ШЕСТВИЯ И ПРОЦЕССИИ В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ВИЛЬНЮСА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД И СОВРЕМЕННОСТЬ
7 года 10 мес. назад - 7 года 10 мес. назад #158
от Vestik
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье изучаются во время праздника Трех королей (6 января) и в день покровителя Литвы святого Казимира (4 марта) организуемой ярмарки существующие шествия ряженных и процессии во время Тройцы, а также праздники Божьего тела. Ставятся задача определить, являются ли шествия и процессии естественным продолжением или новым витком бывшей традиции. Автор приходит к выводу, что исторически выступавшие важным элементом обрядовой культуры города в постсоветское время возродились в различном статусе. Шествия является только предлогом для созидания новой традиции, а процессии выступают продолжателями ритуальной жизни города.
Ключевые слова: Вильнюс, шествия, процессии, Три короля, Тройца, праздник Божьего тела.
В досоветский период важной чертой городской культуры выступали различного рода обряды и церемонии религиозного характера. Такими мероприятиями являлись шествия и процессии, которые не ограничивались приходским двором и выходили в общественное пространство городов и тем самым включались в праздничную его культуру. Конечно, включались в первую очередь как на религиозной основе возникшие, поэтому существовали в контексте религиозного праздника. Особенностью такого рода мероприятий в Вильнюсе являлась та, что шествия и процессии организовала лишь католическая церковь. Хотя известно, что например в начале ХХ века 6 января католики организовали шествие Трех королей, а православные обряд крещения у реки Нярис [9, c. 137]. Однако любая религиозная деятельность за пределами святынь была запрещена при советизации Литвы в 1940 г. и началась возродиться после провозглашения восстановления независимости в 1990 г. В этой связи возникает вопрос являются ли шествия и процессии естественным продолжением или новым витком бывшей традиции и использование такого рода мероприятий является только предлогом для созидания новой традиции в современном ритуальном календаре города. Для решения такого рода задачи выбрали существующие в современном Вильнюсе шествия во время праздника Богоявления -Трех королей (6 января) и в день покровителя Литвы святого Казимира (4 марта) организуемой ярмарки под названием «Казюкаса» шествие ряженных и процессии во время Тройцы, а также праздники Божьего тела. Все они связанны с литургическим годом, однако по характеру и содержанию отличаются, как особенностями своей истории, так и по современному образу по сравнению их с обрядами первой половины ХХ века. Материалом для решения выдвинутой задачи послужат исторические и этнологические, интернетные данные и сведения, полученные во время автором статьи проведенных полевых исследований.
Три короля. Таким образом, религия в шествиях выступает как предлог для их организации как в традиционном, так и в современном городе. Первым шествием являются проходящая 6 января по центру современного старого города и завершающая рождественский период группа библейских мудрецов, которых в католической традиции называют королями. Истоки шествия кроются в тексте евангелии св. Матвея, где можно найти сведения о том, что в Иерусалим пришли три мудреца (волхвы) из востока, которым звезда показывала путь и они искали родившегося кроля евреев и оставили ему в подарок - как царю золото, как богу — ладан, а человеку — мирры (11, c. 27-28]. Хотя существует мнение, что сами мудреца упомянуты еще 800 лет до Христа в Старом завете [14, c. 128], они с течением времени приобрели образы королей. В шествиях дня Богоявления их сопровождают ряженый с звездой, а также другие в библии отмечены персонажи. В народной европейской традиции такие шествия в городах известны с средних веков. Группы ряженых постепенно перешли и в обрядовую жизнь сельской среды.
По западной традиции в литургии праздника в костелах совершается освящение ладана и мела, которым верующие пишут как оберег над входной дверью первые буквы имен мудрецов: «К+М+В». Но нас интересует шествие Трех королей, которое в Вильнюсе пришла с соседних стран и иезуитами начата организовать в XVI веке. Однако больше сведений имеем про праздник ХХ века. В досоветское время в Вильнюсе существовала польская основа шествия ряженых, которая отражена польским этнологом, до 1945 г. работавшей в Вильнюсском университете Марии Знамеровской–Пруферовой [16]. Она покидая Литву в своих воспоминаниях оставила аутентичные рассказы про городских обрядах Трех королей довоенного времени. Обрядовый образ шествий имел общностей с сельским отмечанием праздника и по городу ряженные ходили группами. С этой целью в канун праздника из пригородов Вильнюса к центру отправлялись молодежные группы ряженых. Первым шел парень с звездой в руках, с шляпой или польской конфедераткой (подчеркивающий этничность - Й.М.) на голове и сумкой с документами, а также со свечами. За ним стояла королева с короной, распущенными волосами. Рядом молодой король с шпагой у бедра. Дальше чернокожий Мельхиор с королевским знаком святого Николая, за ним Вальтазар, араб с копьем как рыцарь и третьим был Каспар, старый бородатый король. Иногда в группе присутствовал ангел и всегда черт. Участники шествий были наряжены в красочной одежде над которой была «броня» из картона. Ряженые ходили не только по улицам, но с песнями и шумом посещали знаменитые рестораны и кафе города, посещали горожан и над дверью оставляли символы королей - К+М+В. В городе в группы ряженых в основном принимали участие ученики ремесленников, которые стояли в один ряд и исполняли свою песню [16, c.147-148]. Известно, что в 1934 г. было всего 63 групп, которым магистрат города выдал разрешения для шествия королей по городу [ 15, c. 15-16].
В городе, по которому ходили группы ряженых, деревенская тематика не отмечалась. В то время в селах в одежде ряженых, в пожеланиях и гаданиях, а также в магических действиях отражалась рождественская и земледельческая тематика, что позволяет этнологам найти даже мифологизированный подход к содержанию обрядов, обнаруживать также их связь с дохристианскими верованиями [2, c. 47-48; 3, c. 54]. Но хотя по характеру городские шествия близки к сельским, основной различительной чертой является та, что в песнях, а некоторые из них были и длинные, отражается тематика городской жизни с включением мотивов рождественской тематики. Поэтому Вильнюсские шествия первых десятилетий ХХ века являются интересным фактом проявления польской религиозной культуры Литвы.
В советское время как и вся деятельность религиозного характера за пределами костел была запрещена. Новый виток в развитии праздника и попытка восстановить обряд появились в постсоветской Литве. Образ городской ритуальной культуры приобрели начаты организовать шествия Трех королей по ее городам. В основном это лишь частично относится к проявлению спонтанного восстановления традиции, так как организацией шествий начали заниматься культурные институции. Организаторами проведения шествий Трех королей в конце ХХ века в Вильнюсе выступили актеры «Театра старого города». Они 6 января встали в главе шествия, проходящей по главной улице старого города от часовни О́страя бра́ма (лит. Aušros vartai), которая находиться над воротами в начале XVI века сооруженной городской стены. Шествие заканчивается у кафедрального собора в историческом центре Вильнюса. Основными фигурами шествия являются трехметровые куклы Каспара, Мельхиор и Бальтазара. Переодетых в куклы королей актеров сопровождает группа ряженных. Впереди процессии отправляется несущий описанный в Новом завете звезду ангел. За королями движутся куклы животных. Короля в конце шествия традиционно желают участникам и зрителям плодородного и удачного года, что было свойственно сельским шествиям. Поэтому только сам состав участников обряда имеет традиционный образ. Религия в шествиях выступает как предлог для организации театрализованных представлений в современном городе, как обрядовый контекст праздника.
Традиционно с Рождества до Трех королей двенадцать дней в Литве как и в соседних европейских странах существовал рождественский праздничный досуг. Также важно, что в европейской католической традиции существует понятие праздника не только как окончания рождественского периода, но и дня с заметным возвращением солнца. Литовцам на Три короля день увеличивается на шаг петуха и в селах это значило, что пришло время приступить к хозяйственным работам. Разумеется, исторически земледельческий смысл промежуточного периода для городских жителей не был значимым, тем самым в современных условиях он носит лишь культурный характер. Религиозные акценты представлений отчасти стали культурным наследием и публичное отмечание приобрело для верующих символическое значение. Однако в советское время было утрачено любое общественное отмечание дня из-за связей с литургией. Поэтому восстановленное отмечание праздника Трех королей в конце ХХ века имеет черты театрализованного представления, который дополняется новым содержанием. На Трех королей происходит снятие украшений с елок. Поэтому символическое прощание с рождественским периодом является и днем прощания с рождественской елкой. Такой обрядовый виток корнями не уходит далеко в историю. Первые рождественские елки в Вильнюсе, а в последствии и в других городах Литвы в публичных местах утвердились в начале XX века [ 8, c. 54]. Однако политические и идеологические ветры повлияли, но уже с другой стороны, на положение елок в советское время. Как связан с религией рождественский символ елка в общественной жизни была заменена новогодней и понятии рождественского символа елка продолжала существовать в семейном кругу. В жестком идеологическом контексте отмечание Трех Королей не было возможным. Только в постсоветский период с возвращением в обрядовую жизнь Рождества и формированием понятия рождественского периода могли возродиться забытые обычаи. Широкое распространение обычая на праздник наряжать елки создало условия придать дню новые обрядовые оттенки. Но сами шествия можно расценивать только как культурный факт без очевидных связей с традицией.
Ярмарка «Казюкаса». Театрализованное шествие во время церковного праздника посвященного покровителю Литвы св. Казимиру отмечается 4 марта и является частью ярмарки. Истоками ярмарка уходит в начало XVII a. века. Принц Великого Княжества Литовского Казимир, канонизирован в 1602 г., с 1636 г. является покровителем Литвы. В том же году его прах был торжественно перенесен из костела св. Казимира где они хранились с 1604 г. в каплицу Казимира в Кафедральном соборе, которая по инициативе короля Сигизмунда Вазы была для этой цели специально сооружена. Существует мнение, что от церемонии перенесения праха святого в 1636 г. во время церковных торжеств началась ярмарка, с течением времени получившая название ярмаки «Казюкаса (деминутив имени Казимир/Казис). Ярмарка не являлось самобытностью Вильнюса, так как в средние века во время церковных праздников в Европе начали организовать ярмарки. Ярмарка «Казюкаса» особенно расширилась в середине XIX века, когда праздник в честь покровителя Литвы стала региональным, а ярмарка превратилась в место реализации деревянных хозяйственных изделий [ 12, c. 151]. Стимул этому придала в 1827 г. получена купцами города привилегия на ярмарку с продолжением в несколько дней и с этого момента отчитывается время маркетинга на Кафедральной площади. С другой стороны почти сто лет с перерывами она была вытеснена с сакральной площади и окружения гробницы святого. В 1904 г. на площади соорудили памятник Якатерине II и тогда торговля была перенесена на другую площадь - Лукишкю [9, c. 139]. О масштабах ярмарки говорят такие цифры – в 20-ые годы на ее присутствовало до 2400 телег [ 6, c. 60]. В 1935 г. к ярмарке присоединились студенты с шествиями и известно, что особенно ярмарка торжественно отмечалась в 1938 ir 1939 г. Участвовали артисты театра, которые играли сцены на исторические темы. Подключали даже игры из карнавалов Масленицы [7, c. 80].
В советские годы ярмарка полулегально существовала на территории рынка по улице Дзержинского (совр. Калварию), а в конце ХХ века вернулась в историческую среду, даже расширилась в центральные улицы старого города и частично в кафедральную площади. Одним из обрядовых акцентов ярмарки является организаторами ярмарки, которыми являются коммерческие структуры организуемое театрализованное шествие, в которой как и древние времена участвуют ремесленники, как старинного так и современного ремесла. Видим также куклу св. Казимира, ремесленники несут флаги своих гильдий, ряженные отражают актуальные общественные темы. Шествие проходит по центральному проспекту города, мимо кафедрального собора, проходит по главной улице старого города и заканчивается у здания бывшей Ратушы. Таким образом возобновленная традиция организовать ярмарку, как и празднества в честь святого Казимира является предлогом для шествия. Она имеет развлекательный характер, а с использованием имени и символа святого является театрализованным мероприятием ярмарки. Связь с церковным праздником, который проходит в кафедральном соборе, опосредованный, основан, как и возобновленная ярмарка на использовании традиции праздничной культуры Вильнюса.
Другой характер имеет с XVII века существовавшие и в 1990 г. восстановлены религиозные процессии праздник Тройцы (Сякминес) и Божьего тела (Дявинтинес). Многие столетия одним из знаменитых вильнюсских религиозных и общественных праздников была Тройца. Как известно праздник отмечается в седьмое воскресенье после Пасхи и является окончанием пасхального периода. В Иерусалиме праздник праздновали уже в IV в. В народной традиции празднику свойственны религиозные, с элементами народной религиозности обычаи и обряды. В Вильнюсе праздник связан с предместьем города Вяркяй, где находиться Крестный Путь Вильнюсской Калварии (эта часть города имеет также название Иерусалим) в котором проходит обход часовней.
Крестный путь возник в 4 векe в Иерусалиме. Всего в католическом мире имеется 40 Крестных Путей и семь из них находиться в Литве. Веркяйский Крестный путь учрежден Орденом домининканцев в 1664-1669 г. и это был третий путь в Литве. С середины ХУIII века ритуал посещения Веркяйских Кальварий был включен в систему празднования горожанами Тройцы и с того времени образовалась ритуальная связь между городскими святынями и Вяркяй. Поэтому исторически образовался 8 км. длины Вильнюсский Крестный Путь от ворот О́строй бра́мы в историческом центре города до предместья Вяркяй (Иерусалим), который на Тройцу проходили тысячи паломников [ 10, c. 214-215]. Для участвующих в Крестном Пути паломников важны и находящиеся по пути другие святые места города. Процессия с церковными флагами, пением, звоном церковных колоколов в городе посещала еще один Крестный Путь в костеле Бернардинцев, затем толпы паломников молились у часовни за Зеленым мостом через реку Нярис где находилась чудотворная статуя Христа Спасителя (советская власть часовню и статую снесла в середине ХХ в.). Литургическая форма празднеств имеет установленный порядок, однако с течением времени образовались своеобразные народные обычаи. Черты народной религиозности имеют молитвы, а также церковное пение.
С появления в Вяркяй Крестного Пути его образ не раз менялся. Только в ХУIII веке окончательно были сооружены часовни (35 станций), которые с течением времени, особенно во время войн не раз пострадали и в 1859 г. обновленные кирпичные стали центром для паломников Литвы, Польши и Беларуси с весны до осени. Однако основный наплыв паломников был на Тройцу. Особенно в 1920-1939 г., когда Вильнюс и Вильнюсский край был оккупирован Польшей. B этот период посещение Вяркяй приобрел и политический характер. В паломнический поход по несколько десяток километров отправлялись целые деревни [1, c. 222], также участвовали молодежные религиозные организации, группы и индивидуальные паломники. Приходские шествия из отдаленных приходов Вильнюсского края имели политический характер, демонстрировали значимость исторической столицы Вильнюса литовцам. Не случайно, после возвращения Вильнюса Литве в 1939 г., в 1940 г. на праздник шли паломники с отдаленных местностей Литвы. В то же время для поляков Вяркяй, часовня О́строй бра́мы со святой картиной Девы Марии и другие сакральные объекты города были (и существуют) частью их религиозного и этнического идентитета. Однако после советизации Литвы (в 1940 г.) в 1941 г. процессии в Вяркяй были запрещены, а в 1962 г. почти все часовни были взорваны и застроены зданиями профилактория и другими постройками. Однако верующие отмечали места бывших часовней и тайно продолжали молиться на их местах. Возрождение Веркяйских Кальварий началось в конце 80-х годов, а в 1992 г. проводились археологические раскопки на месте часовен. Наконец Вильнюсский архиепископ кардинал А. Бачкис в 2002 освятил восстановленный Крестный Путь[15, c. 83].
Традиционно праздник Тройцы в Вяркяй продолжался три дня. Первый день, пятница была посвящена крестьянам, второй день зажиточным, а третий день горожанам и ремесленникам [10, c, 253]. В современном празднике первый день посвящен священникам и монахам, второй – молодежи и детям, а третий в воскресенье основной день - праздник Тройца. Но основная разница между традиционным празднеством и современным является та, что процессии уже не охватывают города и многотысячная процессия проходит Крестный путь только в Вяркяй. Также появление политической границы ограничило участие белорусских паломников, поэтому основную часть составляют представители Вильнюса и окрестностей. Традиционно участвуют паломники из Польши. Кроме того, Вильнюсский Крестовый путь приобрел государственный статус и включен в утвержденную Правительством Литвы Паломническую программу Иоанна Павла II. Воскресную литургию транслирует Литовское телевидение. Однако современный праздник с обходом Пути без торжественной процессии по городу не является городским, а больше всего локальным религиозным событием.
Праздник Божьего тела. В литургический календарь праздник празднуемый девять недель спустя Пасхи был введен в 1264 г. папой Римской католической церкви Урбаном IV. Празднование праздника Божьего тела длиться октаву (с воскресенья до воскресенья). На последний день октавы в Германии в XIV веке сформировалась традиция организовать процессии, которые в начале имели выход за пределы городов, с остановками в полях у сооруженных 4 небольших алтарей, у которых исполняли специальные молитвы и пели отрывки из четырех евангелий. С XVII века процессии распространились по всей Западной Европе и праздник стал свойственным для многих католических народов [5, c. 154-155]. Хотя литургия едина для всех католиков и в целом соответствует истокам празднеств, в народной жизни праздник имеет много элементов народной религиозности, которые свойственны церковным обрядам. Напр. освящаемые во последний день октавы букетики трав имеют широкое применение в магических практиках как оберег. Но главное, что городским церемониям свойственны по улицам проходящие процессии. В городах Литвы, Польши такой обрядовый порядок распространился в XVII веке [4, c. 323]. После восстания 1863 г. в Литве различного рода процессии за пределами костел были запрещены и лишь манифестом Николая II разрешены в 1905 г. Поэтом возобновленная процессия по улицам Вильнюса проходила 4 июня 1906. В 1906 г. в процессии как видно по обращению эпископа к верующим шли и люди других христианских религий. Даже иудеи, а горожане флагами, цветами, гирляндами украшали город, в окна вставляли картины с изображениями святых [5, c. 138]. Было подсчитано, что в процессии участвовало примерно 40 тыс. верующих не только из Литвы, но и соседних народов [13, c. 180; 182; 199].
До советизации Литвы в 1940 г. процессии шли в старом городе под руководством епископа в полдень от Кафедрального собора по Замковой улице, делали круг по старому городу и возвращались на Кафедральную площадь [9, c. 137-138]. В 1940 г. состоялась последняя процессия и в протяжении всего советского строя до 1990 г. они сохранились лишь в памяти верующих. В 1990 г. традиция восстновилась, но в измененном виде. Она проходит после богослужения в О́строй бра́ме по главной улице исторического города до Кафедрального собора. Таким образом, процессия проходит аналогичный путь как и шесвите Трех королей. В процессии участвуют руководители Вильнюсской епархии, священники из за рубежа, посол (нунций) папы, монахи и множество верующих. Литургии свойствен традиционный образ и у костел сооружают 4 алтаря. Имея во виду национальный состав Вильнюса, один алтарь готовит поляки. Различия проявляются лишь в том, что до советских времен в процессии участвовали главные лица государства, общественные деятели, военные и общественные организации со своими знаменами. Однако современная процессия носит в основном религиозный характер. В Вильнюсе торжества начинаются мессой в каплице О́строй бра́мы у святого изображения девы Марии и кончаются богослужением в Кафедральном соборе [17]. Они приурочены к церемониям в Ватикане, где глава католической церкви приглашает всех верующих участвовать в церемонии.
Таким образом, если в досоветское время процессии существовали как факт польской религиозной культуры, в конце ХХ века они возродились в литовском обрядовом контексте как и шествия в Вяркяй. Такое положение связанной с изменениями в этническом составе города начиная с середины ХХ, когда из национального меньшинства литовцы в конце советского периода стали большинством. Также по сравнению с современной Польшей мало к празднику присущи черты народной религиозности [ 14, c. 270-271]. В отличии от предвоенных век, когда в процессии участвовали главные лица города, государственные и общественные деятели, военные и общественные организации со своими знаменами. Однако современные процессии носит в основном религиозный характер, что с другой стороны не смотря на состав присутствующих лиц было свойственно и первым десятилетиям ХХ века [15, c. 86].
Подводя итоги можно утверждать, что имеющие столетнюю историю шествия и процессии в праздничной культуре Вильнюса до советизации сохранили основные тенденции развития. Хотя они отличались по характеру и содержанию, через сочетание сакрального и профанного в шествиях и процессиях праздничная культура Вильнюса обогащалась религиозными акцентами и элементами народной религиозности. После советизации Литвы в середине в ХХ века шествия и процессии перестали существовать и возродились в конце ХХ века после восстановления независимости Литвы.
Отвечая на в начале статьи выдвинутый вопрос можно утверждать, что процессии можно расценивать естественным продолжением, а шествия новым витком бывшей традиции. В меньшей мере религия присутствует в шествии Трех королей и во время ярмарки Казюкаса. Хотя шествия связанны с церковным календарем, однако они функционируют в городской среде как культурное наследие. Также отличительной чертой шествий является то, что в организацию включаются работники культуры и даже коммерческими структуры (ярмарка).
В процессиях Тройцы и Божьего основу составляют религиозные мотивы, а также элементы народной религиозности. Процессии имеют долгосрочную историю и тесно связаны с ритуальной жизнью города. Основу Тройцы составляет обход Крестного пути в пригороде Вильнюса. Исторически процессия соединила святыни города и Крестный путь в единую обрядовую систему. В то же время процессия праздники Божьего тело являлась городским религиозным мероприятием. В таком обрядовом контексте процессии не смотря на некоторые изменения места прохождении, наиболее является продолжением традиций. В Тройце сохранился обход Крестного Пути с некоторыми элементами народной религиозности в Вяркяй, однако это существенно не отражается на религиозный смысл праздника.
Не смотря на то, что в советское время была прервана общественный характер процессий, среди верующих не было перерыва и существовало церковное отмечание праздников и это способствовало возрождению процессий религиозного характера. Шествия действовали в контексте религиозных праздников, но имели больше развлекательный характер и в таком обрядовом русле возродились. Поэтому возобновление произошло в организации процессии, а не в литургической сути. Таким образом, в конце ХХ века начата формировать система новых торжеств и обрядов Вильнюса, которая охватывает запрещенные в советский период традиции религиозных процессий и имеющие религиозные элементы шествия горожан, в целом можно отнести к числу обновленной и приспособленной к условиям современности традиции.
1. Arlauskas, R. 2005. Valkininkų kraštas istorijos verpetuose. Vilnius: Gamta.
2. Balys, J. 1993. Lietuvių kalendorinės šventės. Tautosakinė medžiaga ir aiškinimai. Vilnius: Mintis.
3. Dundulienė, P. 1991. Lietuvių šventės: tradicijos, papročiai, apeigos. Vilnius: Mintis.
4. Griciūtė, L. 2006. Vilniaus Dievo Kūno procesijos // Lietuvos katalikų mokslų akademijos Metraštis, t. XXVIII. P. 323-337.
5. Kajackas, A. 1998. Bažnyčia Liturgijoje. Liturgijos raida istorijoje. Kaunas: Lietuvos katechetikos centras.
6. Klimka, L. 2009. Tradicinių kalendorinių švenčių semantika. Vilnius: Vilniaus pedagoginio universiteto leidykla,
7. Klimka, L. Tautos metai. 2008. Vilnius: Vilniaus pedagoginio universiteto leidykla.
8. Kudirka, J. 1993. Lietuviškos Kūčios ir Kalėdos. Vilnius: Vaga.
9. Laučkaitė, L. 2009. Vilniaus šventės ir pramogos XX a. pradžioje // Imperinis Vilnius ( 1795-1918): kultūros riboženkliai ir vietinės tapatybės. Vilnius: Lietuvių literatūros ir tautosakos institutas. P. 134-150.
10. Motuzas, A. 2005. Katalikų liaudies pamaldumo praktikos Lietuvoje. Kaunas: Vytauto Didžiojo universitetas
11. Naujasis testamentas. 1972. Keturios evangelijos. Apaštalų raštai. Vilnius-Kaunas: Lietuvos TSR Vyskupijų ordinarų kolegijos leidinys.
12. Ogrodowska, B. 2001. Zwyczaje, obrzędy i tradycje w Polsce. Wydanie II [Customs, Rituals and Traditions in Poland. Issue II]. Warszawa: Verbinum.
13. Olszewski, D. 1996. Polska Kultura Religijna. Na przelowie XIX – XX wieku. Warszawa: Instytut Wydawniczy Pax.
14. Uryga, J. 2006. Rok Polski w życiu, tradicji i obyczajach ludu. Włoclawek: Wydawnicztwo Duszpastextwa Rolników.
15. Vyšniauskaitė, A. 1993. Mūsų metai ir šventės. Kaunas: Šviesa.
16. Znamierowska-Prüfferowa, M. 2009. Vilnius, miestas arčiausia širdies. Vilnius: Alma littera.
17. www.bernardinai.lt/.../2010...genovaite-.....istorijos/4845...(дата обращения: 11.10.2013).
Делай, как должно, и будь, что будет!
Vestik создал тему: ШЕСТВИЯ И ПРОЦЕССИИ В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ВИЛЬНЮСА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 159.22.1
Мардоса Й.
(г. Вильнюс)Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ШЕСТВИЯ И ПРОЦЕССИИ В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ВИЛЬНЮСА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье изучаются во время праздника Трех королей (6 января) и в день покровителя Литвы святого Казимира (4 марта) организуемой ярмарки существующие шествия ряженных и процессии во время Тройцы, а также праздники Божьего тела. Ставятся задача определить, являются ли шествия и процессии естественным продолжением или новым витком бывшей традиции. Автор приходит к выводу, что исторически выступавшие важным элементом обрядовой культуры города в постсоветское время возродились в различном статусе. Шествия является только предлогом для созидания новой традиции, а процессии выступают продолжателями ритуальной жизни города.
Ключевые слова: Вильнюс, шествия, процессии, Три короля, Тройца, праздник Божьего тела.
В досоветский период важной чертой городской культуры выступали различного рода обряды и церемонии религиозного характера. Такими мероприятиями являлись шествия и процессии, которые не ограничивались приходским двором и выходили в общественное пространство городов и тем самым включались в праздничную его культуру. Конечно, включались в первую очередь как на религиозной основе возникшие, поэтому существовали в контексте религиозного праздника. Особенностью такого рода мероприятий в Вильнюсе являлась та, что шествия и процессии организовала лишь католическая церковь. Хотя известно, что например в начале ХХ века 6 января католики организовали шествие Трех королей, а православные обряд крещения у реки Нярис [9, c. 137]. Однако любая религиозная деятельность за пределами святынь была запрещена при советизации Литвы в 1940 г. и началась возродиться после провозглашения восстановления независимости в 1990 г. В этой связи возникает вопрос являются ли шествия и процессии естественным продолжением или новым витком бывшей традиции и использование такого рода мероприятий является только предлогом для созидания новой традиции в современном ритуальном календаре города. Для решения такого рода задачи выбрали существующие в современном Вильнюсе шествия во время праздника Богоявления -Трех королей (6 января) и в день покровителя Литвы святого Казимира (4 марта) организуемой ярмарки под названием «Казюкаса» шествие ряженных и процессии во время Тройцы, а также праздники Божьего тела. Все они связанны с литургическим годом, однако по характеру и содержанию отличаются, как особенностями своей истории, так и по современному образу по сравнению их с обрядами первой половины ХХ века. Материалом для решения выдвинутой задачи послужат исторические и этнологические, интернетные данные и сведения, полученные во время автором статьи проведенных полевых исследований.
Три короля. Таким образом, религия в шествиях выступает как предлог для их организации как в традиционном, так и в современном городе. Первым шествием являются проходящая 6 января по центру современного старого города и завершающая рождественский период группа библейских мудрецов, которых в католической традиции называют королями. Истоки шествия кроются в тексте евангелии св. Матвея, где можно найти сведения о том, что в Иерусалим пришли три мудреца (волхвы) из востока, которым звезда показывала путь и они искали родившегося кроля евреев и оставили ему в подарок - как царю золото, как богу — ладан, а человеку — мирры (11, c. 27-28]. Хотя существует мнение, что сами мудреца упомянуты еще 800 лет до Христа в Старом завете [14, c. 128], они с течением времени приобрели образы королей. В шествиях дня Богоявления их сопровождают ряженый с звездой, а также другие в библии отмечены персонажи. В народной европейской традиции такие шествия в городах известны с средних веков. Группы ряженых постепенно перешли и в обрядовую жизнь сельской среды.
По западной традиции в литургии праздника в костелах совершается освящение ладана и мела, которым верующие пишут как оберег над входной дверью первые буквы имен мудрецов: «К+М+В». Но нас интересует шествие Трех королей, которое в Вильнюсе пришла с соседних стран и иезуитами начата организовать в XVI веке. Однако больше сведений имеем про праздник ХХ века. В досоветское время в Вильнюсе существовала польская основа шествия ряженых, которая отражена польским этнологом, до 1945 г. работавшей в Вильнюсском университете Марии Знамеровской–Пруферовой [16]. Она покидая Литву в своих воспоминаниях оставила аутентичные рассказы про городских обрядах Трех королей довоенного времени. Обрядовый образ шествий имел общностей с сельским отмечанием праздника и по городу ряженные ходили группами. С этой целью в канун праздника из пригородов Вильнюса к центру отправлялись молодежные группы ряженых. Первым шел парень с звездой в руках, с шляпой или польской конфедераткой (подчеркивающий этничность - Й.М.) на голове и сумкой с документами, а также со свечами. За ним стояла королева с короной, распущенными волосами. Рядом молодой король с шпагой у бедра. Дальше чернокожий Мельхиор с королевским знаком святого Николая, за ним Вальтазар, араб с копьем как рыцарь и третьим был Каспар, старый бородатый король. Иногда в группе присутствовал ангел и всегда черт. Участники шествий были наряжены в красочной одежде над которой была «броня» из картона. Ряженые ходили не только по улицам, но с песнями и шумом посещали знаменитые рестораны и кафе города, посещали горожан и над дверью оставляли символы королей - К+М+В. В городе в группы ряженых в основном принимали участие ученики ремесленников, которые стояли в один ряд и исполняли свою песню [16, c.147-148]. Известно, что в 1934 г. было всего 63 групп, которым магистрат города выдал разрешения для шествия королей по городу [ 15, c. 15-16].
В городе, по которому ходили группы ряженых, деревенская тематика не отмечалась. В то время в селах в одежде ряженых, в пожеланиях и гаданиях, а также в магических действиях отражалась рождественская и земледельческая тематика, что позволяет этнологам найти даже мифологизированный подход к содержанию обрядов, обнаруживать также их связь с дохристианскими верованиями [2, c. 47-48; 3, c. 54]. Но хотя по характеру городские шествия близки к сельским, основной различительной чертой является та, что в песнях, а некоторые из них были и длинные, отражается тематика городской жизни с включением мотивов рождественской тематики. Поэтому Вильнюсские шествия первых десятилетий ХХ века являются интересным фактом проявления польской религиозной культуры Литвы.
В советское время как и вся деятельность религиозного характера за пределами костел была запрещена. Новый виток в развитии праздника и попытка восстановить обряд появились в постсоветской Литве. Образ городской ритуальной культуры приобрели начаты организовать шествия Трех королей по ее городам. В основном это лишь частично относится к проявлению спонтанного восстановления традиции, так как организацией шествий начали заниматься культурные институции. Организаторами проведения шествий Трех королей в конце ХХ века в Вильнюсе выступили актеры «Театра старого города». Они 6 января встали в главе шествия, проходящей по главной улице старого города от часовни О́страя бра́ма (лит. Aušros vartai), которая находиться над воротами в начале XVI века сооруженной городской стены. Шествие заканчивается у кафедрального собора в историческом центре Вильнюса. Основными фигурами шествия являются трехметровые куклы Каспара, Мельхиор и Бальтазара. Переодетых в куклы королей актеров сопровождает группа ряженных. Впереди процессии отправляется несущий описанный в Новом завете звезду ангел. За королями движутся куклы животных. Короля в конце шествия традиционно желают участникам и зрителям плодородного и удачного года, что было свойственно сельским шествиям. Поэтому только сам состав участников обряда имеет традиционный образ. Религия в шествиях выступает как предлог для организации театрализованных представлений в современном городе, как обрядовый контекст праздника.
Традиционно с Рождества до Трех королей двенадцать дней в Литве как и в соседних европейских странах существовал рождественский праздничный досуг. Также важно, что в европейской католической традиции существует понятие праздника не только как окончания рождественского периода, но и дня с заметным возвращением солнца. Литовцам на Три короля день увеличивается на шаг петуха и в селах это значило, что пришло время приступить к хозяйственным работам. Разумеется, исторически земледельческий смысл промежуточного периода для городских жителей не был значимым, тем самым в современных условиях он носит лишь культурный характер. Религиозные акценты представлений отчасти стали культурным наследием и публичное отмечание приобрело для верующих символическое значение. Однако в советское время было утрачено любое общественное отмечание дня из-за связей с литургией. Поэтому восстановленное отмечание праздника Трех королей в конце ХХ века имеет черты театрализованного представления, который дополняется новым содержанием. На Трех королей происходит снятие украшений с елок. Поэтому символическое прощание с рождественским периодом является и днем прощания с рождественской елкой. Такой обрядовый виток корнями не уходит далеко в историю. Первые рождественские елки в Вильнюсе, а в последствии и в других городах Литвы в публичных местах утвердились в начале XX века [ 8, c. 54]. Однако политические и идеологические ветры повлияли, но уже с другой стороны, на положение елок в советское время. Как связан с религией рождественский символ елка в общественной жизни была заменена новогодней и понятии рождественского символа елка продолжала существовать в семейном кругу. В жестком идеологическом контексте отмечание Трех Королей не было возможным. Только в постсоветский период с возвращением в обрядовую жизнь Рождества и формированием понятия рождественского периода могли возродиться забытые обычаи. Широкое распространение обычая на праздник наряжать елки создало условия придать дню новые обрядовые оттенки. Но сами шествия можно расценивать только как культурный факт без очевидных связей с традицией.
Ярмарка «Казюкаса». Театрализованное шествие во время церковного праздника посвященного покровителю Литвы св. Казимиру отмечается 4 марта и является частью ярмарки. Истоками ярмарка уходит в начало XVII a. века. Принц Великого Княжества Литовского Казимир, канонизирован в 1602 г., с 1636 г. является покровителем Литвы. В том же году его прах был торжественно перенесен из костела св. Казимира где они хранились с 1604 г. в каплицу Казимира в Кафедральном соборе, которая по инициативе короля Сигизмунда Вазы была для этой цели специально сооружена. Существует мнение, что от церемонии перенесения праха святого в 1636 г. во время церковных торжеств началась ярмарка, с течением времени получившая название ярмаки «Казюкаса (деминутив имени Казимир/Казис). Ярмарка не являлось самобытностью Вильнюса, так как в средние века во время церковных праздников в Европе начали организовать ярмарки. Ярмарка «Казюкаса» особенно расширилась в середине XIX века, когда праздник в честь покровителя Литвы стала региональным, а ярмарка превратилась в место реализации деревянных хозяйственных изделий [ 12, c. 151]. Стимул этому придала в 1827 г. получена купцами города привилегия на ярмарку с продолжением в несколько дней и с этого момента отчитывается время маркетинга на Кафедральной площади. С другой стороны почти сто лет с перерывами она была вытеснена с сакральной площади и окружения гробницы святого. В 1904 г. на площади соорудили памятник Якатерине II и тогда торговля была перенесена на другую площадь - Лукишкю [9, c. 139]. О масштабах ярмарки говорят такие цифры – в 20-ые годы на ее присутствовало до 2400 телег [ 6, c. 60]. В 1935 г. к ярмарке присоединились студенты с шествиями и известно, что особенно ярмарка торжественно отмечалась в 1938 ir 1939 г. Участвовали артисты театра, которые играли сцены на исторические темы. Подключали даже игры из карнавалов Масленицы [7, c. 80].
В советские годы ярмарка полулегально существовала на территории рынка по улице Дзержинского (совр. Калварию), а в конце ХХ века вернулась в историческую среду, даже расширилась в центральные улицы старого города и частично в кафедральную площади. Одним из обрядовых акцентов ярмарки является организаторами ярмарки, которыми являются коммерческие структуры организуемое театрализованное шествие, в которой как и древние времена участвуют ремесленники, как старинного так и современного ремесла. Видим также куклу св. Казимира, ремесленники несут флаги своих гильдий, ряженные отражают актуальные общественные темы. Шествие проходит по центральному проспекту города, мимо кафедрального собора, проходит по главной улице старого города и заканчивается у здания бывшей Ратушы. Таким образом возобновленная традиция организовать ярмарку, как и празднества в честь святого Казимира является предлогом для шествия. Она имеет развлекательный характер, а с использованием имени и символа святого является театрализованным мероприятием ярмарки. Связь с церковным праздником, который проходит в кафедральном соборе, опосредованный, основан, как и возобновленная ярмарка на использовании традиции праздничной культуры Вильнюса.
Другой характер имеет с XVII века существовавшие и в 1990 г. восстановлены религиозные процессии праздник Тройцы (Сякминес) и Божьего тела (Дявинтинес). Многие столетия одним из знаменитых вильнюсских религиозных и общественных праздников была Тройца. Как известно праздник отмечается в седьмое воскресенье после Пасхи и является окончанием пасхального периода. В Иерусалиме праздник праздновали уже в IV в. В народной традиции празднику свойственны религиозные, с элементами народной религиозности обычаи и обряды. В Вильнюсе праздник связан с предместьем города Вяркяй, где находиться Крестный Путь Вильнюсской Калварии (эта часть города имеет также название Иерусалим) в котором проходит обход часовней.
Крестный путь возник в 4 векe в Иерусалиме. Всего в католическом мире имеется 40 Крестных Путей и семь из них находиться в Литве. Веркяйский Крестный путь учрежден Орденом домининканцев в 1664-1669 г. и это был третий путь в Литве. С середины ХУIII века ритуал посещения Веркяйских Кальварий был включен в систему празднования горожанами Тройцы и с того времени образовалась ритуальная связь между городскими святынями и Вяркяй. Поэтому исторически образовался 8 км. длины Вильнюсский Крестный Путь от ворот О́строй бра́мы в историческом центре города до предместья Вяркяй (Иерусалим), который на Тройцу проходили тысячи паломников [ 10, c. 214-215]. Для участвующих в Крестном Пути паломников важны и находящиеся по пути другие святые места города. Процессия с церковными флагами, пением, звоном церковных колоколов в городе посещала еще один Крестный Путь в костеле Бернардинцев, затем толпы паломников молились у часовни за Зеленым мостом через реку Нярис где находилась чудотворная статуя Христа Спасителя (советская власть часовню и статую снесла в середине ХХ в.). Литургическая форма празднеств имеет установленный порядок, однако с течением времени образовались своеобразные народные обычаи. Черты народной религиозности имеют молитвы, а также церковное пение.
С появления в Вяркяй Крестного Пути его образ не раз менялся. Только в ХУIII веке окончательно были сооружены часовни (35 станций), которые с течением времени, особенно во время войн не раз пострадали и в 1859 г. обновленные кирпичные стали центром для паломников Литвы, Польши и Беларуси с весны до осени. Однако основный наплыв паломников был на Тройцу. Особенно в 1920-1939 г., когда Вильнюс и Вильнюсский край был оккупирован Польшей. B этот период посещение Вяркяй приобрел и политический характер. В паломнический поход по несколько десяток километров отправлялись целые деревни [1, c. 222], также участвовали молодежные религиозные организации, группы и индивидуальные паломники. Приходские шествия из отдаленных приходов Вильнюсского края имели политический характер, демонстрировали значимость исторической столицы Вильнюса литовцам. Не случайно, после возвращения Вильнюса Литве в 1939 г., в 1940 г. на праздник шли паломники с отдаленных местностей Литвы. В то же время для поляков Вяркяй, часовня О́строй бра́мы со святой картиной Девы Марии и другие сакральные объекты города были (и существуют) частью их религиозного и этнического идентитета. Однако после советизации Литвы (в 1940 г.) в 1941 г. процессии в Вяркяй были запрещены, а в 1962 г. почти все часовни были взорваны и застроены зданиями профилактория и другими постройками. Однако верующие отмечали места бывших часовней и тайно продолжали молиться на их местах. Возрождение Веркяйских Кальварий началось в конце 80-х годов, а в 1992 г. проводились археологические раскопки на месте часовен. Наконец Вильнюсский архиепископ кардинал А. Бачкис в 2002 освятил восстановленный Крестный Путь[15, c. 83].
Традиционно праздник Тройцы в Вяркяй продолжался три дня. Первый день, пятница была посвящена крестьянам, второй день зажиточным, а третий день горожанам и ремесленникам [10, c, 253]. В современном празднике первый день посвящен священникам и монахам, второй – молодежи и детям, а третий в воскресенье основной день - праздник Тройца. Но основная разница между традиционным празднеством и современным является та, что процессии уже не охватывают города и многотысячная процессия проходит Крестный путь только в Вяркяй. Также появление политической границы ограничило участие белорусских паломников, поэтому основную часть составляют представители Вильнюса и окрестностей. Традиционно участвуют паломники из Польши. Кроме того, Вильнюсский Крестовый путь приобрел государственный статус и включен в утвержденную Правительством Литвы Паломническую программу Иоанна Павла II. Воскресную литургию транслирует Литовское телевидение. Однако современный праздник с обходом Пути без торжественной процессии по городу не является городским, а больше всего локальным религиозным событием.
Праздник Божьего тела. В литургический календарь праздник празднуемый девять недель спустя Пасхи был введен в 1264 г. папой Римской католической церкви Урбаном IV. Празднование праздника Божьего тела длиться октаву (с воскресенья до воскресенья). На последний день октавы в Германии в XIV веке сформировалась традиция организовать процессии, которые в начале имели выход за пределы городов, с остановками в полях у сооруженных 4 небольших алтарей, у которых исполняли специальные молитвы и пели отрывки из четырех евангелий. С XVII века процессии распространились по всей Западной Европе и праздник стал свойственным для многих католических народов [5, c. 154-155]. Хотя литургия едина для всех католиков и в целом соответствует истокам празднеств, в народной жизни праздник имеет много элементов народной религиозности, которые свойственны церковным обрядам. Напр. освящаемые во последний день октавы букетики трав имеют широкое применение в магических практиках как оберег. Но главное, что городским церемониям свойственны по улицам проходящие процессии. В городах Литвы, Польши такой обрядовый порядок распространился в XVII веке [4, c. 323]. После восстания 1863 г. в Литве различного рода процессии за пределами костел были запрещены и лишь манифестом Николая II разрешены в 1905 г. Поэтом возобновленная процессия по улицам Вильнюса проходила 4 июня 1906. В 1906 г. в процессии как видно по обращению эпископа к верующим шли и люди других христианских религий. Даже иудеи, а горожане флагами, цветами, гирляндами украшали город, в окна вставляли картины с изображениями святых [5, c. 138]. Было подсчитано, что в процессии участвовало примерно 40 тыс. верующих не только из Литвы, но и соседних народов [13, c. 180; 182; 199].
До советизации Литвы в 1940 г. процессии шли в старом городе под руководством епископа в полдень от Кафедрального собора по Замковой улице, делали круг по старому городу и возвращались на Кафедральную площадь [9, c. 137-138]. В 1940 г. состоялась последняя процессия и в протяжении всего советского строя до 1990 г. они сохранились лишь в памяти верующих. В 1990 г. традиция восстновилась, но в измененном виде. Она проходит после богослужения в О́строй бра́ме по главной улице исторического города до Кафедрального собора. Таким образом, процессия проходит аналогичный путь как и шесвите Трех королей. В процессии участвуют руководители Вильнюсской епархии, священники из за рубежа, посол (нунций) папы, монахи и множество верующих. Литургии свойствен традиционный образ и у костел сооружают 4 алтаря. Имея во виду национальный состав Вильнюса, один алтарь готовит поляки. Различия проявляются лишь в том, что до советских времен в процессии участвовали главные лица государства, общественные деятели, военные и общественные организации со своими знаменами. Однако современная процессия носит в основном религиозный характер. В Вильнюсе торжества начинаются мессой в каплице О́строй бра́мы у святого изображения девы Марии и кончаются богослужением в Кафедральном соборе [17]. Они приурочены к церемониям в Ватикане, где глава католической церкви приглашает всех верующих участвовать в церемонии.
Таким образом, если в досоветское время процессии существовали как факт польской религиозной культуры, в конце ХХ века они возродились в литовском обрядовом контексте как и шествия в Вяркяй. Такое положение связанной с изменениями в этническом составе города начиная с середины ХХ, когда из национального меньшинства литовцы в конце советского периода стали большинством. Также по сравнению с современной Польшей мало к празднику присущи черты народной религиозности [ 14, c. 270-271]. В отличии от предвоенных век, когда в процессии участвовали главные лица города, государственные и общественные деятели, военные и общественные организации со своими знаменами. Однако современные процессии носит в основном религиозный характер, что с другой стороны не смотря на состав присутствующих лиц было свойственно и первым десятилетиям ХХ века [15, c. 86].
Подводя итоги можно утверждать, что имеющие столетнюю историю шествия и процессии в праздничной культуре Вильнюса до советизации сохранили основные тенденции развития. Хотя они отличались по характеру и содержанию, через сочетание сакрального и профанного в шествиях и процессиях праздничная культура Вильнюса обогащалась религиозными акцентами и элементами народной религиозности. После советизации Литвы в середине в ХХ века шествия и процессии перестали существовать и возродились в конце ХХ века после восстановления независимости Литвы.
Отвечая на в начале статьи выдвинутый вопрос можно утверждать, что процессии можно расценивать естественным продолжением, а шествия новым витком бывшей традиции. В меньшей мере религия присутствует в шествии Трех королей и во время ярмарки Казюкаса. Хотя шествия связанны с церковным календарем, однако они функционируют в городской среде как культурное наследие. Также отличительной чертой шествий является то, что в организацию включаются работники культуры и даже коммерческими структуры (ярмарка).
В процессиях Тройцы и Божьего основу составляют религиозные мотивы, а также элементы народной религиозности. Процессии имеют долгосрочную историю и тесно связаны с ритуальной жизнью города. Основу Тройцы составляет обход Крестного пути в пригороде Вильнюса. Исторически процессия соединила святыни города и Крестный путь в единую обрядовую систему. В то же время процессия праздники Божьего тело являлась городским религиозным мероприятием. В таком обрядовом контексте процессии не смотря на некоторые изменения места прохождении, наиболее является продолжением традиций. В Тройце сохранился обход Крестного Пути с некоторыми элементами народной религиозности в Вяркяй, однако это существенно не отражается на религиозный смысл праздника.
Не смотря на то, что в советское время была прервана общественный характер процессий, среди верующих не было перерыва и существовало церковное отмечание праздников и это способствовало возрождению процессий религиозного характера. Шествия действовали в контексте религиозных праздников, но имели больше развлекательный характер и в таком обрядовом русле возродились. Поэтому возобновление произошло в организации процессии, а не в литургической сути. Таким образом, в конце ХХ века начата формировать система новых торжеств и обрядов Вильнюса, которая охватывает запрещенные в советский период традиции религиозных процессий и имеющие религиозные элементы шествия горожан, в целом можно отнести к числу обновленной и приспособленной к условиям современности традиции.
Список использованной литературы
1. Arlauskas, R. 2005. Valkininkų kraštas istorijos verpetuose. Vilnius: Gamta.
2. Balys, J. 1993. Lietuvių kalendorinės šventės. Tautosakinė medžiaga ir aiškinimai. Vilnius: Mintis.
3. Dundulienė, P. 1991. Lietuvių šventės: tradicijos, papročiai, apeigos. Vilnius: Mintis.
4. Griciūtė, L. 2006. Vilniaus Dievo Kūno procesijos // Lietuvos katalikų mokslų akademijos Metraštis, t. XXVIII. P. 323-337.
5. Kajackas, A. 1998. Bažnyčia Liturgijoje. Liturgijos raida istorijoje. Kaunas: Lietuvos katechetikos centras.
6. Klimka, L. 2009. Tradicinių kalendorinių švenčių semantika. Vilnius: Vilniaus pedagoginio universiteto leidykla,
7. Klimka, L. Tautos metai. 2008. Vilnius: Vilniaus pedagoginio universiteto leidykla.
8. Kudirka, J. 1993. Lietuviškos Kūčios ir Kalėdos. Vilnius: Vaga.
9. Laučkaitė, L. 2009. Vilniaus šventės ir pramogos XX a. pradžioje // Imperinis Vilnius ( 1795-1918): kultūros riboženkliai ir vietinės tapatybės. Vilnius: Lietuvių literatūros ir tautosakos institutas. P. 134-150.
10. Motuzas, A. 2005. Katalikų liaudies pamaldumo praktikos Lietuvoje. Kaunas: Vytauto Didžiojo universitetas
11. Naujasis testamentas. 1972. Keturios evangelijos. Apaštalų raštai. Vilnius-Kaunas: Lietuvos TSR Vyskupijų ordinarų kolegijos leidinys.
12. Ogrodowska, B. 2001. Zwyczaje, obrzędy i tradycje w Polsce. Wydanie II [Customs, Rituals and Traditions in Poland. Issue II]. Warszawa: Verbinum.
13. Olszewski, D. 1996. Polska Kultura Religijna. Na przelowie XIX – XX wieku. Warszawa: Instytut Wydawniczy Pax.
14. Uryga, J. 2006. Rok Polski w życiu, tradicji i obyczajach ludu. Włoclawek: Wydawnicztwo Duszpastextwa Rolników.
15. Vyšniauskaitė, A. 1993. Mūsų metai ir šventės. Kaunas: Šviesa.
16. Znamierowska-Prüfferowa, M. 2009. Vilnius, miestas arčiausia širdies. Vilnius: Alma littera.
17. www.bernardinai.lt/.../2010...genovaite-.....istorijos/4845...(дата обращения: 11.10.2013).
Делай, как должно, и будь, что будет!
Последнее редактирование: 7 года 10 мес. назад пользователем Vestik.
Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.410 секунд