- Сообщений: 41
- Спасибо получено: 5
УКРАИНА И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Liudmyla.Smokova
- Автор темы
- Не в сети
- Senior Member
Меньше
Больше
7 года 10 мес. назад - 7 года 10 мес. назад #153
от Liudmyla.Smokova
Важнейшей составляющей социальной политики любого цивилизованного государства в ХХ I веке является социальная работа. В современной Украине становление теории и практики социальной работы происходит в условиях системного кризиса капитализма, который охватил экономическую, политическую, социальную сферы жизни и привел к ухудшению материального положения населения. Современный период экономического спада является одним из проявлений кризиса, показавшего необходимость отказа от изживших себя форм государственного управления, в том числе и в социальной работе. [1]
Важнейшие тенденции исторического становления государственности в Украине неотделимы от современного состояния общественных отношений. Возникшая в последние десятилетия практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, в контексте с проводимыми социально-экономическими реформами, вызывает интерес к историческому опыту, накопленному в странах Европейского Союза в области социальной работы.
В этих условиях важно использовать исторический опыт стран Европейского Союза по реализации программ в области социальной работы. Использование опыта европейских стран в Украине важно осуществлять с учетом выявленных историей экономических, социальных, психологических закономерностей последствий контактов между современными цивилизациями. На практике это означает необходимость использования лишь тех элементов в области социальной работы, успешно реализованных в странах Европейского Союза, которые будут полезны и созидательны в современном государственном контексте Украины. Необходимо учитывать, что элементы культуры, полезные и созидательные в одном социальном контексте, могут оказаться вредными и губительными в другом социальном контексте. С другой стороны, перенимая опыт европейских стран в области социальной работы, важно помнить, что как только чужеродный элемент утверждается в новом окружении, он обретает тенденцию привлекать к себе другие элементы своей собственной культуры. [2]
Западные концепции и модели должны изучаться и использоваться с учетом национальных особенностей развития теории и практики социальной работы, в которых нашлa свое отражение специфика социально-экономического развития Украины. Это особенно важно в условиях формирования концепции национальной идеи, теории социальной толерантности, экзистенционального утверждения украинской национальной идеи [3].
На современном этапе исторического развития в странах Европейского Союза реализация программ в области социальной работы, как и в Украине, столкнулась со сложностями, явившимися результатом перемен, с которыми мир столкнулся в начале ХХI века. Экономический кризис, начавшийся в 2004 году как ипотечный кризис в США ,переросший в 2008 году в мировой финансовый кризис, сегодня характеризуется как системный кризис, охвативший практически все сферы жизни общества и приведший к колоссальным экономическим, социальным, демографическим переменам. Несмотря на то, что высокоразвитые страны Европейского Союза использовали огромные финансовые ресурсы и активно проводили антикризисные программы, им на протяжении 8 лет не удалось преодолеть не только экономические проблемы, но и те, которые явились результатом политического, социального, миграционного кризисов.
Результатом экономического кризиса стало снижение жизненного уровня населения Европейского союза. Евростат сообщает, что уже в 2011 году 119,6 млн. граждан ЕС, или 24,2 % населения были на грани социальной изоляции, то есть находились у черты бедности, ощущали серьезные материальные трудности или имели очень низкую интенсивность труда. Очевидно, что в период системного кризиса капитализма увеличивается количество людей, нуждающихся в социальной защите.[4] Не способствует улучшению ситуации миграционный процесс, начавшийся в 2013 году и усугубившийся на текущий момент(2016 год). Очевидно, что это приводит к немалым затратам в социальной сфере и не способствует росту благосостояния коренного населения стран Европейского Союза.
Источниками правового регулирования социальной работы в европейских странах являются акты, принятые Советом Европы, Европейским Союзом. Cовет Европы принял два основных документа в области защиты прав человека. Это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Европейская социальная хартия, защищающая социальные и экономические права человека. Социальная политика ЕС регламентируется Амстердамским договором, который был подписан в 1997 году и стал отправной точкой Европейской трудовой и социальной политики.[5]
В Украине и в странах Европейского Союза социальная работа является моделью социальной помощи, которую общество реализует с учетом особенностей социальной политики государства. Это деятельность,
которая требует управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний. Она предполагает изучение философии и этики, высоких моральных качеств. Социальная работа рассматривается как объективно необходимая практика социальной жизни, учебная, образовательная дисциплина и самостоятельная теория.[6]
В широком понимании, по мнению исследователей, социальная работа подразумевает влияние общества, профессионалов ,отдельных граждан на социальное благополучие общества ,которое осуществляется наряду с формированием и реализацией государственной социальной политики, направленной на создание благоприятных условий для жизнедеятельности каждого человека, семьи, общества. Социальная работа в тоже время это профессиональная деятельность, осуществляющаяся профессионально подготовленными специалистами, направленная на предоставление индивидуальной помощи тем, кто попал в сложную ситуацию. Помощь осуществляется путем информирования, консультирования, досмотром и обслуживанием больных и одиноких, оказания финансовой помощи, психологической и педагогической поддержки. [7]
Несомненный интерес представляет исторический опыт европейских стран в реализации программ по социальной работе, насчитывающий сотни лет. Этот опыт описывается в зарубежной и отечественной историографии.[8] В ХYIII – XIX веках в законодательстве ряда европейских государств были утверждены правовые нормы в области социальной работы. В них было зафиксировано, что государство нeсет ответственность за нуждающихся в заботе (вдов, стариков, больных, физически неполноценных), а также за безработных, которые являются дееспособными.
Заслуживает уважения и внимания исторический опыт и законодательная деятельность в сфере социальной работы, реализованные в Англии и Швеции. В 1601 году в Àнглии был принят знаменитый Закон о бедных. Его принципы и понятия до сих пор оказывают влияние на обеспечение бедных, на современное законодательство. Принятый в 1662 году Àкт об оседлости, усилил контроль над бедняками, поскольку он требовал, чтобы каждый человек был зарегистрирован как местный житель в определенном округе.
В 1834 году в Англии законодательно было закреплено регулирование оказания помощи бедным. В 2016 году Англия вышла из состава Еропейского Соза, ноэто не умаляет ее роли и значения в разработке лучшихсоциальных программ и законодательства в области социальной работы.
В середине XYIII века в Швеции осуществлялась забота о больных и бедных. Церковный закон 1862 года обязал каждый церковный приход создать больницы и дома для бедных. Муниципальные реформы 1862 года разработали формы и способы забот о бедных.
Важным моментом в формировании социальной работы встранах Европейского Союза явилось возникновение общественых организаций, занимающихся благотворительностью. В середине XIX века в Англии, Швеции наряду с государственной системой помощи бедным формируется система благотворительности. В 1866 в Стокгольме, в 1869 году в Лондоне появляються первые благотворительные oрганизации. К концу XIX века в большинстве стран Европы cуществовали частные благотвориельные организации помощи бедным, а также государственные церковные организации.
ХIХ век характеризуется стремлением ряда европейских государств урегулировать на законодательном уровне социальную помощь больным и безработным. В большинстве стран Европы появляются специальные государстенные формы помощи осужденным и тем, кто освободился из мест лишения свободы или отдаленных поселений, специальная система ухода за больными, специальная помощь слепым и глухим, обязательное государственно- муниципальное обучение населения, частное и муниципальное посредничество по обеспечен¬ию роботой. Этот период характеризуется и появленим первых профсоюзных касс помощи для больных и безработных .
Социальные программы законодательно закрепляются в ряде Европейских стран.В соотвествии с новым законодательством Франции государство брало на себя заботу о многодетных семьях стариках и тех. кто не имел кормильцев. В 1834 году в Англии законодательно закрепляются правове нормы, регулирующие помощь бедным. А в 1869 году в Лондоне открывается благотворительная организация с целью координации помощи бедным.
В Германии только в конце ХIХ века отход от либеральных концепций государственного «невмешательства» сделал возможным переход к государственной социальной политике. Услугами по страхованию государство компенсировало самые существенные риски существования рабочих(инвалидность, болезнь, возраст и безработица). В 1883 году в Германии введено страхование на случай болезни, в1884 году страхование от несчастного случая, в 1889 году страхование по инвалидности и старости(пенсии).Страхование на случай безработицы было введено в Германии в 1927 году. Сегодня Германия является страной с одним из лучших социальных пакетов в Европейском Союзе.
Первые школы по подготовке социальных работников появились в странах Западной Европы в конце ХIХ века. В начале ХХ века социальная работа в Европе начинает быстро развиваться. В 1903 году в Лондоне открывается общество организованной благотворительности. Это было первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получило название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики. В Германии в 1908 году открывается женская школа для социальных работников. Инициатива в ее открытии принадлежала основательнице женского движения в Европе Алиса Соломон. К 1910 году в Европе насчитывае тся уже более десяти школ.
Европейские страны имеют значительный опыт в разработке теоретических проблем социальной работы . Первые научные труды в этой
области раскрывают идеи милосердия и ведущей роли государства в помощи разным категориям нуждающихся . В конце ХY- начале ХYI веков важный вклад в развитие и пропаганду идей милосердия внес религиозный теоретик Лютер Марин. В учениях Руссо, Гольбаха пропагандировалась идея ведущей роли государства в помощи всем нуждающимся. Необходимо отметить,что разработка теоретических проблем социальной работы в первую очередь была связана с охватившей Европу первой промышленной революции, с достижением значительноых успехов в социально-экономических и трудовых отношениях; с высоким уровнем механизации европейских стран; их индустриализация, развитие рыночных отношений,которое привело к резкой социальной дифференсации общества, значительному росту рабочего класса. Экономическое положение робочих, их притеснения, жестокая эксплуатация, продолжительность рабочего дня явились причиной все более организованных их выступлений за свои права.
Важную роль в становлении теории социальной работы сыграли буржуазно- деократические идеи, распостраняющиеся в странах западной Европы Эти идеи позволили западноевропейским ученым изучать наиболее острые социально-экономические проблемы свого времени Становление теории социальной работы к середине ХIХ века позволило определить основные задачи . Это прежде всего роль государства в деле помощи нуждающимся и отношение государственных институтов защиты и контроля с частной благотворительной деятельностью.
Учеными этого периода было предложено несколько подходов теоретического решения этих проблем. Так французский ученый Леруа -Болье считал, что государство должно выступать только организатором благотворительной деятельности и и отказаться от роли защитника нуждающихся. Иной точки зрения придерживался социалист-утопист Луи Блан. Он считал, что государство должно быть социально активным в делах благотворительности и играть ведущую роль в деле социальной поддержки населения. В работах ученых также поднимался вопрос о праве личности на социальную помощь.
В конце XIX начале XX веков становление социальной работы как науки было связано с рядом объективных факторов: промышленной революцией начала столетия; изменения социальной политики в области прав человека и их защита; органи¬зацией системы социального страхoвания для больных и старых; смещение акцентов в области материальной помощи на обучение клиентов самостоятельно решать свои про¬блемы; изменение практичной направленности в деятельности социальных работников, переход от решения классовых проблем к решению конкретних проблем личности. Эти факторы легли в основу того, что социальная работа в Европейских странах сегодня представляет собой сложный процесс,имеющий историю становления и постоянно меняющийся в культурно-исторической перспективе.
Европейский опыт социальной работы представляет богатый материал для осмысления ключевых проблем социальной сферы и исследования возможностей адаптации разработанных в зарубежной практике социальных технологий к условиям украинской действительности. Необходимо учитывать, что становление и развитие в нашей стране социальной работы как вида профессиональной деятельности пришлось на период необходимости качественных преобразований, затрагивающих все сферы общественной жизни. Обострение социальных проблем создало ситуацию, при которых важна социальная защита и поддержка граждан со стороны государства. В Украине социальная политика должна быть быть направлена на создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека, охрану труда и здоровья людей, поддержку семьи,материнства,детства ,иналидов и пожилых людей ,развитие системы социальных служб и других гарантий социальной защиты.
1. Шевчук А. П. Формування моделей соціальної політики як складова державного управління в соціально - економічній сфері / А.П.Шевчук // Університетські наукові записки – 2006, № 2. - С. 310 -317.
2. Тойнби А. Дж. Постижение истории. –М. :Прогресс, 1991. –С.577-578.
3. Фурман А. В. Генеза толерантностi та перспективи украiнотворення (комплексний проект). Система сучасних методологiй: [Хрестоматия у 4-х томах] /упоряд.,вiдп.ред.,перекл.А.В.Фурман.-Тернопiль:ТНЕУ,2015.-С.229.
4.Гальчинський А. О. Світова фінансова криза: витоки, логіка трансформацій / А. Гальчинський // Дзеркало тижня. – 2008. – № 42. – С. 8-37.
5. Європейська соціальна хартія: остання редакція від 03 травня 1996 р. / Рада Європи [Електронний ресурс] / zakon.nau.ua/doc/?code=994_062
6.Карпенко О.Г. Вступ до спеціальності „Соціальна робота".Навчально-методичний посібник. - К.: Видавничий Дім „Слово", 2011.- С.19.
7.Карпенко О.Г. Вступ до спеціальності „Соціальна робота".Навчально-методичний посібник. - К.: Видавничий Дім „Слово", 2011.- С.25.
8. Семигіна Т. В. Соціальна політика економічно розвинутих країн в умовах глобалізації / Т.В.Семигіна // Магістеріум. Соціальна робота і охорона здоров'я. – К.:Видавництво Києво- Могилянської Академії, 2004. – № 3 – С. 79-84.
9.Фирсов М.В.,Студенова Е.Г.Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вьісших учебньїх заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
ДУНАЕВА Л.Н.
Доктор политических наук, профессор кафедры социальных работ Института информационных и социальных технологий Одесского Национального университета им. И.И.Мечникова
ПИЩЕВСКАЯ Э.В.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных работ Института информационных и социальных технологий Одесского Национального университета им. И.И.Мечникова
Доктор политических наук, профессор кафедры социальных работ Института информационных и социальных технологий Одесского Национального университета им. И.И.Мечникова
ПИЩЕВСКАЯ Э.В.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных работ Института информационных и социальных технологий Одесского Национального университета им. И.И.Мечникова
УКРАИНА И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Важнейшей составляющей социальной политики любого цивилизованного государства в ХХ I веке является социальная работа. В современной Украине становление теории и практики социальной работы происходит в условиях системного кризиса капитализма, который охватил экономическую, политическую, социальную сферы жизни и привел к ухудшению материального положения населения. Современный период экономического спада является одним из проявлений кризиса, показавшего необходимость отказа от изживших себя форм государственного управления, в том числе и в социальной работе. [1]
Важнейшие тенденции исторического становления государственности в Украине неотделимы от современного состояния общественных отношений. Возникшая в последние десятилетия практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, в контексте с проводимыми социально-экономическими реформами, вызывает интерес к историческому опыту, накопленному в странах Европейского Союза в области социальной работы.
В этих условиях важно использовать исторический опыт стран Европейского Союза по реализации программ в области социальной работы. Использование опыта европейских стран в Украине важно осуществлять с учетом выявленных историей экономических, социальных, психологических закономерностей последствий контактов между современными цивилизациями. На практике это означает необходимость использования лишь тех элементов в области социальной работы, успешно реализованных в странах Европейского Союза, которые будут полезны и созидательны в современном государственном контексте Украины. Необходимо учитывать, что элементы культуры, полезные и созидательные в одном социальном контексте, могут оказаться вредными и губительными в другом социальном контексте. С другой стороны, перенимая опыт европейских стран в области социальной работы, важно помнить, что как только чужеродный элемент утверждается в новом окружении, он обретает тенденцию привлекать к себе другие элементы своей собственной культуры. [2]
Западные концепции и модели должны изучаться и использоваться с учетом национальных особенностей развития теории и практики социальной работы, в которых нашлa свое отражение специфика социально-экономического развития Украины. Это особенно важно в условиях формирования концепции национальной идеи, теории социальной толерантности, экзистенционального утверждения украинской национальной идеи [3].
На современном этапе исторического развития в странах Европейского Союза реализация программ в области социальной работы, как и в Украине, столкнулась со сложностями, явившимися результатом перемен, с которыми мир столкнулся в начале ХХI века. Экономический кризис, начавшийся в 2004 году как ипотечный кризис в США ,переросший в 2008 году в мировой финансовый кризис, сегодня характеризуется как системный кризис, охвативший практически все сферы жизни общества и приведший к колоссальным экономическим, социальным, демографическим переменам. Несмотря на то, что высокоразвитые страны Европейского Союза использовали огромные финансовые ресурсы и активно проводили антикризисные программы, им на протяжении 8 лет не удалось преодолеть не только экономические проблемы, но и те, которые явились результатом политического, социального, миграционного кризисов.
Результатом экономического кризиса стало снижение жизненного уровня населения Европейского союза. Евростат сообщает, что уже в 2011 году 119,6 млн. граждан ЕС, или 24,2 % населения были на грани социальной изоляции, то есть находились у черты бедности, ощущали серьезные материальные трудности или имели очень низкую интенсивность труда. Очевидно, что в период системного кризиса капитализма увеличивается количество людей, нуждающихся в социальной защите.[4] Не способствует улучшению ситуации миграционный процесс, начавшийся в 2013 году и усугубившийся на текущий момент(2016 год). Очевидно, что это приводит к немалым затратам в социальной сфере и не способствует росту благосостояния коренного населения стран Европейского Союза.
Источниками правового регулирования социальной работы в европейских странах являются акты, принятые Советом Европы, Европейским Союзом. Cовет Европы принял два основных документа в области защиты прав человека. Это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Европейская социальная хартия, защищающая социальные и экономические права человека. Социальная политика ЕС регламентируется Амстердамским договором, который был подписан в 1997 году и стал отправной точкой Европейской трудовой и социальной политики.[5]
В Украине и в странах Европейского Союза социальная работа является моделью социальной помощи, которую общество реализует с учетом особенностей социальной политики государства. Это деятельность,
которая требует управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний. Она предполагает изучение философии и этики, высоких моральных качеств. Социальная работа рассматривается как объективно необходимая практика социальной жизни, учебная, образовательная дисциплина и самостоятельная теория.[6]
В широком понимании, по мнению исследователей, социальная работа подразумевает влияние общества, профессионалов ,отдельных граждан на социальное благополучие общества ,которое осуществляется наряду с формированием и реализацией государственной социальной политики, направленной на создание благоприятных условий для жизнедеятельности каждого человека, семьи, общества. Социальная работа в тоже время это профессиональная деятельность, осуществляющаяся профессионально подготовленными специалистами, направленная на предоставление индивидуальной помощи тем, кто попал в сложную ситуацию. Помощь осуществляется путем информирования, консультирования, досмотром и обслуживанием больных и одиноких, оказания финансовой помощи, психологической и педагогической поддержки. [7]
Несомненный интерес представляет исторический опыт европейских стран в реализации программ по социальной работе, насчитывающий сотни лет. Этот опыт описывается в зарубежной и отечественной историографии.[8] В ХYIII – XIX веках в законодательстве ряда европейских государств были утверждены правовые нормы в области социальной работы. В них было зафиксировано, что государство нeсет ответственность за нуждающихся в заботе (вдов, стариков, больных, физически неполноценных), а также за безработных, которые являются дееспособными.
Заслуживает уважения и внимания исторический опыт и законодательная деятельность в сфере социальной работы, реализованные в Англии и Швеции. В 1601 году в Àнглии был принят знаменитый Закон о бедных. Его принципы и понятия до сих пор оказывают влияние на обеспечение бедных, на современное законодательство. Принятый в 1662 году Àкт об оседлости, усилил контроль над бедняками, поскольку он требовал, чтобы каждый человек был зарегистрирован как местный житель в определенном округе.
В 1834 году в Англии законодательно было закреплено регулирование оказания помощи бедным. В 2016 году Англия вышла из состава Еропейского Соза, ноэто не умаляет ее роли и значения в разработке лучшихсоциальных программ и законодательства в области социальной работы.
В середине XYIII века в Швеции осуществлялась забота о больных и бедных. Церковный закон 1862 года обязал каждый церковный приход создать больницы и дома для бедных. Муниципальные реформы 1862 года разработали формы и способы забот о бедных.
Важным моментом в формировании социальной работы встранах Европейского Союза явилось возникновение общественых организаций, занимающихся благотворительностью. В середине XIX века в Англии, Швеции наряду с государственной системой помощи бедным формируется система благотворительности. В 1866 в Стокгольме, в 1869 году в Лондоне появляються первые благотворительные oрганизации. К концу XIX века в большинстве стран Европы cуществовали частные благотвориельные организации помощи бедным, а также государственные церковные организации.
ХIХ век характеризуется стремлением ряда европейских государств урегулировать на законодательном уровне социальную помощь больным и безработным. В большинстве стран Европы появляются специальные государстенные формы помощи осужденным и тем, кто освободился из мест лишения свободы или отдаленных поселений, специальная система ухода за больными, специальная помощь слепым и глухим, обязательное государственно- муниципальное обучение населения, частное и муниципальное посредничество по обеспечен¬ию роботой. Этот период характеризуется и появленим первых профсоюзных касс помощи для больных и безработных .
Социальные программы законодательно закрепляются в ряде Европейских стран.В соотвествии с новым законодательством Франции государство брало на себя заботу о многодетных семьях стариках и тех. кто не имел кормильцев. В 1834 году в Англии законодательно закрепляются правове нормы, регулирующие помощь бедным. А в 1869 году в Лондоне открывается благотворительная организация с целью координации помощи бедным.
В Германии только в конце ХIХ века отход от либеральных концепций государственного «невмешательства» сделал возможным переход к государственной социальной политике. Услугами по страхованию государство компенсировало самые существенные риски существования рабочих(инвалидность, болезнь, возраст и безработица). В 1883 году в Германии введено страхование на случай болезни, в1884 году страхование от несчастного случая, в 1889 году страхование по инвалидности и старости(пенсии).Страхование на случай безработицы было введено в Германии в 1927 году. Сегодня Германия является страной с одним из лучших социальных пакетов в Европейском Союзе.
Первые школы по подготовке социальных работников появились в странах Западной Европы в конце ХIХ века. В начале ХХ века социальная работа в Европе начинает быстро развиваться. В 1903 году в Лондоне открывается общество организованной благотворительности. Это было первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получило название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики. В Германии в 1908 году открывается женская школа для социальных работников. Инициатива в ее открытии принадлежала основательнице женского движения в Европе Алиса Соломон. К 1910 году в Европе насчитывае тся уже более десяти школ.
Европейские страны имеют значительный опыт в разработке теоретических проблем социальной работы . Первые научные труды в этой
области раскрывают идеи милосердия и ведущей роли государства в помощи разным категориям нуждающихся . В конце ХY- начале ХYI веков важный вклад в развитие и пропаганду идей милосердия внес религиозный теоретик Лютер Марин. В учениях Руссо, Гольбаха пропагандировалась идея ведущей роли государства в помощи всем нуждающимся. Необходимо отметить,что разработка теоретических проблем социальной работы в первую очередь была связана с охватившей Европу первой промышленной революции, с достижением значительноых успехов в социально-экономических и трудовых отношениях; с высоким уровнем механизации европейских стран; их индустриализация, развитие рыночных отношений,которое привело к резкой социальной дифференсации общества, значительному росту рабочего класса. Экономическое положение робочих, их притеснения, жестокая эксплуатация, продолжительность рабочего дня явились причиной все более организованных их выступлений за свои права.
Важную роль в становлении теории социальной работы сыграли буржуазно- деократические идеи, распостраняющиеся в странах западной Европы Эти идеи позволили западноевропейским ученым изучать наиболее острые социально-экономические проблемы свого времени Становление теории социальной работы к середине ХIХ века позволило определить основные задачи . Это прежде всего роль государства в деле помощи нуждающимся и отношение государственных институтов защиты и контроля с частной благотворительной деятельностью.
Учеными этого периода было предложено несколько подходов теоретического решения этих проблем. Так французский ученый Леруа -Болье считал, что государство должно выступать только организатором благотворительной деятельности и и отказаться от роли защитника нуждающихся. Иной точки зрения придерживался социалист-утопист Луи Блан. Он считал, что государство должно быть социально активным в делах благотворительности и играть ведущую роль в деле социальной поддержки населения. В работах ученых также поднимался вопрос о праве личности на социальную помощь.
В конце XIX начале XX веков становление социальной работы как науки было связано с рядом объективных факторов: промышленной революцией начала столетия; изменения социальной политики в области прав человека и их защита; органи¬зацией системы социального страхoвания для больных и старых; смещение акцентов в области материальной помощи на обучение клиентов самостоятельно решать свои про¬блемы; изменение практичной направленности в деятельности социальных работников, переход от решения классовых проблем к решению конкретних проблем личности. Эти факторы легли в основу того, что социальная работа в Европейских странах сегодня представляет собой сложный процесс,имеющий историю становления и постоянно меняющийся в культурно-исторической перспективе.
Европейский опыт социальной работы представляет богатый материал для осмысления ключевых проблем социальной сферы и исследования возможностей адаптации разработанных в зарубежной практике социальных технологий к условиям украинской действительности. Необходимо учитывать, что становление и развитие в нашей стране социальной работы как вида профессиональной деятельности пришлось на период необходимости качественных преобразований, затрагивающих все сферы общественной жизни. Обострение социальных проблем создало ситуацию, при которых важна социальная защита и поддержка граждан со стороны государства. В Украине социальная политика должна быть быть направлена на создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека, охрану труда и здоровья людей, поддержку семьи,материнства,детства ,иналидов и пожилых людей ,развитие системы социальных служб и других гарантий социальной защиты.
Литература:
1. Шевчук А. П. Формування моделей соціальної політики як складова державного управління в соціально - економічній сфері / А.П.Шевчук // Університетські наукові записки – 2006, № 2. - С. 310 -317.
2. Тойнби А. Дж. Постижение истории. –М. :Прогресс, 1991. –С.577-578.
3. Фурман А. В. Генеза толерантностi та перспективи украiнотворення (комплексний проект). Система сучасних методологiй: [Хрестоматия у 4-х томах] /упоряд.,вiдп.ред.,перекл.А.В.Фурман.-Тернопiль:ТНЕУ,2015.-С.229.
4.Гальчинський А. О. Світова фінансова криза: витоки, логіка трансформацій / А. Гальчинський // Дзеркало тижня. – 2008. – № 42. – С. 8-37.
5. Європейська соціальна хартія: остання редакція від 03 травня 1996 р. / Рада Європи [Електронний ресурс] / zakon.nau.ua/doc/?code=994_062
6.Карпенко О.Г. Вступ до спеціальності „Соціальна робота".Навчально-методичний посібник. - К.: Видавничий Дім „Слово", 2011.- С.19.
7.Карпенко О.Г. Вступ до спеціальності „Соціальна робота".Навчально-методичний посібник. - К.: Видавничий Дім „Слово", 2011.- С.25.
8. Семигіна Т. В. Соціальна політика економічно розвинутих країн в умовах глобалізації / Т.В.Семигіна // Магістеріум. Соціальна робота і охорона здоров'я. – К.:Видавництво Києво- Могилянської Академії, 2004. – № 3 – С. 79-84.
9.Фирсов М.В.,Студенова Е.Г.Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вьісших учебньїх заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
Последнее редактирование: 7 года 10 мес. назад пользователем Vestik.
Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.222 секунд