МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СЕКТАНТСТВА
7 года 9 мес. назад #197
от Vestik
М. А. Крюкова - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологиии и психологии развития личности
Одесского национального университета имени И.И. Мечникова
Н. В. Гуз, аспирант
Одесского национального университета имени И.И. Мечникова
Официальной религией в нашей стране является православное христианство, однако, религиозность как психологическая проблема гораздо сложнее и глубже, чем ее внешнее восприятие. Особую актуальность приобретает исследование разрушительных последствий пребывания личности в различных сектах и возможные превентивные меры в данном направлении. Изучение религиозного сектантства – сложный и комплексный труд, объединяющий в себе деятельность психологов, религиозных деятелей, врачей, юристов. Целостное понимание феномена сектантства может дать только совместное, системно-структурное изучение различных аспектов сектантской деятельности, тем более, что исследуемый конструкт изначально сложен в толковании.
Одним из важных принципов отношений государства с религиозными организациями является принцип равного отношения к каждой из них со стороны государства. Законом установлено, что все религии, вероисповедание и религиозные организации являются равными перед законом. Установление любых преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других не допускается.
Однако среди многочисленных определений религиозного сектантства ярко выделяется такое понятие как тоталитарная секта или деструктивный культ. Само определение каждого феномена говорит о сложной внутренней структуризации данных групп, а так же о возможном негативном влиянии на их участников.
Согласно определению А. Л. Дворкина, тоталитарные секты — это особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни [4].
Негативное влияние тоталитарных сект не вызывает сомнения, подтвержденное многими отечественными и зарубежными исследованиями, оно требует нахождения и создания методов, противоборствующих вовлечению и удержанию в сектах.
Любое психологическое исследование должно опираться на этические постулаты. Ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования включает в себя информирование испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие; честность и открытость; уважение к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время; установление четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента; после сбора данных, обеспечение участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранение любые возникающие недоразумения.
Демократическое право выбора религии с одной стороны расширяет возможность человека найти себя, свою веру, единомышленников и референтную группу, но с другой, является плацдармом для попадания в деструктивные организации и тоталитарные секты.
Отследить деятельность таких групп является очень сложным, так как согласно ст.8 этого же закона уведомление государственных органов о создании религиозной общины не является обязательным.
Специализированных законов Украины, направленных на пресечение деструктивной деятельности сект практически нет. Основной можно считать ст.181 УК Украины - посягательство на здоровье людей под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов. Примечателен тот факт, что действующий закон «О свободе совести и религиозных организациях» дополняется новой статьей 3-1, которая звучит следующим образом: «В Украине запрещено создание и деятельность тоталитарных религиозных сект. Вред, нанесенный пострадавшему от опасного психологического влияния членов тоталитарной религиозной секты, подлежит возмещению в порядке, установленном Гражданским кодексом Украины».Однако возможно предположить, что данное дополнение вызовет массовые протесты, так как нарушает право религиозных организаций на деятельность, разрешенную этим же законом.
Таким образом, основными морально-этическими проблемами изучения религиозного сектантства являются с одной стороны бесспорное право человека на выбор религии, с другой – так же бесспорный вред личности, причиняемый деятельностью тоталитарной секты, а так же возможная модификация этических норм, применяемых в психодиагностике исследователем, изучающим феномен сектантства.
Делай, как должно, и будь, что будет!
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СЕКТАНТСТВА
М. А. Крюкова - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологиии и психологии развития личности
Одесского национального университета имени И.И. Мечникова
Н. В. Гуз, аспирант
Одесского национального университета имени И.И. Мечникова
Официальной религией в нашей стране является православное христианство, однако, религиозность как психологическая проблема гораздо сложнее и глубже, чем ее внешнее восприятие. Особую актуальность приобретает исследование разрушительных последствий пребывания личности в различных сектах и возможные превентивные меры в данном направлении. Изучение религиозного сектантства – сложный и комплексный труд, объединяющий в себе деятельность психологов, религиозных деятелей, врачей, юристов. Целостное понимание феномена сектантства может дать только совместное, системно-структурное изучение различных аспектов сектантской деятельности, тем более, что исследуемый конструкт изначально сложен в толковании.
Одним из важных принципов отношений государства с религиозными организациями является принцип равного отношения к каждой из них со стороны государства. Законом установлено, что все религии, вероисповедание и религиозные организации являются равными перед законом. Установление любых преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других не допускается.
Однако среди многочисленных определений религиозного сектантства ярко выделяется такое понятие как тоталитарная секта или деструктивный культ. Само определение каждого феномена говорит о сложной внутренней структуризации данных групп, а так же о возможном негативном влиянии на их участников.
Согласно определению А. Л. Дворкина, тоталитарные секты — это особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни [4].
Негативное влияние тоталитарных сект не вызывает сомнения, подтвержденное многими отечественными и зарубежными исследованиями, оно требует нахождения и создания методов, противоборствующих вовлечению и удержанию в сектах.
Любое психологическое исследование должно опираться на этические постулаты. Ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования включает в себя информирование испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие; честность и открытость; уважение к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время; установление четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента; после сбора данных, обеспечение участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранение любые возникающие недоразумения.
Демократическое право выбора религии с одной стороны расширяет возможность человека найти себя, свою веру, единомышленников и референтную группу, но с другой, является плацдармом для попадания в деструктивные организации и тоталитарные секты.
Отследить деятельность таких групп является очень сложным, так как согласно ст.8 этого же закона уведомление государственных органов о создании религиозной общины не является обязательным.
Специализированных законов Украины, направленных на пресечение деструктивной деятельности сект практически нет. Основной можно считать ст.181 УК Украины - посягательство на здоровье людей под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов. Примечателен тот факт, что действующий закон «О свободе совести и религиозных организациях» дополняется новой статьей 3-1, которая звучит следующим образом: «В Украине запрещено создание и деятельность тоталитарных религиозных сект. Вред, нанесенный пострадавшему от опасного психологического влияния членов тоталитарной религиозной секты, подлежит возмещению в порядке, установленном Гражданским кодексом Украины».Однако возможно предположить, что данное дополнение вызовет массовые протесты, так как нарушает право религиозных организаций на деятельность, разрешенную этим же законом.
Таким образом, основными морально-этическими проблемами изучения религиозного сектантства являются с одной стороны бесспорное право человека на выбор религии, с другой – так же бесспорный вред личности, причиняемый деятельностью тоталитарной секты, а так же возможная модификация этических норм, применяемых в психодиагностике исследователем, изучающим феномен сектантства.
Делай, как должно, и будь, что будет!
Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.183 секунд