Психологическое благополучие в транскультуральном подходе

7 года 9 мес. назад - 7 года 9 мес. назад #199 от Vestik
Психологическое благополучие в транскультуральном подходе

Шевченко Е.И.
Старший преподаватель кафедры социальной помощи и практической психологии УНИИ и СТ, зарегистрированный член всемирной ассоциации позитивной психотерапии (WAPP), Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, г. Одесса, Украина


Проблема психологического здоровья, условий его оптимизации относится к числу актуальных как в теоретическом, так и в практическом плане. Психологическое здоровье личности является существенным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Сегодня мировое сообщество находится в глубоком кризисе, который охватывает все сферы нашей жизни и влияет на наше здоровье, отношения, образ и качество жизни, ценности и, как следствие, глубоко поражается наше индивидуальное и коллективное психологическое здоровье, физическое самочувствие.
Не смотря на прогресс в области аппаратной медицины, нам до удивления мало известно о причинах болезней и способах их лечения. Особенно это касается так называемых болезней цивилизации, психических и психосоматических заболеваний, которые постоянно ставят врачей и медиков в тупик. [4]
Поскольку душа и тело человека составляют неразрывное единство, то психологическое неблагополучие нередко становится причиной телесных недугов. Эти нарушения, в свою очередь, оказывают влияние на психику. В современ¬ной, чрезвычайно интенсивной жизни у человека появилось множество пси¬хосоматических расстройств, которые можно устранить, лишь понимая теле¬сный «язык» его психики. Иногда тело может выражать происходящие в нем физиологические процессы языком чувств: страха, отчаяния, печали, радос¬ти. [1]
Современная психотерапия изобилует методиками, базирующи¬мися на различных, подчас взаимоисключающих теориях, концепциях и рассматривающих личность в параллельных плоскостях. Каж¬дая психотерапевтическая школа делает своеобразную «томо¬графию личности», анализируя лишь свой слой, но претендуя на выводы о целом. Выявление тех или иных существенных для психологичес¬кой устойчивости и психического здоровья качеств, свойств и характеристик направлено на реконструкцию личности, ее раз¬витие и рост. [1] В ряду подходов к знанию психологии личности, ее способ¬ностей к конструктивному взаимодействию особо выделяется концепция доктора медицины, врача-психиатра и невропатолога, президента Немецкого Общества позитивных психотерапевтов и директора Международного Центра позитивной психотерапии, транскультурной психиатрии и психосоматической медицины Носсрата Пизешкиана (1933-2010). Психотерапевтический подход, раз-рабатывать который Пизешкиан начал в 1968 году, хорошо зарекомендовал себя как метод лечения и был представлен общественности на национальных и международных кон¬грессах.[2] Позитивная психотерапия – это один из известных методов современной научной психотерапии, признанный Всемирным Советом Психотерапии (WCP) и Европейской Ассоциацией Психотерапии (EAP).
Позитивный подход содержит 3 аспекта - позитивную интерпретацию заболевания, транскультуральный подход и использование историй, притч и мудрых высказываний. Важную роль позитивный подход играет при первом собеседовании, когда мы даем клиенту позитивную интерпретацию его заболевания. Но и во время всего терапевтического лечения мы используем истории, межкультурные примеры и пытаемся подходить к затруднениям клиента позитивно. Истории как межкультурные посредники являются носителями традиций различных культур, они передают характерные для данной культуры правила, концепции и нормы поведения. Содержание этих историй дают человеку, как представителю определенного культурного сообщества, поддержку и гарантию. Они предлагают решения проблемы, которые приемлемы в определенном культурном сообществе. Истории из других культур дают информацию о правилах поведения в них, показывают другие модели решения проблем и дают возможность расширить собственный репертуар концепций, ценностей и решений конфликтов. [4]
Будучи сам в транскультурной ситуации (Восток и Запад), Пизешкиан обратил внима¬ние, что многие поступки, привычки и установки в различных культурных кру¬гах часто оцениваются по-разному. Транскультурный аспект прослеживается во всей концепции позитивной психотерапии и психосоматики. Этому уделяется особое внимание, потому что взгляд с меж-культурных позиций способствует лучшему пониманию индиви¬дуальных конфликтов. Кроме этого, такой подход имеет ог¬ромное социальное значение: проблема иностранных рабочих, помощь развивающимся странам, сложности, возникающие при общении с представителями других культурных систем, межна¬циональные браки, предрассудки и их преодоление, альтерна¬тивные подходы, которые соответствовали бы различным куль¬турным рамкам. В этой связи могут рассматриваться также по¬литические проблемы, проистекающие из транскультурных вза-имоотношений. В основу кон¬цепции позитивной психотерапии положен транскультуральный принцип, отражающий влияние культуральных, этничес¬ких и национальных особенностей на проявления соматичес¬ких и психических заболеваний, их переносимость и «преодолимость». [1]
Как указывает Пизешкиан, в транскультуральном процессе исследуются концепции, нормы, ценности, стили поведения, интересы и взгляды на будущее, типичные для данной культуры. При таком подходе учитываются характерные особенности культурной общности, признавая в качестве основных коллективные нормы и стереотипы поведения. Объективизировать эти ценности можно путем сравнения законов и правовых норм разных наций. В зависимости от разных концепций даже самые серьезные заболевания могут приобретать различные субъективные значения и тем самым влиять на субъективное ощущение благополучия и переживания удовольствия. Наиболее отчетливо это видно в психических и психосоматических заболеваниях, где аспекты, связанные с переживанием, находятся на первом плане, в том числе и как этиологический фактор.
Позитивная психотерапия предлагает целостный подход в психосоматической медицине, где тело и душа «путешествуют» вместе. Позитивный подход не означает интерпретацию мира сквозь «розовые очки», это позиция, данность, имеющиеся в наличии на данный момент времени. Транскультуральная составляющая Позитивной психотерапии представлена рядом историй и притч, которые выполняют функцию психотерапевтических метафор. В этих рассказах автор не сосредотачивается на болезни, а скорее подчеркивает сильный, позитивный характер человека и присущие ему способности души и тела. [3]
Позитивная психотерапия как метод призвана помочь человеку не потеряться в потоке стремительных событий жизни, найти себя и поверить в то, что человек создан для счастливой жизни.

Список литературы:


1. Пизешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. /Перевод с немецкого Носсрат Пизешкиан. – 2-е издание. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.
2. Пизешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. - СПб: Речь, 2002. – 288 с.
3. Пизешкиан Н., Пизешкиан Х. Как позитивно преодолеть усталость и перенапряжение. / Перевод с немецкого Е.Чистяков. – Черкассы: Брама-Украина, 2013. – 192 с.
4. Пизешкиан Х., Воронов М. Введение в позитивную психологию и психотерапию.- Харьков, 2003. – 65 с.

Делай, как должно, и будь, что будет!

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.186 секунд