ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

7 года 10 мес. назад - 7 года 10 мес. назад #154 от Liudmyla.Smokova
Варнава У.В.
Доцент кафедры социальной работы ИИСТ ОНУ им.И.И.Мечникова
Цапенко К.В. – студентка 1 курса ИИСТ ОНУ им.И.И.Мечникова

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В тезисах представлен краткий теоретико-методологический анализ процесса адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы. Рассмотрены виды адаптации и ее особенности в условиях школы. Приведено исследование первоклассников и кратко описан их адаптационный процесс.
Ключевые слова. Адаптация, адаптационный процесс, социальная адаптация, психологическая адаптация, школьная адаптация, исследование адаптации.

На современном этапе модернизации отечественной системы образования перед школой стоит важная задача разработки принципиально новых психологических, педагогических подходов, оптимизации процесса воспитания и обучения учащихся, в частности детей младшего школьного возраста и создание эффективных социальных, психологических и педагогических условий, обеспечивающих адаптацию первоклассников к обучению.
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, социальной педагогики, социологии, педагогики и др. (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андрееева, М.Р. Битянова, М.М. Врублевска, JI.JI. Головина, Ю.А. Копылов, Л.B. Корель, Л.И. Лубышева, С.М. Редлих, Н.А. Фомин и др.).
Теоретический анализ показал, что школьная адаптация как вид социально-психологической адаптации в педагогической психологии понимается по-разному: как перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению (по М.М. Безруких) [1]; система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности (по А.Л. Венгеру) [2].
Анализ работ, направленных на изучение особенностей школьной адаптации, позволил выделить три сферы, которые она затрагивает: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Основываясь на этих показателях, впоследствии мы разработали эмпирическое исследование особенностей адаптации первоклассников в условиях общеобразовательной школы, а так же психолого-педагогическую программу адаптации первоклассников [3].
Показателями социальной адаптации младших школьников к условиям школьной жизни, являются: сформированность адекватного поведения, установление доверительных взаимоотношений как со сверстниками, так и с педагогическим коллективом, а так же освоение навыков социально значимой деятельности.
Основным критерием психологической адаптации выступает «внутренняя позиция школьника» т. е. наиболее важным выступает мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Рассмотрение проблемы мотивационной готовности к обучению в школе позволило теоретически обосновать, что мотивационная готовность детей 6 и 7 лет имеет качественные отличия, которые позволяют большинству детей 7 лет быть готовыми к включению в учебную деятельность в отличие от детей 6-летнего возраста, у которых преобладают игровые мотивы.
Продолжительность всех фаз адаптации — примерно 5-6 недель, самым трудным является первый месяц. Именно в этот период нами проводилось первичное исследование первоклассников, когда процесс адаптации является незавершенным для всех первоклассников.
Эмпирическое исследование включало в себя 2 этапа исследования: первичное исследование и повторное исследование адаптации (после проведения адаптационной программы для первоклассников).
В исследовании принимали участие первоклассники 1-го А и Б классов в количестве 43 человека СОБШ №24.
Выбор методик для исследования процесса адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:
• измерять ключевые параметры адаптации\дезадаптации;
• выдавать в результате информацию, которая не только констатирует, но и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации;
• быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
На диагностическом этапе исследования мы использовали: наблюдение (карта школьной адаптации); методику С.А. Беличевой.
При этом следует отметить, что для общей картины адаптации детей к школе в условиях общеобразовательной школы по методике Беличевой, мы сконцентрировали внимание на двух важнейших составляющих адаптации:
I. Психолого-педагогическая адаптация: изучение особенностей аффективно-личностной сферы ребенка.
II. Социально-педагогическая адаптация: изучение особенностей работоспособности ребенка.
Данные методики позволили определить уровень адаптации детей при поступлении в первый класс и сравнить результативность проведения в одном из классов адаптационной программы.
Наше исследование проводилось в два этапа. Первый этап включал в себе первичное исследование степени адаптации в А и Б классах, при этом дети двух классов находились в одинаковых условиях. Диагностическая программа позволила выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя их устранить с помощью программы адаптации в экспериментальной группе.
Шкалы учебная активность, усвоение программных материалов в среднем находятся на низком уровне. Это является вполне закономерным показателем для результатов наблюдения конца сентября. Ребенок к этому времени находится на стадии «примерки» и принятия нового реального социального статуса «школьник». Эта стадия практически всегда сопровождается сильной интеллектуальной нагрузкой, усталостью и некоторым разочарованием. Практически все дети уже не идеалистически видят свою учебу, однако, и это способствует их последующей адаптации к условиям обучения в школе. Так же у первоклассников оказались очень низкие показатели развития произвольного внимания (дети не могут подолгу сосредоточиться на каком-либо учебном задании), слабые показатели темпа и динамики продуктивности деятельности. У первоклассников при этом существен показатели истощаемости (дети быстро устают, утомляются на уроках), при этом слабый и неустойчивый интерес (недостаточная учебная мотивация), слабая переключаемость с одной деятельности на другую, недостаточно сформирована самокритика (дети некритичны к себе, к своим результатам, к своей работе, учебе). Все это говорит, в целом, о невысоком уровне адаптации первоклассников к школьной жизни и необходимости проведения специальной работы по ее повышению.
Второй этап заключал проведение адаптационной программой психологом-исследователем в 1 Б классе. Результат первичного исследования позволил разделить всю выборку детей на 2 группы – экспериментальную (группу в которой проводилась адаптационная программа) и контрольную (группу, которая продолжала обучение без вмешательства психолога). В качестве экспериментальной была выбрана группа детей 1Б класса, т.к. показатели адаптации детей этого класса были, хоть и незначительно, но хуже, чем у первоклассников класса А.
В классе А (контрольная группа) было исследовано 21 ученика, в классе Б (экспериментальная группа) было исследовано 22 ученика. Списочный состав группы включал значительно большее количество детей, однако, в ходе проведения эксперимента, часть детей временно не посещало школу в дни исследований или коррекции по разным причинам, чаще болезней, и, следовательно, чистота эксперимента могла быть нарушена, их результаты нами не учитывались.
Адаптационный процесс первоклассников построен таким образом:
1. Дошкольный этап (март — август).
2. Этап общей адаптации (сентябрь — декабрь), который предусматривает:
• педагогическую поддержку школьников в урочное и внеурочное время;
• мониторинг адаптации первоклассников;
• совместную работу педагогов и психологов, направленную на построение учебного процесса в соответствии индивидуальных особенностей и возможностей школьников;
• консультирование родителей.
3. Коррекционный этап (первое полугодие первого класса – октябрь, декабрь), который включает:
• индивидуальную и групповую психокоррекционную работу со школьниками, которые имеют трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками;
• консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с проблемными школьниками;
• индивидуальную и групповую работу с родителями.
Повторное исследование детей первоклассников дало нам следующие результаты:
Показатели адаптации улучшились у всех представителей группы. На высоком уровне находятся шкалы: поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками. Именно эти шкалы в первичном исследовании находились на среднем уровне.
Проанализировав полученные данные вторичной диагностики экспериментальной группы, нами было выявлено, что закономерно выросли все показатели адаптации. Детальный анализ выявил, что в шкале педагогической адаптации незначительно вырос аффективный компонент продуктивности деятельности, самокритика. Значительно выросли показатели интереса к учебе и активность. Эти данные подтверждаются результатами наблюдения адаптации, а именно с критериями усвоение программного материала.
По шкале «Социальная адаптация»: показатели темпа и динамики продуктивности деятельности, переключаемость и показатель внимания так же закономерно увеличилась, при этом истощаемость в процессе обучения значительно уменьшилась.
В контрольной же группе естественный процесс адаптации так же прошел на достаточном уровне практически по всем показателям.
На следующем слайде можно увидеть сравнительные результаты контрольной и экспериментальной группы. Как видно, они отличаются.
Мы так же можем проанализировать результат и эффективность адаптационной программы, которая проводилась в течении почти четырех месяцев. И повторное исследование показали лишь частичную эффективность разработанной нами коррекционной программы, а именно, эффективность ее отразилась на социальном компоненте школьной жизни и лишь частично на интеллектуальной. Данные полученные по t-критерия Стьюдента позволили нам выделить некоторые недочеты адаптационной программы, и помогут нам в дальнейшем исправить выявленные недочеты.
Однако, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, необходимо, помимо выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника, создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми, которые имеют различные психолого-педагогические трудности.

Список использованной литературы:

1.Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова.- 4-е изд., перераб.- М.: 2000. — 247 с.
2.Запорожец А. В. Восприятие и действие / [А. В.Запорожец, Л. А.Венгер, В. П.Зинченко, А. Г. Рузская – М.: Просвещение, 1967. – 425с.
3.Кочемасова, Л. А. Социально-диагностическая практика социального педагога в школе : по методические рекомендации для студентов высших учебных заведений, обучающихся на 3 курсе по специальности «050711.65» – Социальная педагогика / Л. А. Кочемасова. Ю. П. Яблонских. – Оренбург : ООО «Принт-Сервис», 2008. – 57 с.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.208 секунд