ВНЕШНИЙ МИР КАК ОСНОВНОЙ КОНСТРУКТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

7 года 2 мес. назад #183 от Vestik
ВНЕШНИЙ МИР КАК ОСНОВНОЙ КОНСТРУКТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тепляков Н.Н.
Доцент, кандидат психологических наук
Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, Украина

Историческая психология сформировалась во второй половине XIX в., как научное направление в психологии на пересечении истории и психологии, итоговая составляющая которой сфокусировалась в психологическом пространстве личности, в ее образе мира и образе Я. Основная цель нового направления заключалась в разработке строго научного, достоверного критерия методического и методологического аппарата для познания людей прошлого как представителей различных исторических эпох и цивилизаций. Историческая психология стремилась исследовать объективную психологическую картину прошлого, где бы отсутствовали чуждые черты той или иной исторической эпохи (навеянные религией и мифологией), где знания строились бы на эмпирических методах.
Связующим звеном истории и психологии выступил человек, личность, в глубинных пространствах психики которой формировалась целостная модель человека и стратегии его жизненного пути. Здесь возникла острая необходимость в обозначении научных объективных координат, в пространстве которых и происходит это пересечение истории и психологии. В качестве такого рода координат были предложены особенности психики самого субъекта и внешний мир в его экономических, политических, бытовых, социальных, религиозных и других формах жизнедеятельности субъекта [3].
Рассматривая человека как многомерную систему, необходимо было выяснить его параметры и характеристики с позиций социального, человеческого, духовного, исторического, культурологического, мировоззренческого, гуманистического уровней современной исторической эпохи. Исследование пересечения истории и человека позволило В.Шаппу сформулировать тезис о том, что «Имена людей являются «названиями историй», и «только через истории» существует «доступ к людям» [5, С. 20].
Проблема внешнего мира в рамках исторической психологии и ее исследование имела свои трудности и проблемы. Стали рушиться прежние, стабильные, строго детерминированные представления об окружающем мире, прекрасно описанном в рассказе Рая Бредбери «И грянул гром».
Им на смену пришли вероятностные концепции, порождая потребность в новых подходах и теориях существования окружающего мира и феномена субъективной картины мира. Ярким примером служит концепция строения мира Галилея и ее несоответствие Аристотелевской теории строения мира. Подход Галилея нашел свое продолжение в работах П. Лапласа и Гальтона, которые были описаны в их «модели упорядоченного в случайном». У известного философа А.П. Назаретяна эта мысль нашла свое воплощение в тезисе: «законы и закономерности, работающие в узком спектре физической реальности, при переходе на более высокий уровень абстракции, т.е. при более широком охвате физической реальности перестают срабатывать, а значит и перестают быть законами» [1, С. 32].
Характер такого рода изменений внешнего мира и смены исторических эпох И.Т. Фролов объясняет ломкой одних укладов, стереотипов и появлением других. «Но появляются они не сами. Люди должны родить их в мучительных поисках и сомнениях. В переломные периоды истории человек, как никогда, обращается к себе в поисках духовной опоры, смысла и назначения всего существующего, в том числе и себя самого» [4. С. 298].
Главная мысль процесса взаимодействия внешнего мира и человека в рамках исторической психологии, носит специфический характер. Внешний мир формирует личность человека, его систему ценностей, стереотипов, морали, мировоззрения и др. [2]. И в тоже время человек пытается в муках разрушить рамки своих исторических эпох, активизируется в поисках новых духовных опор, в поисках новых смыслов всего существующего, в том числе и себя самого.
Таким образом, очень трудно в рамках исторической психологии провести разграничения между этими процессами, а именно – между тем, что в человеке заложено исторической эпохой и служит своеобразным индикатором психологического фона этой эпохи (что и составляет цель исторической психологии), и тем, что в человеке уже вышло за эти рамки и выступает в роли разрушителя этой исторической эпохи. Решение данной проблемы для исторической психологии является очень важным шагом в формировании тактических и стратегических исследовательских программ.
Литература

1. Назаретян А.П. Онтологические основания конструктивных решений (энтропия – интеллкт – техника) / А.П. Назаретян // Мышление. Общение. Практика. – Сб. науч. Трудов. Ярославского гос. Ун-т. – Ярославль. 1986 – 168с. – С. 30-35.
2. Тепляков Н.Н. Проблемы психического развития личности в условиях глобальных трансформаций научных парадигм / Н.Н. Тепляков //Наука и образование,- 2003, № 4. – С.58-63.
3. Устюгова Е.Н Культура и стили / Е.Н Устюгова Метафизические исследования – Выпуск 5. Культура. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете – СПбГУ, – 1997 – C. 32–45.
4. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме / И.Т. Фролов – М. – Политиздат, – 1989. – 559 с.
5. Schapp W. Philosophie der Geschichten / W. Schapp – Leer, Ostfriesland. – 1959. – S. 20.

Делай, как должно, и будь, что будет!

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.425 секунд