Ісаєва Т.П. (г.Одесса) УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

9 года 9 мес. назад #98 от Liudmyla.Smokova
Ісаєва Т. П.
Аспирантка кафедры клинической психологии ИИПО, ОНУ имени И.И.мечникова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Аннотация: В статье рассмотрено понятие тревожности, виды и то, как влияет высокий уровень тревожности на личность и в частности на студента. Так же, описаны результаты исследования в двух группах (девушек и парней). У студентов 1 курса присутствует средний и высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности, возможно, связан с тем, что в процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как:
•отрицательное переживание, связанное с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива. С его взаимопомощью и моральной поддержкой;
•недостаточная психологическая подготовка к профессии;
•неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;
•недостаточно развито стремление к самообразованию и т.д.
При этом, установленно, что существенных различий по уровню тревожности у студентов первого курса нет.

Проблема тревожности - одна из центральных проблем современной цивилизации. Недаром ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.
В самом общем виде тревога понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности, но ее можно использовать конструктивно. «Сам факт, что мы выжили, означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу своей тревоге. Первобытные люди, как сказали бы и Фрейд, и Адлер, испытывали тревогу в те моменты, когда их жизни угрожали зубы или когти диких зверей. Тревога сыграла решающую роль в жизни человека, научив наших предшественников думать, а также пользоваться символами и орудиями для защиты от врагов…» Тревога с тех времен видоизменилась, но наши переживания по своей сути не отличаются от переживаний наших предков. Мы уже боимся не тигров и опасных хищников, мы боимся потерять самоуважение, боимся отвержения со стороны нашей группы, боимся проиграть в соревновании с другими людьми. Отсюда, тревога - важнейший элемент существования человека.
В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
В психологии проблема тревоги и тревожности является одной из наиболее разрабатываемых. Первым акцентировал свое внимание на данной проблеме З. Фрейд. Также изучением тревоги и тревожности занимались многие известные психологи. Такие как К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, А. М. Прихожан, Р. Мэй.
Тревога - это состояние беспокойства, возникающее у человека в ситуации, которая представляет для него определенную физическую или психологическую угрозу. По З. Фрейду, неприятное состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим индивида к защитному поведению по преодолению опасности.
Тревожность, в свою очередь, это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Термин «тревожность» нередко используется и для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих независимо от конкретной ситуации.
Самым первым классифицировал тревожность З. Фрейд. Он выделил три основных вида тревожности:
•объективную, вызванную реальной внешней опасностью;
•невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной;
•моральную, определяемую им как «тревожность совести».
Исходя из классификаций З. Фрейда и Ч. Д. Спилбергера, можно заметить, что объективная тревожность отождествляется с «ситуативной», невротическая - с «личностной». Моральная тревожность носит интегральный характер и напрямую связана с силой и значимостью «преступления» моральных принципов, как социальных, так и собственно личностных.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
На первом курсе студенты решают задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма. Отмечается слабая регуляция своего поведения и немотивированный риск. Неумение предвидеть последствия своих поступков (возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи). Часто формируется неадекватная идентичность; неспособность строить жизненные планы, избегание тесных межличностных отношений, выбор отрицательных образов для подражания.
В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как:
• отрицательное переживание, связанное с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива. С его взаимопомощью и моральной поддержкой;
• недостаточная психологическая подготовка к профессии;
• неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;
• недостаточно развито стремление к самообразованию и т.д.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Высокотревожные студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Обычно, тревожные студенты - это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.
Тревожность влияет на межличностное взаимодействие студентов, на само поведение, а, следовательно, и на учёбу. Студенты, имеющие высокий уровень тревожности не могут быть лидерами, т.к. не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, не общительны. Как правило, такие студенты одиноки. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к ситуации, в которой находится студент.
студентПроведя небольшое исследование уровня тревожности у студентов первого и четвёртого курса с помощью методики Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханина, было выявлено, что у студентов, средний и высокий уровень тревожности. Ни у одного студента в процессе обработки результатов, не было выявлено низкого уровня тревожности. Из этого можно сделать вывод, что 25% студентов имеют и на момент проведения методики, и при постоянном уровне тревоги, средний показатель, и высокий показатель – 75% .
Если сравнить результаты группы девушек и молодых парней, то есть не существенная разница. У девушек показатели личностной и реактивной тревожности высоко и среднего уровня по 50%. У парней 20%-высокий уровень и 80 % - средний по показателям личностной тревожности. И 100% по показателям реактивной тревожности.
Таким образом, судя по полученным данным, девушки показали результаты со средним и высоким показателями, у юношей преобладает средний показатель. Но необходимо учесть, что в данной работе мы не рассматривали отдельные компоненты тревожности, а лишь брали тревожность как целостную черту личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Айзенк, Х., Психологические теории тревожности. учебник для вузов/ Под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001 г.-247с.
2.Габдреева, Г. Ш, Практикум по психологии состояний. учебное пособие/ Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров; под ред. А. О. Прохорова.-М.: Речь, 2004 г.-480с.
3.Ермолаев, О. Ю, Математическая статистика для психологов. учебник/О. Ю. Ермолаев. - М.: Флинта, 2002 г. - 336 с.
4.Колпакова М., Корни тревоги, М. Колпакова// Московский психотер. журнал. -2003. -№3. -С. 74-85
5.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учеб. для студ. Вузов/ В. С. Мухина, М.: Академия, 2002 г. - 456 с.
6.Никитина А.В. Проблемы в общении тревожных подростков // Психология ХХI века: Тезисы международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. – СПб, 2000 г. –-177 с
7.Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004 г. С.121-122.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.221 секунд