Бахчалова К.М. (г. Одесса) Социально-философский аспект становления рок-культуры.

9 года 2 мес. назад #51 от Виктория Фокина
Бахчалова К.М. (г. Одесса)
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Социально-философский аспект становления рок-культуры.
Рок — в общекультурном смысле — это не просто одно из ответвлений музыкальных направлений популярной сферы — это, можно сказать, масштабная ниша молодежной культуры, отражающая идеи общества, своеобразное зеркало нравов и предпочтений людей самых различных возрастных категорий.
Если рассматривать развитие «рока» в связке с общекультурным развитием, то, безусловно, его становление тесно связано с техническим, экономическим, политическим и социальным факторами. Не по воле случая законодателями рока стали наиболее развитые страны — США и Великобритания, Франция, скандинавские страны — Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия.
Именно технический прогресс дает мощный толчок к формированию рок-музыки — электронный инструментарий постоянно изменяется и усложняется. Гитара сороковых годов похожа на сегодняшнюю гитару лишь, пожалуй, только формой, но вот тембральный окрас звука изменился в корне, он сегодня имеет очень мощное звучание, и богатейший технический арсенал. Развитие информационных технологий привело сегодня к тому, что сейчас почти в каждой семье есть разнообразие аудиотехники и, конечно же, интернет — мощнейшее средство доступа к любой музыке.
Рок — плодотворная почва для рассмотрения его с точки зрения философии, и в этом смысле можно говорить о двух моментах. Во-первых — изначально рок-культура осознавала себя как протест против существующих социальных норм европейского общества, выраженный в «новом» типе социального свободного сознания, и, соответственно — «новой» музыке. Наиболее показательным в этом смысле является, конечно же, феномен хиппи, который явился мощнейшим стимулом с середины ХХ века развития нового западного сознания – свободного и не ограниченного устоявшимися социально-культурными нормами. Кроме того, культура хиппи обратила взор западного человека к Востоку, к совершенно иному пониманию смысла и ценностей жизни, а также к «свежим» формам творческих практик (музыкальных в том числе).
Синтетический принцип рок-музыки как нового стиля во многом обусловлен идеей слияния других более ранних или совершенно несовместимых между собой стилевых моделей.
Истоки рок-музыки, как известно, лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (в последствии родился арт-рок, появляется в конце 1960-х, и более поздний симфо-рок или симфо-метал), с джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х годов), в соединении с латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х годов ), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, являющиеся своеобразным плацдармом для развития современных роковых направлений, наиболее важными из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и наиболее радикальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (гаражный рок) так же брит-поп и альтернативный метал [3, с.3-16].Эта краткая периодизация постепенного произрастания жанров, лишь вершина огромного музыкального айсберга, который разрастается и по сей день.
В социокультурной противоречивости рока проявляется закон единства и борьбы противоположностей. Изначально «рок» создавался, как способ яркого самовыражения личности, бунтарство и протест, перелом устоявшихся застарелых ценностей. Вскрывается вопрос самоидентифакации личности. Как известно, этимология слова «рок» в переводе с английского языка «качание», «качать», «раскачивать», данное значение указывает на характерные музыкальные черты, в частности ритмические, всецело объединяющие различные направления и стили рок-музыки.
Основной всплеск рок-музыки и рок-культуры в целом, приходится на 60-70-е годы ХХ века. Так, как мы выяснили, что рок-культура напрямую зависит от экономических, политических и, конечно же, социальных факторов, учитывая исторические особенности времени возникновения рок-музыки, мы можем отметить некоторые особенности её развития.
Массы людей стремящиеся проявить себя и высказать свою точку зрения «всему миру», к примеру, беспрецедентный случай семидесятых против войны во Вьетнаме (1957-1975) – мирный фестиваль свободной музыки «Вудсток» (1968), собравший под своим знаменем не одну тысячу людей и множество рок-групп того времени. Рок, безусловно, несет в себе объединяющую миссию в своих музыкальных просторах: эта музыкальная среда всегда собирала единомышленников и сторонников правды и справедливости. Рок-среда — это определенный стиль жизни и поведения, и он далеко не всегда вписывается в общепринятые рамки [2, с. 39-61].
Социальная составляющая рока выражена в том, что он направлен на раскрытие индивидуальных черт личности, он во многом помогает людям раскрыться и раскрепостить себя, как бы выходя за рамки системы. Нередко самыми известными рок-музыкантами — кумирами огромного количества людей – становятся те, кто был далеко не из благополучных семей. Это объясняет их стремление выбраться к высотам жизни и максимально проявить себя. Очень важно при этом быть «не как все». Эта идея заключена в различных способах выделиться из общей массы: одеждой, макияжем и, конечно же, музыкальными предпочтениями.
Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (то, что более привычно определяется как драйв). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности, но это может не иметь отрицательного эффекта. Хотя зачастую «обычный» «неподготовленный» слушатель ассоциирует рок-музыку с негативной и разрушительной энергией, апеллируя её тембровой стороне, ритму, содержанию текстов, и особенно имиджу рок-исполнителей. Но именно все это и захватывает и увлекает людей в рок-культуре, поскольку является прямым выражением идеи бунтарского духа и выплеска энергии.
Философские идеи текстов песен в рок-музыке — это особый и очень важный аспект, который нельзя не затронуть в контексте данной вопроса. Тексту песни в роке всегда уделяется большое количество внимания, поскольку текст — это «лицевая сторона» имиджа исполнителя. И если вслушиваясь в музыку возможно и не уловить особого смысла, то услышав и поняв текст сразу все встанет на свои места. Это могут быть любовные стихи, строки поэзии Шекспира, стихи «проклятых поэтов» и религиозные и мифологические сюжеты. Тематика может быть самая различная: бытовые проблемы человека, философские рассуждения о жизни и смерти, о долге и вере. [2, с. 39-61].
Как правило, в рок-музыке выбор текстовой основы связан напрямую с музыкальным направлением. Примером тому может служить использование Д. Морисоном в своих песнях отрывки из произведений битников, таких как А. Рембо, А. Гинзберга, Л. Ферлингетти и других. Д. Морисон — солист группы «The Doors», одной из самых популярных в шестидесятые годы рок-групп играющей в стиле психоделический рок. Поэзия битников, литература потока сознания (романы М. Пруста, В. Вулф, Дж. Джойса), в этих произведениях до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека, всё это, как нельзя кстати, вписывается в создание музыкального образа и эстетики данного стиля.
Текст отражает музыкальный колорит, звучание космических эффектов электроники (синтезаторов, электрооргана), зачастую нелепые на первый взгляд, вставленные в каркас песни медитативные минималистические импровизационные эпизоды, отдаленно напоминают мотивы индийских раг. Собственно во многом именно на этническую природу музыки, и особенно индийскую делали упор рок-музыканты 60-70х годов.
Трансформация отношения к тексту, а точнее к подтексту, двигалась чрезвычайно стремительно. Уход от литературной подоплеки в сторону жестоких реалий был намечен в начале семидесятых годов. Яркий пример такой перенастройки, появившийся на горизонте западной рок-сцены панк-рок. Слово «punk» в английском языке многозначно, но до появления направления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство.
Как термин, а не эпитет, дающий характеристику данному музыкальному направлению, панк обозначили критики Дэйв Марш и Ленни Кей. Новый субкультурный рывок, накрывший рок-сцены США и Великобритании приобрел невероятные масштабы популярности, за счет политизированных идей и скандальных высказываний, он стал едва ли не самым заметным. Тексты панк-рок-групп напрямую зависимы от жанровой разновидности, они весьма нигилистичны и содержат критику социальных проблем того времени. Поставленные перед исполнителями задача по привлечению внимания срабатывала на все сто процентов, имиджевая сторона коллективов выступающих в рваной «кричащей» одежде, иногда женской, странность причесок (ирокез) повергали людей в шок. Со временем панк-рок породил множество жанрово-стилевых разновидностей, дав мощный толчок развитию рок-музыки 80-х и 90-х годов . Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами — ска-панк и ставший отдельным крупным жанром пост-панк.
И по сей день рок-культура и рок-музыка нисколько не утратила своей социальной направленности и обогащенности философскими идеями. Но нужно отметить, что сегодня столь значительная музыкальная сфера рок-индустрии приобрела иные характеристики. Повальная популяризация рока привела к новому осознанию ценностных рамок. Очень трудно однозначно ответить и на вопрос, какой фактор доминирует в рок-культуре: музыкальный или социальный. Музыканты, наиболее серьезно и профессионально настроенные музыковеды и искусствоведы выделяют первый фактор, журналисты, социологи и культурологи — обычно второй. В любом случае, отдавая предпочтение одному из этих факторов, не следует упускать из виду влияние другого. Вместе с тем наличие протеста еще не делает музыку роком. Рок-музыка в качестве контркультурного явления основана отнюдь не на тотальном отрицании; здесь не предполагается полный отказ от наработанных в прошлом культурных и музыкальных ценностей и концепций, но взаимодействие с ними, осуществляемое путем усвоения основных идей и тенденций с последующей их трансформацией. Сейчас «классическая» рок-музыка, бывшая в 60-70-е годы XX века, прежде всего, контркультурным и, во вторую очередь, субкультурным феноменом, в своих лучших, наиболее талантливых проявлениях стала частью традиционной культуры. Рок-музыку же в ее современных, упрощенных формах нельзя причислить ни к содержательной культуре, ни к контркультуре. Утратив свою протестную составляющую, она сделалась феноменом масс-культуры. Контркультура в собственном значении слова перестала существовать. Контркультурный протест 60-х годов XX века имел свои особенности. Это была не узконаправленная реакция в чистом виде, не попытка вернуть утраченный status quo, нарушенное благодаря «нечистой игре» политической элиты равновесие, но структурно и качественно более сложная и «объемная» реакция, уже в самих предпосылках своего возникновения содержащая утверждающий пафос. Отсюда неизбежный переход к акции — утверждению нового образа жизни «для всех» в планетарном масштабе и сопутствующих ему условий.
Рок-музыка обладает в полном смысле дионисийской основой: спонтанность и импровизационность здесь на переднем плане всегда. Музыкальная составляющая, лиризм и содержательность текстов, а также телодвижения музыкантов, инспирированные сменой характера ритма, тональности в композиции, переходом от одной ее части к другой, создают особую, всякий раз уникальную благодаря постоянно проявляющимся нюансам атмосферу искренности всего действа. Для рок-музыки характерно именно дионисийское самоутверждение, которое обретает голос в кульминационные моменты рок-композиций, — та самодовлеющая радость, что возникает, несмотря на все, зачастую негативные тенденции жизни. Немногим более десяти лет потребовалось рок-музыке для того, чтобы эволюционировать от простых «ладовых» мелодий фолк-рока с положенными на них социально-протестными, политизированными текстами до «монументальных» (полифонических и полиритмических) многочастных композиций прогрессив-рока с необычайно сложной и «серьезной» текстовой составляющей. При этом решительное перемещение акцента в рефлексиях рок-музыкантов с «внешнего» на «внутреннее» совпало по времени с началом вывода американских войск из зоны вьетнамского конфликта. Социальные и политические мотивы постепенно потеряли определяющее значение и уступили место психологическим, религиозным, философским, мистическим и экзистенциальным.
Если рассматривать рок-музыку с внешней точки зрения, то она неизбежно оказывается бунтом, протестом (главным образом, социальным). Рассмотренная же изнутри, рок-музыка — это импровизация, излияние жизни, божественность момента, для которого важно быть здесь и теперь в стихии творчества. Рок-музыка в отличие от рядоположных музыкальных феноменов, таких как панк, глэм или хэви-метал, обладает в полном смысле дионисийской основой, — от подлинной сущности этого вида искусства данная основа неотделима. Рок-музыка — это дионисийство, — а значит, лишь дионисийски настроенный человек, и в качестве исполнителя, и в качестве слушателя может быть причастен рок-действу в полной мере. Потому так важен в рок-музыке импровизационный момент концертных выступлений. Он позволяет музыкантам оставаться «радостью становления», разрушая аполлоновскую форму «альбомных версий» композиций, и тем самым быть искренними перед аудиторией и в первую очередь перед собой.
Таким образом, рок-музыка представляется многомерным явлением, в нем объединились различные культурные идеи, проявившиеся как на уровне социально-политического выражения, философского осмысления действительности, а также на уровне взаимодействий различных национальных музыкальных традиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецова Т. Очерки по истории мировой культуры / Е. Кузнецова, В. Розин, Г. Кнабе. – М. : Академия, 1997. – 607 с.
2. Кнабе Г. Феномен рока и контркультура / Г. Кнабе // Вопросы философии. – № 8. – М. : Академия, 1990. – С. 39-61.
3. Козлов А. Из истории рок-музыки / А. Козлов // Музыкальная жизнь. – № 1. – М. : АСТ, 1988. – 24 с.
4. Сыров В. Рок-музыка и проблемы культурно-стилевой интеграции / В. Сыров // Искусство XX века. Уходящая эпоха?. Кн. 2. – Н. Новгород : Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997.– С. 101-117.
5. Сыров В. Блюз и ладовое мышление рока / В. Сыров // Музыкальная академия. – 1996. – № 3.– С. 17-19.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.423 секунд