающая социальные и экономические права человека. Социальная политика ЕС регламентируется Амстердамским договором, который был подписан в 1997 году и стал отправной точкой Европейской трудовой и социальной политики. [1]
Как известно, опыт реализации программ по социальной защите населения европейскими странами насчитывает более сотни лет. Этот опыт описывается и анализируется в современной отечественной и зарубежной историографии. [2]
Социальная защита – это система экономических, социальных и организационных способов, которые осуществляются государством для поддержки незащищенных слоев населения – пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны , многодетных семей и других малообеспеченных граждан .Реализация программ по социальной защите на современном этапе осложняется в условиях мирового финансового кризиса.
Современный период экономического спада является одним из проявлений кризиса, который служит прологом новой фазы подъема. Кризис показывает необходимость отказа от изживших себя форм государственного управления, в том числе и в социальной сфере. Таким образом, экономический кризис можно трактовать как типовую закономерность для рыночных отношений.
Экономический кризис, начавшийся в 2008 году в странах Европейского Союза, привел к колоссальным экономическим переменам. Несмотря на то, что высоко развитые страны Европейского Союза использовали огромные финансовые ресурсы и активно проводили антикризисные программы, им не удалось преодолеть первую волну кризиса, которая прежде всего коснулась финансового сектора.
Результатом экономического кризиса стало снижение жизненного уровня населения Европейского союза. Евростат сообщает, что в 2011 году 119, 6 млн граждан ЕС , или 24, 2 % населения были на грани социальной изоляции, то есть находились у черты бедности, ощущали серьезные материальные трудности или имели очень низкую интенсивность труда. Очевидно, что в период кризиса увеличивается количество людей, нуждающихся в социальной защите. [3]
Термин «социальная защита» по – разному трактуется в разных странах ЕС, в разных законодательных актах. Исследователи неоднократно пытаются четко конкретизировать это понятие и внедрить в Европейском Союзе. Под социальной защитой понимается более широкое по содержанию социальное явление, чем социальное обеспечение. [4]
Роль государства в социальной сфере, организация системы социального страхования, поток денежных ресурсов реализуется в рамках конкретной модели. В странах-членах ЕС доминируют четыре основные модели социальной защиты: континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская. [5]
Универсальная модель социальной защиты основана на известном принципе всеобщего благополучия. Она активно действует в Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии. Особенностью этой модели является наличие стандартной базы системы государственной социальной защиты, которая охватывает широкие слои населения.
Финансовой основой скандинавской модели социальной защиты служит перераспределение через государственный бюджет налоговых сборов, которые взимаются в соответствии с прогрессивной шкалой, других налогов, страховых взносов, а также государственное регулирование наиважнейших сфер жизнедеятельности. Прибыльным налогом облагаются даже пенсии и некоторые виды помощи.
Континентальная модель действует в таких странах как Германия, Австрия, Швейцария. В этих странах установлена связь между уровнем социальной защиты и продолжительностью профессиональной дельности личности. В основе этой модели лежит механизм социального страхования, Это значит, что социальные выплаты финансируются преимущественно, за сет страховых взносов работодателей и застрахованных работников.
В период финансового кризиса эта система проявила себя как стабильная и в данный момент немецкие граждане имеют одну из лучших систем социальной защиты. Рост безработицы в период кризиса удалось сдержать благодаря действиям правительства по стимулированию и государственному давлению на компании для того, чтобы они не увольняли работников, а оставляли их на условиях частичной занятости. Для тех, кто потерял работу выплачивается значительная компенсация . Размер выплат по безработице достигает 60% от средней заработной платы (67% для граждан с детьми). Объем выплат составляет 2215 евро в Западной Германии и 1940 евро в Восточной.
Средняя пенсия в Германии составляет 810 евро. Большую финансовую поддержку в Германии имеет семья. Для повышения рождаемости с 2007 года была введена так называемая «родительская помощь», которая финансируется с бюджета и размер которой зависит от уровня доходов семьи. [6]
Англосаксонская модель социальной защиты распространена в Великобритании и Ирландии. Принцип всеобщности является ключевым для этой системы социальной защиты. Он предусматривает распространение ее на всех граждан, которые нуждаются в социальной помощи. Также эта модель базируется на принципе распределительной справедливости. Он является основным в данной модели, так как речь идет не о профессиональной (как в бисмарковской модели), а о национальной солидарности. Данный принцип предусматривает взаимную помощь всех участников системы социальной защиты. Такая взаимопомощь реализуется в виде перераспределения денег между разными социально-экономическими и социально-демографическими группами населения.
В социальной политике Великобритании используют разноплановые инструменты, которые позволяют поддерживать качество жизни граждан на достойном уровне: денежные выплаты, предоставление услуг, предоставление кредитов и скидок в оплате, регулирование оплаты труда. Безработным предоставляется помощь, которая представляет собой стандартный размер 30,08 фунта на неделю.
Система пенсионного обеспечения в Великобритании по праву считается одной из самых совершенных в мире. Базовые пенсии получают все без исключения британцы по достижению ими пенсионного возраста (65), который планируется увеличить до 70лет. Размер такой пенсии - фиксированный и не зависит от стажа работы, зарплаты и трудовых успехов. Установленный государством размер пенсии: около 3 тыс. фунтов в год для одинокого человека и около 5 тыс. фунтов для семейной пары. [7]
Южно-Европейская модель социальной защиты действует в Италии, Испании, Греции и Португалии. В этих странах уровень социальной защиты относительно низкий и предоставление социальной защиты часто рассматривается как дело родственников и семьи. Социальная политика в этих странах носит преимущественно пассивный характер и ориентирован на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан.
Необходимо подчеркнуть, что каждая страна, с учетом своей специфики (исторических, социокультурных, экономических условий, а также типа социально-политического устройства государства) формирует собственную модель социальной политики.
Литература:
1. Європейська соціальна хартія: остання редакція від 03 травня 1996 р. / Рада Європи [Електронний ресурс] / zakon.nau.ua/doc/?code=994_062
2. Семигіна Т. В. Соціальна політика економічно розвинутих країн в умовах глобалізації / Т.В.Семигіна // Магістеріум. Соціальна робота і охорона здоров'я. – К.:Видавництво Києво- Могилянської Академії, 2004. – № 3 – С. 79-84.
3.Гальчинський А. О. Світова фінансова криза: витоки, логіка трансформацій / А. О. Гальчинський // Дзеркало тижня. – 2008. – № 42. – С. 8-37.
4. Шевчук А. П. Формування моделей соціальної політики як складова державного управління в соціально - економічній сфері / А.П.Шевчук // Університетські наукові записки – 2006, № 2. - С. 310 -317
5. Іванова О. Л. Соціальна політика: теоретичні аспекти / О. Л. Іванова. – К.: Вид. дім «КМ Академія», 2003. – 107 c.
6. Дубинский В. И. Социальная работа в Германии: учеб.пособие / В.И. Дубинский – М.: ИНФРА-М, 2012. – 108 с.
7. Григораш Г. В. Системи соціального страхування зарубіжних країн: навч. посібник / Г. В. Григораш, В. Я. Олійник – К.: «Центр учбової літератури», 2008. – 437 с.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.630 секунд