- Сообщений: 18
- Спасибо получено: 0
Феномен агрессивной конгруэнтности в контексте самоосуществления личности[
Меньше
Больше
8 года 10 мес. назад #117
от Данилова
УДК 341.981Л
проф.Лефтеров В.А. г. Одесса
В науке и жизненной практике агрессию традиционно относят к
негативным эмоциональным состояниям, как поведение или действие,
направленное на нанесение физического или психического вреда другим
людям. Спектр проявления агрессии весьма широк: от локальных и мировых
войн, массового уничтожения людей и инфраструктуры (объектов)
цивилизации до индивидуального физического или морального подавления,
громких оскорбительных выражений в отношениях между людьми, сарказма,
иронии, насмешки, а иногда и очень «тонких» приемов унижения, манипуляции
и давления на личность.
Не прекращаются дискуссии о природе и причинах агрессии. Одни
исследователи первопричину агрессивного поведения людей относят к
биологическим факторам и условиями эволюционного развития и выживания.
Другие учёные проявление человеческой агрессии связывают, прежде всего, с
социальными детерминантами. Если абстрагироваться от гуманистических и
социально-нравственных критериев, то агрессия представляется как
уникальный феномен, значение которого в развитии психики человека, как в
онтогенезе, так и в филогенезе трудно переоценить.
Опираясь на базовые принципы психологии системность и детерминизм,
следует отметить, что уникальный мир взаимообусловленных и
взаимосвязанных психологических проявлений, и феноменов человека
представляет собой согласованность между собой всех без исключения
элементов системы, именуемой психика. А значит все проявления внутренних
закономерностей и факторов функционирования психики изначально
конгруэнтны (соразмерны и соответственны) объективным условиям развития
психики и ее взаимодействия с внешней средой. В зависимости от степени
конгруэнтности психических и поведенческих проявлений человека, их
соответствия объективным условиям среды, можно говорить об успешности
самоосуществления его личности, как всесторонней реализации «самого себя».
Агрессия - это закономерные проявления конгруэнтности человеческой
психики и поэтому не может рассматриваться только как исключительно
негативное, социальное или биологическое явление.
З. Фрейд видел соотношение между агрессивной природой человека и
культурой. «Люди – вовсе не благородные, дружелюбные существа, жаждущие
любви, которые всего лишь защищаются, если на них нападают, напротив, суть
в том, что сильно выраженное стремление к агрессии составляет существенную
часть человеческих инстинктов» [1, с. 139]. Культура направляет эту
агрессивную энергию в приемлемое русло (армия, спортивные соревнования),
ставит запреты в виде законов и моральных норм. И тогда одно из двух – либо
сублимация этой энергии, то есть превращение ее в высшие стремления,
одобряемые обществом (хирургия, живопись и т.д.), либо подавление и
постоянный контроль за своим поведением [1].
В новейших гендерных (связанных с полом человека) исследованиях
обнаружились противоположные социальные представления об агрессии у
мужчин и женщин. Женщины рассматривают агрессию как экспрессию – как
средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной
энергии. Мужчины, напротив, относятся к агрессии как к инструменту для
получения разнообразного социального и материального вознаграждения.
Согласно К. Лоренцу, агрессия проистекает из врожденного инстинкта
борьбы за выживание. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в
организме спонтанно, непрерывно накапливаясь с течением времени. И
выливается в действие в ответ на определенные сигналы извне. Чем больше
агрессивной энергии накопилось, тем меньшей силы нужен стимул, чтобы
агрессия выплеснулась вовне; когда же ее накопится слишком много, агрессия
может начаться и безо всякого к тому повода, это и есть «немотивированная
агрессия» [2]. Важнейший вывод К. Лоренца гласит: все живые существа
наделены возможностью сдерживать, подавлять свои стремления к насилию [2].
По мнению Дж. Долларда агрессия – это не автоматически возникающее
в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть
препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению
удовольствия и эмоционального равновесия. Рассматриваемая теория
утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, во-
вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию [3].
Представляет интерес разделение агрессивности Э. Фроммом на
«злокачественную» и «доброкачественную». Согласно Э. Фромму
биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е.
деструктивность и жестокость) не является защитой от нападения или угрозы,
она не заложена в филогенезе и является спецификой только человека так как
приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее
проявления – убийство и жестокие истязания – не имеют никакой иной цели,
кроме получения удовольствия. Биологически адаптивная (доброкачественная)
агрессия - реакция на угрозу витальным интересам индивида, заложена в
филогенезе, свойственна как животным, так и людям, и носит взрывной
характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу, а следствие ее –
устранение либо самой угрозы, либо ее причины [4].
Примеры «доброкачественной» агрессии: а) псевдоагрессия – действия, в
результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали
злые намерения, а именно: непреднамеренная агрессия; игровая агрессия;
агрессия, как самоутверждение; б) оборонительная агрессия – как фактор
биологической адаптации (агрессивность, как приём вытеснения страха,
результат опасности лишения свободы, реакция на попытку лишения иллюзий,
инструментальная агрессия и т.п.); в) экзистенциальные потребности человека
и различные укоренившиеся в его характере страсти (ценностные ориентации,
идеалы, чувство единения, творческие способности, возбуждение и
стимулирование, структура характера и т.п.) [4, с. 200].
Таким образом, объяснение природы агрессии вполне справедливо
базируется на двух полярных и в тоже время взаимосвязанных позициях.
Первая восходит к миру человеческих инстинктов, вторая коренится в
человеческом характере, в человеческих страстях. И если инстинкты категория
чисто физиологическая, врожденная, то страсти, укорененные в характере
человека - категория социобиологическая и историческая. Характер -
фундамент человеческого интереса к жизни и ее продукт, основа человеческого
бытия и реализации жизненной стратегии.
По нашему мнению, если соотношение инстинктивной природы агрессии
не конгруэнтно ее характерологической природе возникает личностная
диспропорция, которая в одном случае, проявляется в патологической
склонности к насилию, чрезмерной жестокости, садизме и т.п., а в другом
случае - в слабоволии, малодушии, уступчивости, нерешительности,
неуверенности, дефиците таких качеств как твердость, целеустремленность и
настойчивость.
Вообще в психологии понятие конгруэнтности достаточно
распространенное. Термин конгруэнтности личности, введенный К. Роджерсом,
подразумевает меру соответствия «Я-реального» «Я-идеальному» и имеет
непосредственное отношение к «Я-концепции». В широком смысле
конгруэнтность – целостность, самосогласованность личности вообще.
Конгруэнтность или ее отсутствие в собственном поведении не всегда
осознается индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого
(сознательно или нет). Например, если личность чувствует, думает, говорит и
делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать
«конгруэнтной».
С конгруэнтным человеком очень приятно общаться, когда он
конгруэнтен в своем проявлении дружелюбия. Но конгруэнтность также может
проявляться и в проявлении гнева, агрессии. В этом случае подразумевается,
что мотивы поведения такого человека адекватны, сложившимся жизненным
обстоятельства, а агрессия носит исключительно конструктивный характер.
На самом деле, агрессия - мощная движущая сила. Феномен агрессии
заключается в том, что у нее нет ни положительного, ни отрицательного
значения. Это значение придают ей наши действия, а это значит, что мы сами
являемся ее хозяевами. И именно агрессивная конгруэнтность личности
обеспечивает ее полноценную физическую и психологическую безопасность,
защиту интересов и ценностей. Агрессивная конгруэнтность личности является
необходимым условием самоутверждения личности в социуме, ее
самореализации в личностной, профессиональной и других сферах.
Иногда, агрессия может быть средством проверки человека на прочность.
Личностный имидж зависит равно как от умения «держать удар» и способности
выстоять против агрессивного поведения, так и от «агрессивного статуса»
личности. Под агрессивным статусом личности понимается взаимосвязь оценок
уровня личностной агрессивности и положений индивида в системе
межличностных отношений. Эта интегральная характеристика личности,
определяющая способность к активной защите и нападению.
Неконгруэнтно агрессивный человек с пониженной функцией агрессии
чаще всего несамореализованый человек, отвергнутый, лузер, потенциальная
жертва. И здесь уместно вспомнить известное в виктимологии понятие
«выученная беспомощность». Неконгруэнтно агрессивный человек с
завышенной функцией агрессией чаще всего также одинок, он испытывает
трудности в общении с коллегами, и поэтому ему часто приходится менять
место работы. Так как своим поведением он часто обижает других, у него мало
друзей, попытки сблизиться с окружающими его людьми обычно кончаются
неудачей, он страдает и еще больше замыкается в себе. Здесь также можно
говорить о виктимологической теории относительно «агрессивного
потерпевшего». Таким образом, не конгруэнтно агрессивная личность чаще
всего оказывается в ситуации жертвы.
Формирование конгруэнтной агрессивности личности на современном
этапе становится вполне актуальной и востребованной социально-
психологической и психолого-практической проблемой развития личности и ее
самоосуществления, достижения максимальных жизненных результатов,
адекватной реализации ценностей, целей и идеалов, к которым осознанно или
неосознанно стремился человек. Дальнейшие исследования феномена
агрессивной конгруэнтности личности и ее агрессивного статуса позволят
разрабатывать и внедрять эффективные практические методики, в том числе
тренинги противостояния и регуляции агрессии.
Литература:
1. Фрейд З. Психология бессознательного / Фрейд З.; пер. с нем.
Г.В. Барышниковой. – СПб.: Питер, 2006. – 391 с. – (Серия «Мастера
психологии»).
2. Холл К.С. Теории личности / Холл К.С., Линдсей Г.; пер. с англ.
И.Б. Гриншпун. – К.: PSYLIB, 2005. – 386 с.
3. Dollard J. Personality and psychotherapy: An analysis in terms of learning,
thinking, and culture / Dollard J., Miller N.E.. – New-York: McGraw-Hill, 1950. –
434 p.
4. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М. : Республика, 1993. –
415 с.
проф.Лефтеров В.А. г. Одесса
Феномен агрессивной конгруэнтности в контексте самоосуществления
личности
личности
В науке и жизненной практике агрессию традиционно относят к
негативным эмоциональным состояниям, как поведение или действие,
направленное на нанесение физического или психического вреда другим
людям. Спектр проявления агрессии весьма широк: от локальных и мировых
войн, массового уничтожения людей и инфраструктуры (объектов)
цивилизации до индивидуального физического или морального подавления,
громких оскорбительных выражений в отношениях между людьми, сарказма,
иронии, насмешки, а иногда и очень «тонких» приемов унижения, манипуляции
и давления на личность.
Не прекращаются дискуссии о природе и причинах агрессии. Одни
исследователи первопричину агрессивного поведения людей относят к
биологическим факторам и условиями эволюционного развития и выживания.
Другие учёные проявление человеческой агрессии связывают, прежде всего, с
социальными детерминантами. Если абстрагироваться от гуманистических и
социально-нравственных критериев, то агрессия представляется как
уникальный феномен, значение которого в развитии психики человека, как в
онтогенезе, так и в филогенезе трудно переоценить.
Опираясь на базовые принципы психологии системность и детерминизм,
следует отметить, что уникальный мир взаимообусловленных и
взаимосвязанных психологических проявлений, и феноменов человека
представляет собой согласованность между собой всех без исключения
элементов системы, именуемой психика. А значит все проявления внутренних
закономерностей и факторов функционирования психики изначально
конгруэнтны (соразмерны и соответственны) объективным условиям развития
психики и ее взаимодействия с внешней средой. В зависимости от степени
конгруэнтности психических и поведенческих проявлений человека, их
соответствия объективным условиям среды, можно говорить об успешности
самоосуществления его личности, как всесторонней реализации «самого себя».
Агрессия - это закономерные проявления конгруэнтности человеческой
психики и поэтому не может рассматриваться только как исключительно
негативное, социальное или биологическое явление.
З. Фрейд видел соотношение между агрессивной природой человека и
культурой. «Люди – вовсе не благородные, дружелюбные существа, жаждущие
любви, которые всего лишь защищаются, если на них нападают, напротив, суть
в том, что сильно выраженное стремление к агрессии составляет существенную
часть человеческих инстинктов» [1, с. 139]. Культура направляет эту
агрессивную энергию в приемлемое русло (армия, спортивные соревнования),
ставит запреты в виде законов и моральных норм. И тогда одно из двух – либо
сублимация этой энергии, то есть превращение ее в высшие стремления,
одобряемые обществом (хирургия, живопись и т.д.), либо подавление и
постоянный контроль за своим поведением [1].
В новейших гендерных (связанных с полом человека) исследованиях
обнаружились противоположные социальные представления об агрессии у
мужчин и женщин. Женщины рассматривают агрессию как экспрессию – как
средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной
энергии. Мужчины, напротив, относятся к агрессии как к инструменту для
получения разнообразного социального и материального вознаграждения.
Согласно К. Лоренцу, агрессия проистекает из врожденного инстинкта
борьбы за выживание. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в
организме спонтанно, непрерывно накапливаясь с течением времени. И
выливается в действие в ответ на определенные сигналы извне. Чем больше
агрессивной энергии накопилось, тем меньшей силы нужен стимул, чтобы
агрессия выплеснулась вовне; когда же ее накопится слишком много, агрессия
может начаться и безо всякого к тому повода, это и есть «немотивированная
агрессия» [2]. Важнейший вывод К. Лоренца гласит: все живые существа
наделены возможностью сдерживать, подавлять свои стремления к насилию [2].
По мнению Дж. Долларда агрессия – это не автоматически возникающее
в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть
препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению
удовольствия и эмоционального равновесия. Рассматриваемая теория
утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, во-
вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию [3].
Представляет интерес разделение агрессивности Э. Фроммом на
«злокачественную» и «доброкачественную». Согласно Э. Фромму
биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е.
деструктивность и жестокость) не является защитой от нападения или угрозы,
она не заложена в филогенезе и является спецификой только человека так как
приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее
проявления – убийство и жестокие истязания – не имеют никакой иной цели,
кроме получения удовольствия. Биологически адаптивная (доброкачественная)
агрессия - реакция на угрозу витальным интересам индивида, заложена в
филогенезе, свойственна как животным, так и людям, и носит взрывной
характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу, а следствие ее –
устранение либо самой угрозы, либо ее причины [4].
Примеры «доброкачественной» агрессии: а) псевдоагрессия – действия, в
результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали
злые намерения, а именно: непреднамеренная агрессия; игровая агрессия;
агрессия, как самоутверждение; б) оборонительная агрессия – как фактор
биологической адаптации (агрессивность, как приём вытеснения страха,
результат опасности лишения свободы, реакция на попытку лишения иллюзий,
инструментальная агрессия и т.п.); в) экзистенциальные потребности человека
и различные укоренившиеся в его характере страсти (ценностные ориентации,
идеалы, чувство единения, творческие способности, возбуждение и
стимулирование, структура характера и т.п.) [4, с. 200].
Таким образом, объяснение природы агрессии вполне справедливо
базируется на двух полярных и в тоже время взаимосвязанных позициях.
Первая восходит к миру человеческих инстинктов, вторая коренится в
человеческом характере, в человеческих страстях. И если инстинкты категория
чисто физиологическая, врожденная, то страсти, укорененные в характере
человека - категория социобиологическая и историческая. Характер -
фундамент человеческого интереса к жизни и ее продукт, основа человеческого
бытия и реализации жизненной стратегии.
По нашему мнению, если соотношение инстинктивной природы агрессии
не конгруэнтно ее характерологической природе возникает личностная
диспропорция, которая в одном случае, проявляется в патологической
склонности к насилию, чрезмерной жестокости, садизме и т.п., а в другом
случае - в слабоволии, малодушии, уступчивости, нерешительности,
неуверенности, дефиците таких качеств как твердость, целеустремленность и
настойчивость.
Вообще в психологии понятие конгруэнтности достаточно
распространенное. Термин конгруэнтности личности, введенный К. Роджерсом,
подразумевает меру соответствия «Я-реального» «Я-идеальному» и имеет
непосредственное отношение к «Я-концепции». В широком смысле
конгруэнтность – целостность, самосогласованность личности вообще.
Конгруэнтность или ее отсутствие в собственном поведении не всегда
осознается индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого
(сознательно или нет). Например, если личность чувствует, думает, говорит и
делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать
«конгруэнтной».
С конгруэнтным человеком очень приятно общаться, когда он
конгруэнтен в своем проявлении дружелюбия. Но конгруэнтность также может
проявляться и в проявлении гнева, агрессии. В этом случае подразумевается,
что мотивы поведения такого человека адекватны, сложившимся жизненным
обстоятельства, а агрессия носит исключительно конструктивный характер.
На самом деле, агрессия - мощная движущая сила. Феномен агрессии
заключается в том, что у нее нет ни положительного, ни отрицательного
значения. Это значение придают ей наши действия, а это значит, что мы сами
являемся ее хозяевами. И именно агрессивная конгруэнтность личности
обеспечивает ее полноценную физическую и психологическую безопасность,
защиту интересов и ценностей. Агрессивная конгруэнтность личности является
необходимым условием самоутверждения личности в социуме, ее
самореализации в личностной, профессиональной и других сферах.
Иногда, агрессия может быть средством проверки человека на прочность.
Личностный имидж зависит равно как от умения «держать удар» и способности
выстоять против агрессивного поведения, так и от «агрессивного статуса»
личности. Под агрессивным статусом личности понимается взаимосвязь оценок
уровня личностной агрессивности и положений индивида в системе
межличностных отношений. Эта интегральная характеристика личности,
определяющая способность к активной защите и нападению.
Неконгруэнтно агрессивный человек с пониженной функцией агрессии
чаще всего несамореализованый человек, отвергнутый, лузер, потенциальная
жертва. И здесь уместно вспомнить известное в виктимологии понятие
«выученная беспомощность». Неконгруэнтно агрессивный человек с
завышенной функцией агрессией чаще всего также одинок, он испытывает
трудности в общении с коллегами, и поэтому ему часто приходится менять
место работы. Так как своим поведением он часто обижает других, у него мало
друзей, попытки сблизиться с окружающими его людьми обычно кончаются
неудачей, он страдает и еще больше замыкается в себе. Здесь также можно
говорить о виктимологической теории относительно «агрессивного
потерпевшего». Таким образом, не конгруэнтно агрессивная личность чаще
всего оказывается в ситуации жертвы.
Формирование конгруэнтной агрессивности личности на современном
этапе становится вполне актуальной и востребованной социально-
психологической и психолого-практической проблемой развития личности и ее
самоосуществления, достижения максимальных жизненных результатов,
адекватной реализации ценностей, целей и идеалов, к которым осознанно или
неосознанно стремился человек. Дальнейшие исследования феномена
агрессивной конгруэнтности личности и ее агрессивного статуса позволят
разрабатывать и внедрять эффективные практические методики, в том числе
тренинги противостояния и регуляции агрессии.
Литература:
1. Фрейд З. Психология бессознательного / Фрейд З.; пер. с нем.
Г.В. Барышниковой. – СПб.: Питер, 2006. – 391 с. – (Серия «Мастера
психологии»).
2. Холл К.С. Теории личности / Холл К.С., Линдсей Г.; пер. с англ.
И.Б. Гриншпун. – К.: PSYLIB, 2005. – 386 с.
3. Dollard J. Personality and psychotherapy: An analysis in terms of learning,
thinking, and culture / Dollard J., Miller N.E.. – New-York: McGraw-Hill, 1950. –
434 p.
4. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М. : Республика, 1993. –
415 с.
Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.218 секунд