ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА СКАЗОК Г.Х. АНДЕРСЕНА

7 года 2 мес. назад - 7 года 2 мес. назад #217 от Vestik
ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА СКАЗОК Г.Х. АНДЕРСЕНА

Данилова О. С
Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной теории, Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, Украина

Актуальность исследования. Сказкотерапия - как направление практической психологии, использует метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом. Восприятие сказок, на наш взгляд, или наоборот, не принятие их играют важную роль в формировании личности и духовной культуры в целом. Широкая распространенность сказок, простота их изложения доступны пониманию каждого человека, что позволяет рассматривать сказки как основной элемент, формирующий особую психокультурную среду, в которой происходят процессы развития и становления личности. В психологии категория «личность» относится к числу базовых. Знание механизмов формирования и развития личности дает возможность специалисту любого профиля работать более эффективно. Вместе с тем большую популярность приобретает сказкотерапия, как один из самых эффективных методов терапевтического воздействия на личность как детей так и взрослых. Произведения Г.Х. Андерсена включены в программу школьного изучения и являются одними из самых распространенных, в связи с этим считаем необходимым изучить тексты сказок и определить особенности их восприятия, влияния на развитие личности.
Предмет исследования. Психотерапевтическией эффект сказок Г.Х.Андерсена-философа, христианина и гуманиста, оказываемый на развитие личности.
Личность рассматривается с позиции культурно-исторических концепций (как феномен культурно-исторической деятельности) развитие которой происходит в рамках психокультурной среды, которая ее окружает.
Изучив и проанализировав тексты сказок «Ель», «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Девочка со спичками», «Стремление к Свету» и т.д. нами были выявлены следуюшие особенности.
Особенности сказок Г.Х. Андерсена:
1.Выступают как побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих ( нравственных, интеллектуальных, эстетических).
2.Погружают в атмосферу повествования, в особую реальность мира чувств, позволяя проживать эмоциональные состояния героев.
3.Вызывают глубокое сопереживание и эмпатию.
4.Христианский подтекст и бессмертие души.
5.Демонстрация слабых и сильных сторон человека и общества.
6.Духовный рост героев через преодоление трудностей.
7.Важность душевной красоты, бескорыстия, жертвенности, благородства.
8.Простота и краткость изложения.
Все выявленные особенности являются основанием для различных форм воспитания и самовоспитания личности на уровне убеждений, а следовательно, и на уровне включенных в ее структуру интересов и устремлений. И как следствие, являются индикатором формирования мировоззрения и духовную культуры личности. Для подтверждения наших предположений нами было проведено эмпирическое исследование среде молодежной среды, которая находится в процессе формирования своих ценностных ориентиров и моральных установок...

В заключение мы пришди к таким выводам:
- Сказки обладают колоссальным психотерапевтическим эффектом, способствуя развитию личности.
- Тексты сказок Г.Х.Андерсена имеют глубокий философский подтекст и основаны на христианских, гуманистических принципах, пробуждая их в каждом человеке.
- Вызывают у слушателей самые разнообразные чувства, которые ведут к осмыслению, и даже переосмыслению собственных ценностей.
- Выступают как побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
- Произведения Андерсена являются индикатором формирования мировоззрения и духовной культуры, что позволяет использовать их в сказкотерапии, а также для изучения уровня эмпатии и морально-этического потенциала будущих социальных работников.
- Сказки написаны легко и доступно, понятны всем. Читатели любого возраста и уровня развития с каждым последующим прочтением находят в них новые глубинные смыслы. Таким образом сказки Г.Х. Андерсена оказывают мощный психотерапевтический эффект на развитие личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андерсен, Х. К. Сказки : Пер. с дат. / Х. К. Андерсен ; вступ. ст.: К. Паустовский; сост. и примеч.: Л. Ю. Брауде . – М. : Худож. лит., 1981 . – 272 с. – (Б-ка классики . Зарубежная литература) .
2. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. / Е. В. Белинская - СПб: Лань, 2006. - 123 с.
3. Белявский И. Г. Контраверсивная психология / И. Г. Белявский ; науч. ред.: А. Н. Кишинская . – Одесса : Виктория, 2003 . – 302 с.
4. Белявский И. Г. Историческая психология / И. Г. Белявский . – [Репринт. изд. 1991 г.] . – Одесса : Одесский нац. ун-т, 2012 . – 338 с. : 10 л. ил. - Библиогр.: с. 328-338 и в конце статей .
5. Белявский И. Г. Исповедь пасынка века и немного исторической психологии / И. Г. Белявский, А. Н. Кишинская . – Одесса : ОКФА, 1997 . – 465 с.
6. Белявский И.Г. Проблемы социальной перцепции в исторической психологии: Психология межличностного познания/Под ред. Бодалева А.А. – М., 1981.

Делай, как должно, и будь, что будет!

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.221 секунд