Место этнической культуры литовцев в системе школьного обучения Литвы: поиски реализации проблемы

8 года 2 мес. назад #120 от Данилова
УДК 159.22.1
проф. Мардоса Й. (г. Вильнюс)

Место этнической культуры литовцев в системе школьного обучения

Литвы: поиски реализации проблемы

Одним из основных признаков существования этнической среды является

этническая культура. Актуальность данной тематики в Литве возникло в начале

развала советского строя, когда поднялся вопрос об изучения состоянии особо

важной для возрождения народа традиционной народной культуры литовцев.

После восстановления независимости Литвы в 1990 году объектом обсуждений в

среде прежде всего педагогов стали вопросы преподавания курса этнической

культуры в общеобразовательных школах. Первый конкретный шаг в этой

области был сделан в 1991 г. с опубликованием экспериментальной программы

этнического воспитания [13]. Позднее были изданы методические пособия по

изучению истории этнической культуры [2; 3 и др.], однако предмет и в начале

XXI века cохраняет проблематичность в системе школьного обучения.

Поэтому в докладе хотим обратить внимание на некоторые вопросы, которые

возникают с преподаванием в школах Литвы предмета «этническая культура»

литовцев. Попытаемся подробнее остановиться на один аспект данной

проблематики – вопросах преподавания и положения в школьной жизни

некоторых календарных праздников и их связи с семейной жизнью школьников.

Также попытаемся выяснить, имеет ли предмет перспективу в

общеобразовательной системе Литвы и как он может способствовать

формированию этнической идентичности в условиях современности.

В сообщении используем некоторые материалы, получены в 2012-2113 гг. во

время проводимого в Вильнюсе исследования по программе «Современные

праздники в семьях вильнюсцев» (опрошен 81 респондент литовской

национальности) [11, 106]. Опрос продолжали в семьях жителей разных регионов

Литвы (в селах и городах, 20 респондентов). Также в рамках данной программы

путем анкетирования опросили 21 школьник Вильнюсской гимназии «Радвилов».

Полученные данные в школах представляют особый интерес, так как они

являются показателем состояния знаний и реального празднования календарных

праздников в семьях школьников и состояния современной праздничной

культуры в вильнюсских семьях.

Идея включения предмета «этническая культура» в учебный процесс на

уровне государственных институций актуализируется постоянно за весь

постсоветский период. Однако лишь в 2009 г. была утверждена стратегия

преподавания этнокультуры в учебных учреждениях и с начала 2013-2014

учебного года ученики 5-12 классах могут изучать предмет как факультатив.

Особенно важно, что в 11-12 классах школьники могут сконцентрироваться на

определенный модель предмета (напр. языки и этническая культура; обычаи и

этика и т.п.) [14]. С другой стороны, рассматривая школьные программы

замечаем, что по содержанию они, как и методические пособия объемные и

сложные [4]. И не случайно, так как сама этническая культура авторами программ

представляется как образ жизни народа в историческом плане и как естественное

продолжение его бытия в условиях современности.

В результатах опроса в пользу преподавания курса «этническая культура»

обнаружили тенденцию, что в литовских семьях отсутствует представление о

содержании и сути календарных праздников. В целом ориентируются на

отдельные ритуальные символы и в меньшей мере на содержание праздника. В

этой связи можем предполагать, что более глубокому пониманию традиционной

культуры в целом именно может способствовать курс этнической культуры в

школах. Особенно актуальным является изучение тех календарных праздников,

которые входят в число государственных праздников. Полученные знания могут

быть использованы в реальной жизни или стать составной частью гуманитарного

воспитания, как дополняющие кругозор учеников по истории, религии и близким

предметам. Поэтому введенный курс «этническая культура» даже на уровне

факультатива прежде всего можно расценивать как расширяющий

общеобразовательный уровень учеников предмет. С таким подходом и учителя,

свыше 80% которых согласны, что элементы этнокультуры следует включить в

программы непрерывно во всех ступенях обучения [14], а сам процесс обучения

целесообразно связать с применением ее в школьной жизни или неформальным

воспитанием во время вечеринок и праздник. Хотя в практической жизни, при

организации праздник уклон ставиться на развлекательные формы обычаев

календарных праздников.

На календарные праздники в школах остановились шире потому, что

исторически кардинальные изменения в системе праздник Литвы происходили в

последствии неоднократных политических перемен ХХ века и касались вопросов

народной культуры в целом. Например, в 20-30 годы, в независимой Литве

церковно-календарные дни с народными обычаями и обрядами составляли

стержень праздничной культуры. Во время советизации Литвы в 1940 г. были

отменены не только имеющие статус государственных политические, но и

календарные праздники. Уже в конце 1940 г. рождественские елки в школах

заменили новогодние, а место Дедушки Коляды уже в предновогоднее время

детей стал посещать Дед Мороз со Снегурочкой [3, 113]. Таким образом бывшие

для всего общества важные праздники ушли в частную сферу жизни людей и

деятельность католической церкви. В то же время урбанизация, экономические

перемены, модернизация и особенно интернационализация образа жизни народа в

советское время оставило лишь следы традиционной культуры в буту народа.

Поэтому можем говорить, что этническая культура приобрела образ культурного

наследия, интерес людей к которой компартия расценивала как проявление

национализма. Поэтому приобретаемые в школах знания этнической культуры

для современных учеников является знакомством с образом жизни и культурой их

дедушек и бабушек.

Данное положение сложилось по той причине, что к календарным

праздникам за весь советский период в Литве сохранился подход властей как к

религиозным в целом. Атеистическое воспитание, особенно в школах усилило

еще в 40-ые годы замеченные тенденции формального отношения к религии [6,

183]. Но предвоенное время секуляризация проходила естественным путем, а в

советские годы даже развлекательный образ имеющие элементы народной

культуры не могли существовать в публичной среде из-за связи с религиозным

контекстом. Способом борьбы с религией стала в1968 году начата создаваться

система новой гражданской обрядности с использованием элементов

традиционных обрядов и праздник [10, 69-70]. Процесс имел атеистический уклон

и традиционные обычаи были включены в новые обряды вне сферы их векового

существования (напр. школьники с пасхальными обычаями участвовали в

празднике Весны в несвязанное с Пасхой время) [7, 154-155]. Постепенное

возвращение к системе традиционных календарных праздников произошло в

конце советского периода. Однако восстановление их реального

функционирования требует усилий всего общества и особое место на наш взгляд

имеет преподавание основ этнической культуры в школах.

С другой стороны, хотя праздники является той сферой, которая особенно

через государственные праздники (напр. Рождество, пасха) ежегодно касается

всех членов общества, обращает внимание, что в предлагаемых программах курса

этнической культуры изучение литовских календарных праздников не занимает

значительное место. Данный аспект можно расценивать и достаточно не

разработанный. Этнологи отмечают, что образующиеся в игры или развлечения

обычаи в лучшем случае становятся элементом детского фольклора [1, 345],

однако их значение в становлении личности, на ценностные ориентации,

этнические и гражданские установки детей не вызывают сомнений. В этой связи

следует отметить, что изучавший обряды Масленицы Ж. Шакнис заметил, что

свойственны Западной Литве некоторые обычаи сельских ряженых уже в

советское время стали общенародными, а в «перестроечное время» включились в

обрядовое поведение больше всего малолетних девочек и в меньшем объеме

мальчиков, которые повсеместно посещают дома жителей. Интересно, что в

современном Вильнюсе в литовские обряды включаются поляки и русские [12,

103]. Несомненно также, что дети становятся частью традиционных праздник по

примеру городских карнавалов, а также на основе школьного воспитания. Однако

это происходит уже после восстановления независимости Литвы, плэтому

спорным является мнение литовских этнологов, что за советское время литовцы

не потеряли аутентичные традиции народной культуры благодаря детям [9, 18-

Таким образом введение курса этнической культуры может способствовать

сдвигам в представлении школьников о праздничной культуре, которое не теряет

своего значения и в условиях современности, но была утрачена в советское время.

В этой связи следует отметить, что с введением данного курса возникает и

связанна с существованием праздничной культуры в обществе в целом актуальная

проблема. Модернизация жизни, явные черты секуляризации общества и другие

тенденции современности ставит перед попытками восстановить в советские

времена разрушенную празднично-обрядовую систему народа сложный вызов.

Восстанавливаемый праздничный календарь исторически по религиозными и

даже политическими соображениями некоторыми слоями населения

воспринимаются неоднозначно. Календарные праздники как и этническая

культура в целом тесно связаны с сельским образом жизни. Поэтому адаптация

аграрного содержания народных обрядов и обычаев, составляющих значительную

часть литовского ритуального года вызывает проблемы как в организации, так и в

их проведении в целом [8, 54]. На эти вопросы рассматривая практические

стороны существования календарных праздник в городской среде этнолог Б.

Имбрасене обратила внимание еще в начале формирования нового праздничного

календаря в начале 90-х годов. По ее мнению, прожившие в городах несколько

десятилетий люди с отрывом от сельских реалий и контекста сформировали

другие соответствующие новому образу жизни духовные нужды и с этим

возникают проблемы в области их соотношения с праздниками [5, 3]. Эту мысль

следует расширить и заметить, что отмеченные проблемы одинаково актуальны

не только для городской, но и сельской среды. В условиях современности

сельские как и городские дети уже с редкими исключениями связанны с образом

жизни земледельца. Поэтому преподавание курса «этническая культура» в

школах Литвы даже в форме факультатива (хотя имеются замыслы кроме

гимназий предмет преподавать как обязательный) в современных школах

выдвигает реальный вызов для учителей предмета.

Также следует признать, что в условиях углубляющегося процесса

секуляризации общества католический аспект праздников не является

привлекательным для молодежи. Поэтому по программам предмета «этническая

культура» замечаем, что на теоретическом и практическом уровне проявляется

уклон на объяснения сути календарных праздников не как имеющих

христианское, а языческое начало явлений. Можно предполагать, что кроме

наследия формирования атеистического общества дело имеем и с

обстоятельствами другого характера. Данное положение в определенной мере

связанно с тем, что первые программы этнической культуры были подготовлены

представителями языческих общин, под руководством главы сообщества древней

литовской религии «Ромува» Й. Тринкунас (1990-1993г. он был также

руководитель Отделом этнической культуры Министерства культуры Литвы).

Поэтому школьникам представляется картина, что праздничная культура

литовцев является по сути языческой. Языческие ее черты сохранились в

христианском образе ритуального года в качестве присвоенных церковью

литовских (балтских) элементов примордиальной народной традиции.

Материалы наших опросов показывают, что отмеченный подход существует

и среди родителей. Вопрос об целесообразности использовать не имеющих

значимости для их жизни обрядов и обычаев земледельческого характера

возникает наряду с использованием в семейных обрядах таких действий, которые

противоречат их убеждениям (напр. молитва перед трапезой, использование

религиозных символов). В одном случае хлопоты хлебороба не актуальны, в

другом семьи не являются религиозными. Поэтому как уже отмечали, уклон

ставится на символы. Например, по данным опроса литовских школьников

Вильнюса, лишь по 4,8% детей не принимают участие в раскрашивании яйц и не

поздравляют друзей, родных, дедов с Пасхой, а 62% из них получают как

подарки пасхальные яйца. Таким образом, акцент в праздниках в семьях ставиться

на такие символы или действия, которые хотя имеют связи с религиозной сути

праздника, но и не противоречат их секлуярному подходу к обычаям и обрядам

календарных праздник. В этой связи возрастает роль школы и праздничного

контекста города, которые даже без усилий семьи могут придать весомый

импульс для актуализации и тем самым сохранении не только рассматриваемых

элементов праздничной, но и этнической культуры в целом. Иначе в будущем

будем иметь дело с завершающей стадией существования в обществе

календарных праздников и этнической культуры в целом.

В реализации программы «этническая культура» имеются проблемы и

другого характера. На наш взгляд в ее реализации существуют достаточно не

предусмотрены пути преподавания предмета в городах и национально смешанных

районах Литвы, где в школах с литовским языком обучения учатся не только

представители коренной национальности. Для формирования гражданского

общества возможность изучать этническую культуру литовцев несомненно важно.

Однако не предусмотрено, как дети других национальностей в школах с

литовским языком обучения смогут познакомиться и получить комплекс знаний

по этнической культуре своего народа [8,55]. Также важной проблемой является

особенно содержание аналогичной программы и введение курса в школах с

польским и русским языком обучения. Имея в виду объемность и сложность

программы в целом, существует проблемы с учеными пособиями.

Подводя итоги должны отметить, что мы обратили внимание на некоторые

стороны преподавания и положения в школьной жизни некоторых календарных

праздников и важности таких знаний в этнической идентичности. На наш взгляд

представленного материала достаточно, чтобы сложилось представление об

стоящих перед школами и учителями сложных задачах. Чтобы привлечь

внимание детей, создать картину образа жизни ушедших поколений и

использовать полученные знания как в этническом и гражданском воспитании,

так и в интеллектуальном развитии школьников, формировании их этнической

идентичности, от учителей предмета требует определенной квалификации. Не

менее важная позиция и воспитательная роль в этой области семьи. Поэтому, на

наш взгляд, в многогранности объекта и его положения в обществе, заключается

проблематичность целостного преподавания курса этнической культуры даже в

форме факультатива. Наиболее перспективный путь может быть интегрирование

отдельных частей предмета в родственные программы (напр. фольклор в уроках

по литературе, крестьянский образ жизни на уроках по истории и т.п.). Такой

подход к литовской этнической культуре по существу был за весь постсоветский

период и возможности такой пути не исключают созидатели программы. В то же

время углубленный взгляд на праздничную культуру народа ученики могут

формировать во время урок по религии, как и через включение детей в

обрядовую жизнь школы, села или города. На этническую идентичность

школьников и сохранение народных обычаев, обрядов и традиций может

способствовать включение детей в различные эдукационные программы за

пределами школ и другие формы неформального образования.

Список использованной литературы

1. Гроздова, И.Н., Токарев, С.А. 1977. Заключение // Календарные обычаи и обряды в

странах зарубежной Европы: конец XIX- начало ХХ в. Весенние праздники.

Москва: Наука, С. 337-345.

2. Čepienė, I. 1997. Etninė kultūra mokykloje: knyga Rytų Lietuvos mokytojui. Vilnius:

Leidybos centras.

3. Čepienė, I. 1922. Lietuvių etninės kultūros istorija. Kaunas: “Šviesa”.

4. Etninės kultūros pagrindai: integruojamasis kursas 1-4 klasėms, integruojamasis ir

pasirenkamasis kursas 5-8, 9-10 klasėms ir profilinio mokymo(si) pasirenkamasis kursas

11-12 klasėms. 2000. [parengė Irena Čepienė]. Vilnius: LRŠMM Švietimo aprūpinimo

centras.

5. Imbrasienė, B. 1992.Šventė kaip gyvenimo atvaizdas // Liaudies kultūra, Nr. 6, P. 1-5.

6. Kalnius, P. 2003. Liturginių metų paisymas rengiantis vedyboms kaip konfesinės

tapatybės išraiška // Lietuvių katalikų mokslo akademijos suvažiavimo darbai, T.18, P.

177-196.

7. Lietuvių etnografijos bruožai. 1964. Vilnius: Valstybinė politinės ir mokslinės literatūros

leidykla, 1964.

8. Mardosa, J. 2013. Šventės mieste: keletas kūrimo ir funkcionavimo problemų // Šventės

šiuolaikiniame mieste. Festivals in modern city. Straipsnių rinkinys. Jonas

Mardosa(sudarytojas). Vilnius: Edukologija, P. 52-60.

9. Piekienė, E. 2013. Švenčių papročiai išlieka per vaikus // Vakaros žinios, gruodžio 21, P.

18-19.

10. Šaknys Ž. 2007. Jaunimo iniciaciniai ir kalendoriniai papročiai // Paukštytė-Šaknienė

R., Savoniakaitė V., Šaknys Ž., Šidiškienė I. Lietuvos kultūra Aukštaitijos papročiai.

Vilnius: LII Leidykla, P. 65-116.

11. Šaknys Ž. 2014. Šventė Vilniuje: Naujieji metai lietuvių, lenkų ir rusų šeimose //

Lituanistika, 60 (2): 105–106.

12. Šaknys Ž. 2013. Ritualiniai metai šiuolaikinėje Lietuvoje: miesto ir kaimo perspektyvos //

Šventės šiuolaikiniame mieste. Vilnius: Edukologija, P. 100-109.

13. Universaliosios ugdymo programos (eksperimentinės). 1991. Vilnius: Lietuvos

Respublikos kultūros ir švietimo ministerijos Leidybos centras.

14. www.delfi.lt/news/daily/education/mokykl...iteisinti-privaloma-

etnokulturini-ugdyma.d?id=36765385#ixzz2srUdEJB4 (дата обращения: 10.01.2016).

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.297 секунд