ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

7 года 2 мес. назад - 7 года 2 мес. назад #159 от Vestik
Лисеенко Елена Васильевна
доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и менеджмента социокультурной деятельности Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

Понятие «ментальность» сравнительно молодое, хотя имеет давнее происхождение. Этот термин произошёл от позднелатинского слова mens, mentis - сознание, мышление, ум, образ мыслей, душевный склад и в своей многозначности изначально содержал возможности самой широкой интерпретации. В энциклопедическом издании «50/50: Опыт словаря нового мышления» ментальность определяется как «глубинный и поэтому труднофиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувств и эмоций» [1, c. 459]. В основе ментальности лежат представления людей, имплементированные в их сознание культурой (языком, традициями, обычаями, религией, воспитанием и т. д.). Поэтому ментальность – это не психический, а социокультурный феномен, обусловленный кодами культуры и типичными для данного социокультурного поля способами деятельности в его пространственно-временном измерении.
В понятии «ментальность» отражается сложное сочетание таких культурных пластов, как религия, наука, искусство. Данный феномен не может быть сведен ни к одному из них, ибо ему присущ синкретичный характер. Синтез всех этих компонентов ментальности осуществляется на уровне подсознательных предрасположенностей, интуитивных «открытий», предвидений, угадываний и пр., поэтому не всегда и далеко не полностью осознается человеком. В результате возникает совокупность общих установок, касающихся наиболее важных и значимых моментов жизнедеятельности индивида, социальной группы, народа в целом.
Важно отметить, что к формам ментальности относятся «коллективные представления» (Э. Дюркгейм), «социальные представления» (С. Московичи), «габитус» (П. Бурдье), «архетипы» (К. Юнг), интеллектуальные реакции, проявляющиеся в интерпретации, оценке и освоении окружающего мира. Этот феномен содержит в себе прежде всего элементы сознания и общественной психологии, в частности историческую память, архетипы и др. Е. Донченко подчёркивает, что в архетипических формах концентрируется опыт общей эволюции (инволюции) общностей в их историческом развитии, что отражается в феномене «социетальной психики».
Итак, исходя из того, что ментальность – это многомерный социокультурный феномен, выделим основные структурные элементы ментальности, в которых она репрезентируется и которые могут быть измерены с помощью научных методов. На наш взгляд, структура ментальности может быть представлена следующим образом:
• социальные представления. Люди в своём восприятии мира руководствуются социальными представлениями. С. Московичи отмечает: «Индивид не столько мыслит сам, сколько актуализирует в себе опыт прошлых поколений, цитирует их социальный опыт мышления. Он как бы мыслит заново уже помысленное до него» [2, с. 98]. Таким образом, социальные представления человека связаны с особенностями его ментальности;
• ценности. Система ценностей как элемент ментальности отражает совокупность социально значимых, имеющих регулятивный характер принципов личного и группового восприятия и отношения к тем или иным социальным феноменам, что находит свое проявление в поведении и социальных действиях индивида (группы).
• аффективные реакции. Говоря о ментальности, мы, в том числе, имеем в виду особое эмоциональное отношение личности (группы) к тем или иным элементам социальной реальности, то есть включаем в неё эмоционально-оценочное отношение к индивидам, событиям, явлениям, а также способы выражения эмоций, которые находят свое проявление в типичных формах общения и коммуникации;
• типы поведения и габитус. Ментальность как система поведенческих форм может представлять собой модели поведения, стереотипы поведения, предпочтения, ожидания и оценки поведения, функции габитуса также охватывают большое поле в пространстве ментальности: избирательность, стратегия уклонения, выбор модели поведения, которая даёт возможность уверенно чувствовать себя в обществе, в частности благодаря своим скрываемым настоящим мнениям и намерениям.
Сложная структура ментальности как социокультурного феномена значительно усложняет возможности её эмпирического исследования. В современной научной литературе по этому вопросу есть несколько позиций – от отрицания возможности научного исследования данного феномена до признания возможности изучения ментальности с помощью различных методов и методик. Что касается нашего собственного опыта эмпирического изучения феномена ментальности, то на основе разработанной нами структуры ментальности, мы предложили методику изучения данного феномена. При этом мы исходили из того, что ментальность как социокультурный феномен возможно измерять по показателям, которые отражают структурные элементы ментальности: когнитивный, ценностный, эмоциональный и поведенческий пласты. Результаты наших исследований актуализировали необходимость более основательного теоретического и методологического обеспечения эмпирических исследований феномена ментальности.

Литература:

1. Рожанский М. Ментальность // 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М.: Прогресс, 1989. – 560 с.
2. Московичи С. Век толп. – Режим доступа: yurpsy.com/files/biblio/moskov/moskov.htm

Делай, как должно, и будь, что будет!

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.501 секунд