Феномен агрессивной конгруэнтности в контексте самоосуществления личности[

8 года 10 мес. назад #117 от Данилова
УДК 341.981Л
проф.Лефтеров В.А. г. Одесса


Феномен агрессивной конгруэнтности в контексте самоосуществления

личности

В науке и жизненной практике агрессию традиционно относят к

негативным эмоциональным состояниям, как поведение или действие,

направленное на нанесение физического или психического вреда другим

людям. Спектр проявления агрессии весьма широк: от локальных и мировых

войн, массового уничтожения людей и инфраструктуры (объектов)

цивилизации до индивидуального физического или морального подавления,

громких оскорбительных выражений в отношениях между людьми, сарказма,

иронии, насмешки, а иногда и очень «тонких» приемов унижения, манипуляции

и давления на личность.

Не прекращаются дискуссии о природе и причинах агрессии. Одни

исследователи первопричину агрессивного поведения людей относят к

биологическим факторам и условиями эволюционного развития и выживания.

Другие учёные проявление человеческой агрессии связывают, прежде всего, с

социальными детерминантами. Если абстрагироваться от гуманистических и

социально-нравственных критериев, то агрессия представляется как

уникальный феномен, значение которого в развитии психики человека, как в

онтогенезе, так и в филогенезе трудно переоценить.

Опираясь на базовые принципы психологии системность и детерминизм,

следует отметить, что уникальный мир взаимообусловленных и

взаимосвязанных психологических проявлений, и феноменов человека

представляет собой согласованность между собой всех без исключения

элементов системы, именуемой психика. А значит все проявления внутренних

закономерностей и факторов функционирования психики изначально

конгруэнтны (соразмерны и соответственны) объективным условиям развития

психики и ее взаимодействия с внешней средой. В зависимости от степени

конгруэнтности психических и поведенческих проявлений человека, их

соответствия объективным условиям среды, можно говорить об успешности

самоосуществления его личности, как всесторонней реализации «самого себя».

Агрессия - это закономерные проявления конгруэнтности человеческой

психики и поэтому не может рассматриваться только как исключительно

негативное, социальное или биологическое явление.

З. Фрейд видел соотношение между агрессивной природой человека и

культурой. «Люди – вовсе не благородные, дружелюбные существа, жаждущие

любви, которые всего лишь защищаются, если на них нападают, напротив, суть

в том, что сильно выраженное стремление к агрессии составляет существенную

часть человеческих инстинктов» [1, с. 139]. Культура направляет эту

агрессивную энергию в приемлемое русло (армия, спортивные соревнования),

ставит запреты в виде законов и моральных норм. И тогда одно из двух – либо

сублимация этой энергии, то есть превращение ее в высшие стремления,

одобряемые обществом (хирургия, живопись и т.д.), либо подавление и

постоянный контроль за своим поведением [1].

В новейших гендерных (связанных с полом человека) исследованиях

обнаружились противоположные социальные представления об агрессии у

мужчин и женщин. Женщины рассматривают агрессию как экспрессию – как

средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной

энергии. Мужчины, напротив, относятся к агрессии как к инструменту для

получения разнообразного социального и материального вознаграждения.

Согласно К. Лоренцу, агрессия проистекает из врожденного инстинкта

борьбы за выживание. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в

организме спонтанно, непрерывно накапливаясь с течением времени. И

выливается в действие в ответ на определенные сигналы извне. Чем больше

агрессивной энергии накопилось, тем меньшей силы нужен стимул, чтобы

агрессия выплеснулась вовне; когда же ее накопится слишком много, агрессия

может начаться и безо всякого к тому повода, это и есть «немотивированная

агрессия» [2]. Важнейший вывод К. Лоренца гласит: все живые существа

наделены возможностью сдерживать, подавлять свои стремления к насилию [2].

По мнению Дж. Долларда агрессия – это не автоматически возникающее

в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть

препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению

удовольствия и эмоционального равновесия. Рассматриваемая теория

утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, во-

вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию [3].

Представляет интерес разделение агрессивности Э. Фроммом на

«злокачественную» и «доброкачественную». Согласно Э. Фромму

биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е.

деструктивность и жестокость) не является защитой от нападения или угрозы,

она не заложена в филогенезе и является спецификой только человека так как

приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее

проявления – убийство и жестокие истязания – не имеют никакой иной цели,

кроме получения удовольствия. Биологически адаптивная (доброкачественная)

агрессия - реакция на угрозу витальным интересам индивида, заложена в

филогенезе, свойственна как животным, так и людям, и носит взрывной

характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу, а следствие ее –

устранение либо самой угрозы, либо ее причины [4].

Примеры «доброкачественной» агрессии: а) псевдоагрессия – действия, в

результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали

злые намерения, а именно: непреднамеренная агрессия; игровая агрессия;

агрессия, как самоутверждение; б) оборонительная агрессия – как фактор

биологической адаптации (агрессивность, как приём вытеснения страха,

результат опасности лишения свободы, реакция на попытку лишения иллюзий,

инструментальная агрессия и т.п.); в) экзистенциальные потребности человека

и различные укоренившиеся в его характере страсти (ценностные ориентации,

идеалы, чувство единения, творческие способности, возбуждение и

стимулирование, структура характера и т.п.) [4, с. 200].

Таким образом, объяснение природы агрессии вполне справедливо

базируется на двух полярных и в тоже время взаимосвязанных позициях.

Первая восходит к миру человеческих инстинктов, вторая коренится в

человеческом характере, в человеческих страстях. И если инстинкты категория

чисто физиологическая, врожденная, то страсти, укорененные в характере

человека - категория социобиологическая и историческая. Характер -

фундамент человеческого интереса к жизни и ее продукт, основа человеческого

бытия и реализации жизненной стратегии.

По нашему мнению, если соотношение инстинктивной природы агрессии

не конгруэнтно ее характерологической природе возникает личностная

диспропорция, которая в одном случае, проявляется в патологической

склонности к насилию, чрезмерной жестокости, садизме и т.п., а в другом

случае - в слабоволии, малодушии, уступчивости, нерешительности,

неуверенности, дефиците таких качеств как твердость, целеустремленность и

настойчивость.

Вообще в психологии понятие конгруэнтности достаточно

распространенное. Термин конгруэнтности личности, введенный К. Роджерсом,

подразумевает меру соответствия «Я-реального» «Я-идеальному» и имеет

непосредственное отношение к «Я-концепции». В широком смысле

конгруэнтность – целостность, самосогласованность личности вообще.

Конгруэнтность или ее отсутствие в собственном поведении не всегда

осознается индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого

(сознательно или нет). Например, если личность чувствует, думает, говорит и

делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать

«конгруэнтной».

С конгруэнтным человеком очень приятно общаться, когда он

конгруэнтен в своем проявлении дружелюбия. Но конгруэнтность также может

проявляться и в проявлении гнева, агрессии. В этом случае подразумевается,

что мотивы поведения такого человека адекватны, сложившимся жизненным

обстоятельства, а агрессия носит исключительно конструктивный характер.

На самом деле, агрессия - мощная движущая сила. Феномен агрессии

заключается в том, что у нее нет ни положительного, ни отрицательного

значения. Это значение придают ей наши действия, а это значит, что мы сами

являемся ее хозяевами. И именно агрессивная конгруэнтность личности

обеспечивает ее полноценную физическую и психологическую безопасность,

защиту интересов и ценностей. Агрессивная конгруэнтность личности является

необходимым условием самоутверждения личности в социуме, ее

самореализации в личностной, профессиональной и других сферах.

Иногда, агрессия может быть средством проверки человека на прочность.

Личностный имидж зависит равно как от умения «держать удар» и способности

выстоять против агрессивного поведения, так и от «агрессивного статуса»

личности. Под агрессивным статусом личности понимается взаимосвязь оценок

уровня личностной агрессивности и положений индивида в системе

межличностных отношений. Эта интегральная характеристика личности,

определяющая способность к активной защите и нападению.

Неконгруэнтно агрессивный человек с пониженной функцией агрессии

чаще всего несамореализованый человек, отвергнутый, лузер, потенциальная

жертва. И здесь уместно вспомнить известное в виктимологии понятие

«выученная беспомощность». Неконгруэнтно агрессивный человек с

завышенной функцией агрессией чаще всего также одинок, он испытывает

трудности в общении с коллегами, и поэтому ему часто приходится менять

место работы. Так как своим поведением он часто обижает других, у него мало

друзей, попытки сблизиться с окружающими его людьми обычно кончаются

неудачей, он страдает и еще больше замыкается в себе. Здесь также можно

говорить о виктимологической теории относительно «агрессивного

потерпевшего». Таким образом, не конгруэнтно агрессивная личность чаще

всего оказывается в ситуации жертвы.

Формирование конгруэнтной агрессивности личности на современном

этапе становится вполне актуальной и востребованной социально-

психологической и психолого-практической проблемой развития личности и ее

самоосуществления, достижения максимальных жизненных результатов,

адекватной реализации ценностей, целей и идеалов, к которым осознанно или

неосознанно стремился человек. Дальнейшие исследования феномена

агрессивной конгруэнтности личности и ее агрессивного статуса позволят

разрабатывать и внедрять эффективные практические методики, в том числе

тренинги противостояния и регуляции агрессии.

Литература:

1. Фрейд З. Психология бессознательного / Фрейд З.; пер. с нем.

Г.В. Барышниковой. – СПб.: Питер, 2006. – 391 с. – (Серия «Мастера

психологии»).

2. Холл К.С. Теории личности / Холл К.С., Линдсей Г.; пер. с англ.

И.Б. Гриншпун. – К.: PSYLIB, 2005. – 386 с.

3. Dollard J. Personality and psychotherapy: An analysis in terms of learning,

thinking, and culture / Dollard J., Miller N.E.. – New-York: McGraw-Hill, 1950. –

434 p.

4. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М. : Республика, 1993. –

415 с.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.218 секунд