Данилова Е.С. (г.Одесса) Психотерапевтический эффект молитвы перед Иконой через призму богословских и литературных текстов в культурно ист

9 года 2 мес. назад - 9 года 1 мес. назад #12 от Liudmyla.Smokova
УДК 159.937:94:246.3:159.91 (043.5)
Данилова Е.С. (г.Одесса)

helenmehmat1@ rumbler.ru

Психотерапевтический эффект молитвы перед Иконой через призму богословских и литературных текстов в культурно историческом и христианском пространстве.

«И все, о чем ни попросите в молитве,
получите, если будете верить»
(Матф. 21:22)

Актуальность проблематики. Живя в XXI в. мы с Вами являемся свидетелями того, как наши современники снова начали обращаться к своим истокам, чтить традиции. Интерес к идейному национальному наследию, к великой украинской культуре и истории, к религиозной философии, духовной традиции прослеживается в ряде современных психологических исследований (И.Г. Белявский; И.М. Бушай; С.Д. Литвин-Киндратюк; О.Н. Лозовая; И.П. Маноха; В.П. Москалец; Э.А. Помыткин; В.А. Роменец; С.И. Симоненко; М.-Л.А. Чепа; В.А. Шкуратов и др.).
Социальная перцепция иконы реконструируется на основе психолого-исторической концепции И.Г. Белявского [1, 3], что позволяет рассматривать процесс восприятия иконы в историческом генезисе.
Христианство – не просто теория, мировоззрение, не только моральное учение, а новая жизнь, которая охватывает все сферы человеческого бытия: умственную, нравственную и духовную. Нельзя быть христианином, если нет внутренней убежденности в истине Христова учения. Нельзя им также быть, если не ставишь своей задачей исполнение нравственных заповедей Евангелия.
Главная цель христианской жизни – это духовное Богообщение, стяжания Духа Божия. Произведения культового искусства ученые-религиоведы и психологи чаще всего делят на две группы: 1) изображения Бога, сверхъестественных существ, их материализация – представление в таких формах, к которым можно обращаться во время культового общения; 2) художественные средства, которые выражают идейно-эмоциональное содержание культа – живописные, скульптурные и другие изображения религиозных сюжетов, культовые атрибуты, которые имеют художественную ценность [13, 70]. Но в понимании сущности и назначения культового образа в православии и католицизме имеются серьезные различия [14]. Так, Н.Ю. Раевская справедливо замечает, что согласно современным католическим представлениям изображение не являет божественную реальность, а только указывает на нее, оказывая психологическое воздействие на участников литургии [14]. Одновременно для православного верующего священное изображение, икона – это сакральный объект, что предполагает ее «обожение» и, тем самым, придание ей «священного» статуса» в сознании верующего. Это, в свою очередь, обусловливает своеобразие его религиозного восприятия, в частности, восприятия им иконы.
Очевидно, что в процессе историко-культурных трансформаций, на фоне изменения структуры и уровня религиозности населения, обеднения религиозного опыта личности (что особенно ярко наблюдается в эпоху модерна и постмодерна) социальная перцепция иконы приобретает разноуровневые характеристики и особенности. Последние указывают как на специфику религиозного восприятия разных возрастных и профессиональных групп, так и на уровень их духовности. Духовность всегда выступает как альтернатива хаосу. Мы не сделаем открытия, если определим, что духовность – это ценностное домостроительство личности, яркой индивидуальности с неповторимым внутренним миром, а личность в свою очередь – это, прежде всего, означает способность быть верным самому себе и своим идеалам.
Любой аспект сознания, так или иначе, связан с проблемой восприятия, и одним из первых мыслителей, реально ощутивших эту связь и попытавшихся выразить ее вербально, был Августин [цит. по 5]. Наиболее глубокие страницы августиновской эстетики посвящены осмыслению того, что сегодня мы называем психологией восприятия. Проблему чувственного восприятия он рассматривал на примере зрительного восприятия как наиболее совершенного и духовного в человеке. Введение волевого момента в процессе чувственного познания является оригинальной находкой Августина [цит. по 5]. Внимание или направленность души организует процесс зрительного восприятия, объединяя предмет и сам процесс зрения. По окончании этого процесса образ предмета из «чувства» передается в память, где он хранится долгое время. Августин приходит к выводу, принципиально важному для методологии нашего исследования: чувственное восприятие – это сложный психофизиологический процесс, происходящий не механически, но при активном действии всех духовных сил человека. Особый интерес такая расстановка представляет для эстетического восприятия. Таким образом, выделяются основные этапы: «художник-произведение – субъект восприятия».
Объект исследования. Феномен и психотерапевтический эффект молитвы перед иконой.
Предмет исследования. Психотерапевтический эффект молитвы перед иконой через призму богословских и литературных текстов.
Согласно концепции И.Г. Белявского, именно изучение текстов художественной литературы позволяет реконструировать историческую эпоху [1,3].
Иконопись – особая знаковая система, ставшая языком Церкви (Священное Писание можно рассматривать как Икону, написанную словами, а Икону – как Священную Историю, изображенную линиями и красками).
Методы исследования: метод герменевтики, метод психолого-исторической реконструкции, метод интроспекции, методы контент-анализа, синтеза и обобщения, метод индукции и системный анализ.
Практическое значение исследования состоит в том, что выявленные основные закономерности восприятия иконы в процессе молитвы могут быть использованы для повышения эффективности индивидуального подхода во время консультативной работы;
«У каждого человека бывают мгновения, когда его существо невольно устремляется ввысь в молитвенном порыве. Трагические переломы жизни, трепет души, охваченной творческим подъемом или соприкоснувшейся с красотой, – все это может пробудить ту силу, которая поднимает нас к Богу в мольбе, благодарении, радости» [15]. Христианская молитва – это связь, основанная на союзе между Богом и человеком во Христе. Она – действие Бога и человека; она проистекает от Духа Святого и от нас, полностью направленная к Отцу, в соединении с человеческой волей Сына Божиего, ставшего Человеком. Таким образом, молитвенная жизнь – это постоянное и естественное пребывание в присутствии Трисвятого Бога и в общении с Ним. Такое жизненное общение всегда возможно, потому что через крещение человеческое существо стало едино со Христом. Человек пребывает в поисках Бога. В сотворении мира Бог призывает все сущее из небытия к бытию. Человек, которого Бог «увенчал славою и честью» (Пс 8, 6), способен вслед за ангелами познать «как величественно имя Господа по всей земле» (Пс 8, 2). Даже после того, как вследствие греха человек утрачивает подобие Богу, он остается носителем образа Творца. Согласно христианской концепции и нашим исследованиям человек это – «Живая Икона». [7].
Немаловажным является понимание того, какие функции выполняет Икона в христианском пространстве. Ознакомимся с одними из главных функций:
Догматическая функция иконы определяет характер следующей функции – вероучительной. Если догматическая функция иконы сосредоточена на задаче «во что веровать», то вероучительная – «как веровать», как понимать тот или иной христианский догмат, то или иное евангельское событие.
Антропологическая функция. Христианская антропология основывается на сотворении человека по образу и подобию Божию (Быт. 1:26). Слово «икона» встречается уже в первой главе Священного Писания: «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему...» (Быт. 1:26). В Новом Завете слово «икона» неоднократно употребляется по отношению к воплотившемуся Слову.
Богословская функция. Эта функция обобщает и фокусирует в себе предыдущие функции, прежде всего догматическую, вероучительную, познавательную, богослужебную, антропологическую и литературную.
Познавательная функция делится на два аспекта: 1) информативно-повествовательный, 2) собственно познавательный, гносеологический.
Богослужебная функция. Эта функция иконы проявляется также в двух аспектах: 1) икона в богослужении и 2) богослужение как икона.
Напоминательная функция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) онтологический и 2) психологический. Одной из важных христианских добродетелей является память о Боге. Человек должен жить, сознавая постоянное присутствие Божие.
Эстетическая функция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) эстетика иконы и эстетическое воздействие иконы на человека и 2) икона как основа и стимул формирования новых эстетических понятий и терминов. «Икона больше, чем искусство», – утверждает Е.Трубецкой. Ссылаясь на Артура Шопенгауэра, Трубецкой напоминает: «с высочайшими особами не принято первыми начинать разговор, надо ждать, пока они сами соблаговолят заговорить с вами»[17]. Так и с иконой. При виде образа Спасителя, Богородицы или святого рождается чувство расстояния, которое существует между грешным человеком и храмовым образом, несущим силу и благодать Первообраза. И эту дистанцию можно преодолеть только на духовном пути покаяния и молитвы. Иконописные изображения своим художественным исполнением, воздействуя на человека, будят в нем не только нравственные, но и эстетические чувства и эмоции; красота икон привлекает человека к созерцанию.
Посредническая функция. В понимании иконы как посредника есть также два аспекта: 1) онтологический и 2) психологический.
Апостол Павел в Послании к Тимофею пишет: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (1Тим. 2:5). Апостол не случайно подчеркивает в этих словах вочеловечение Христово, принятие им образа человеческого, плотского, потому что только благодаря этому Он стал Посредником. Икона же есть онтологичный образ Посредника. Антиномичное богочеловеческое двуединство иконы делает ее границей между двумя мирами – видимым и невидимым. Икона – это место встречи Бога и человека, это нисхождение Божие и восхождение человеческое. Здесь эта функция тесно смыкается со свидетельской, напоминательной, молитвенной и чудотворной функциями. Поклонение в идеале может и должно привести к контакту с Высшей Духовностью и к ее мистическому постижению [8,9].
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва» икона выступает в роли посредника между молящимся и Богоматерью:
«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием» [10, с. 85].
Священно-эмоциональная функция. Икона должна укреплять веру в человеке. Материальные изображения не являются самоцелью; их духовно-символическая направленность и дает человеку эту пищу, они становятся важным средством для постижения Божественного, для возвышения к нему.
Молитвенная функция. Наиболее понятная современному человеку. Можно выделить в этой функции два аспекта: 1) молитва перед иконой и 2) молитва, молитвенный текст как вербальная икона. Главная функция иконы – молитвенная. Икона дает человеку онтологичное чувство реального присутствия Божия и реального Богообщения. Икона – лишь видимый образ, но образ непосредственно связанный с невидимым Первообразом, насыщенный Божественной энергией и благодатью этого небесного запредельного Первообраза. Молитвенное почитание, которое человек воздает иконе, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, а восходит к Первообразу. К Первообразу возносится и молитва человека. «Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу», – приводит слова св. Василия Великого прп. Иоанн Дамаскин.[8]. Эта же цитата используется и в постановлении VII Вселенского Собора об иконопочитании. Свою молитвенную функцию икона выполняет и в храме, и в доме, и в пути.
Другой аспект проблемы состоит в иконичности самой молитвы. Молитва есть общение и единение человека с Богом. Св. Иоанн Лествичник «Молитва» – от слова «молвить», разговаривать с кем-то, общаться. То есть молитва – это общение с Богом. Для того чтобы наша жизнь все больше проникалась атмосферой молитвы по мнению отцов церкви, люди не должны ограничиваться лишь тем временем, когда стоят в храме, дома перед иконами или сидят, раскрыв Писание. Молитва может постепенно проникнуть во все уголки человеческой повседневной жизни. Это достигается нелегко, но тот, кто стремится к частой молитве, получает ощутимую помощь свыше. Какие же существуют виды и способы частой молитвы?
Первый способ упражнения в частой молитве – это мысль о Боге. Когда какой-то человек покорил нас и внушил любовь к себе, наша мысль постоянно обращается к нему. Точно так же бывает с тем, кто покорен любовью к Богу. Он, по выражению Псалмов, радуется, когда «вспоминает о Боге» [ср. Пс 42 (41), 5; 105 (104), 3—5]. Эта мысль о Боге имеет несколько аспектов. Во-первых, человек начинает думать об отношении к Нему, исполненный доверием и благодарностью, испытывая чувство покаяния.
Во-вторых, начинает задумываться о Боге в свете Откровения, размышляя о Его величии благости и любви к Человеку. И, наконец, человек, думая о Всевышнем встает перед вопросом: что сделать, чтобы исполнить Его волю. По слову Христову: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30).
Чистая мысль всегда рискует стать безличной и абстрактной. Мы знаем на опыте (и психология напоминает нам об этом), что, будучи воплощена в речь, наша мысль уточняется и конкретизируется. Слово приводит в действие другие внутренние механизмы, способствуя более глубокому участию человека в молитве. Именно поэтому для нас важна беседа с Богом. Мы можем говорить с Ним обо всем, что нас волнует: о нашем отношении к Нему и к окружающим людям. Станем благодарить Его, просить Его, выражать Ему свою любовь. В нас должна укорениться привычка обращаться к Нему как к Отцу, Сыну и Святому Духу, тогда наша молитва будет не абстрактной, а приобретет характер беседы «лицом к лицу» [см. Исх. 33:11]. Для чего просить, раз «знает Отец» [см. Мф. 6:8]? Тут – наш сознательный поворот к Богу, смирение, чувство связи и зависимости, кроме того – важность «выговаривания», «общения» (о. А. Ельчанинов) [5].
Современный человек настолько вовлечен во внешнюю деятельность, что она парализует дух, по мнению о. Александра Меня. Периодическая отрешенность и самоуглубление могут стать решающим фактором нашей духовной жизни. «И все, о чем ни попросите в молитве, получите, если будете верить» (Матф.21:22).
Проанализировав литературные тексты, где описывается икона и молитва перед ней, можно сделать вывод: икона вербализуется в Словесный Образ. Анализ результатов позволяет заключить, что на первый план выходит чувственное восприятие сакрального объекта. Писателей расцерковленного периода больше волнует описание чувств героев, нежели молитвенное обращение к сакральному образу.
Выделены три основных подкатегории:
Описание молитвы перед иконой Описание чувств героя – самодиалог Отклик иконы на молитву героя
17-18 ст. 17% 14% 8%
19-20 ст. 10% 20% 2%

Итак, человек - носитель иконического образа. В процессе молитвы икона помогает человеку соработничать с Богом, достичь не только умиления, но и ощущения прощения и получения благословения на все дела и начинания.
Выражаясь современным языком, человек получает духовно-моральное удовлетворение, что дает, в свою очередь, «толчок» к осознанию не только самого себя но и Божественного Замысла. В идеале иконический образ человека сливается с Образом Создателя и на какой-то миг человеческая душа парит, одновременно плачет, проходя процесс катарсиса, и неумолимо «рвется к Богу». Психотерапевтический эффект может быть полностью достигнут в том случае если человек выйдя из состояния молитвенного собеседования прочувствовал ощущения очищения, прощения и отклика на слезную просьбу. Так в Романе М. Булгакова «Белая гвардия» [4] ярким и многогранным художественным языком описана молитва Елены.
Текст романа свидетельствует, что Турбины – религиозная семья, где придерживаются православных обрядов и традиций. В силу жизненных обстоятельств Елена становится духовной матерью своей семьи. Приобретя по вере свой духовный религиозный опыт, Елена единственная, кто не отчаивается в критических ситуациях. Молитва Елены, являясь кульминационным моментом романа, ярко демонстрирует восприятие иконы самим автором через главную героиню.
Булгаков воспринимает икону как «окно в мир горний» [16]. Героиня молится перед иконой, и мир «горний» предстает в ее видении. «Золотая Елена» молится перед Золотой Богоматерью, Матерью-Заступницей всего человечества. Глаза, на которые автор обращает особое внимание, – это «зеркало души» Елены. Глаза Богоматери на иконе – «зеркало» Души Мира Софии, Премудрости Божьей. «Глаза ее стали приветливыми. Голова, наклоненная набок, глядела на Елену» [4, с. 282]. Именно зрительное восприятие Еленой иконы сыграло решающую роль. Во встрече взглядов Елены и Богоматери автор символично показывает встречу двух миров: мира «дольнего» и мира «горнего». Автор не разделяет два этих мира, а, наоборот, рисует целостную гармоническую картину мира, где сливаются воедино в синергии Елена и Богоматерь.
М. Булгаков показал, по сути, духовное прозрение: икона психологически воздействует на молящуюся женщину. Елена, созерцая изображение Богоматери, растворяется в нем. Автор описывает отклик иконы на молитву («Богоматерь улыбнулась…») и воздействие, оказанное на главную героиню иконой Богоматери. Елена сопереживала, и в силу этого сопереживание становится связью между Еленой и изображением Богоматери. Переживание не прекращается, но претворяется в слезную усиленную молитву, питает ее искренностью боли и вдыхает из нее освобождающий дух благодати, постепенно преобразуя само переживание, душу, а затем и жизнь. Преобразуя тем, что в том самом месте, где одно лишь переживание видело глухой тупик, молитва распахивает окно, сквозь которое в переживание, душу и жизнь, но не только в них, а и в сами материальные обстоятельства жизни может входить сам Бог. И потому максима синергийной психотерапии такова: на место переживания должна встать молитва. Таким образом, икона, являясь посредником, медиатором между молящимся человеком и Высшей духовностью, стимулирует и дает положительный психотерапевтический эффект молитвы. Молитва Елены перед иконой – это «умозрение в красках».
Художественная литература запечатлела в слове и образе религиозный опыт человека и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия. Человек, в первую очередь, – существо, имеющее внутренний мир, духовность, свою судьбу, или как в народе говорят «свою долю», и естественно обращенность к высшим ценностям. Учитывая образ жизни человека XXI века, особенно живущего в крупном городе в непрерывном состоянии on-line, проанализировать непосредственное влияние молельного образа на конкретные факты в жизни человека практически не представляется возможным. Сколько времени готов потратить современный человек, чтобы предаться молитвенному предстоянию перед иконой? А ведь молитва – это ключ к изменению внутреннего состояния, то есть к преображению человека и, как сказал св. Фома Аквинский, «Мы должны молиться так, как если бы всё зависело только от Бога, а действовать так, как если бы всё зависело от нас». Итак, на наш взгляд, икона является посредником своего рода медиатором между человеком и Высшей Духовностью. Восприятие иконы это «умозрение в красках» помогающее человеку в выстраивании диалога между самим собой и Богом как Высшей Абсолютной Духовной и Моральной Ценности. Данное исследование обусловило главный вывод, что социальная перцепция иконы – индикатор духовного потенциала человека. Известно, что еще ни одна страна ни в одну эпоху не выходила из кризиса благодаря лишь только экономическим обстоятельствам. Не секрет, что в основе государственной и экономической деятельности лежит определенная психокультура (в данном исследовании христианская), которая нуждается не только в ответе на риторический вопрос «Что делать?», но и на вопрос: во имя чего жить и зарабатывать деньги? Осознание такой психокультуры как фактора деятельности и намечает антикризисный вектор возрождения духовности, указывает ориентиры к берегу спасения.
Литература
1. Белявский И.Г., Исповедь пасынка века и немного исторической психологии/ И.Г. Белявский, А.Н. Кишинская, Одесса, ОКФА, 1997. – 472 с.
2. Библия / Русская православная церковь; Синодальный перевод. − М.: Российское библейское общество, б.г. – 292 с.
3. Білявський І.Г. Соціальна перцепція: навч. посібник до спецкурсу. – Одесса: Астропринт, 2000. − 116 с.
4. Булгаков М. Избранное /М. Булгаков. – М.: Худ. лит., 1988. – 749 с.; порт.: ил.
5. Бычков В. 2000 лет христианской культуры /В. Бычков – СПб.: Университетская книга: УРАО, 1999. − Т. 1. – 574 с.; Т. 2. – 527 с.
6. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./ Х.-Г. Гадамер.- М.: Прогресс , 1988. - 699с.
7. Данилова Е.С. Людина – «Жива Ікона»/ Е.С. Данилова.// Вісник Одеського національного університету ім. І.І. Мечникова. Том 11. Випуск 11. Психологія.- Одеса 2006.-С.4.
8. Кашменский О.С. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой /О.С. Кашменский.- Вятка, 1860−1865.
9. Лепахин В. Икона и иконичность. – СПб: Университетская книга, 2002. С. 220.
10. Лермонтов М.Ю. Сочинения / М.Ю. Лермонтов. - М.: Прогресс, 1986. - 321с.
11. Литвин-Кіндратюк С.Д. Екологічні чинники трансформації релігійного досвіду/ С.Д. Літвін-Кіндратюк. Матеріали Міжнародної конференції. - Gorlov WLRP. - 2009. - р.132-141.
12. Лозова О. М. Семантика провідних екзистенціальних цінностей у сучасній свідомості / О. М. Лозова // Вісник Харківського нац. ун-ту ім. В. Н. Каразіна. Психологія. – 2007. – Вип. 37. – № 759. – С. 156–160.
13. Москалец В.П. Психология религии./ В.П. Москалец – К.: Академія ВНЗ, 2004. – 240 с.
14. Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13. - Санкт-Петербург, 2006. - 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/40.
15. Серафим (Роуз; отец). Православие и религия будущего / Серафим (Роуз; отец). – Волгоград: Православная книга, 1991.– 197 с.
16. Флоренский П. Иконостас. – М.:Просвещение, 1994. С. 200.
17. Шлеман А. Исторический путь православия/А. Шлеман. – Нью-Йорк, 1954. С. 378.
18. Языкова И. К. Богословие иконы / И. К. Языкова – М.: Паломник, 1995, -238с.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.475 секунд