Кузин Е.Д. (г. Одесса) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

9 года 2 мес. назад - 9 года 2 мес. назад #84 от Виктория Фокина
УДК 159.922.1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Кузин Е.Д.
Государственное учреждение Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (г. Одесса).
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип партнерских отношений – незарегистрированный брак. Молодые люди ищут поддержку и опору в процессе социализации, а свою семью готовы строить, основываясь на психологических знаниях и навыках, полученных в результате приобретения собственного опыта межличностной коммуникации. Семейные взаимоотношения, являясь одной из центральных тем изучения социальной психологии, претерпевают глубинные изменения, испытывая влияние различных факторов, обусловленными развитием социума.Я. Варга определяет семейную систему как группу людей, свя¬занную общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями. Взаимодействие всех членов семьи подчиняется определенным закономерностям, что и формирует ее структуру [1].Стереотипы (стандарты) взаимодействия характеризуют устойчивые способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются. В таких стереотипах, как правило, доминирует определенное эмоциональное отношение к членам семьи (шутки, обвинение, раздражение, принятие, восхищение, презрение, отчуждение).При этом стандарт поведения одного члена семьи нередко тесно связан со стандартом другого и даже управляет им. Все стереотипы можно рассматривать как семейные коммуникации, которые включают в себя определенные сообщения для каждого члена семьи [5]. Стандарты взаимодействия могут охватывать значительное количество видов поведения в семье и быть весьма длительными, играя важную роль в происхождении нарушений психического и соматического здоровья (патогенные стандарты взаимодействия)[7]. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема исследования модели партнерских отношений на различных этапах формирования семьи.
Таким образом,нами была сформулирована цель исследования, котораясостояла в проведении сравнительного анализа коммуникативных особенностей мужчин и женщин с различным типом партнерских отношений.
Материал и методы исследования.
Эмпирическая выборка составила 80 пар респондентов – всего 160 испытуемых. Все участники были разделены на 4 группы, по 20 пар в каждой. В первую вошли мужчины и женщины, стаж семейной жизни которых составляет 20 лет и выше. Они были включены в исследование для рассмотрения картины семейной жизни у лиц, прошедших три семейных кризиса и, несмотря на все трудности, сумевших достойно пройти по жизни и сохранить свои супружеские отношения. Следующие группы составляют респонденты в возрасте 18 - 24 года, отношения которых длятся от одного года до пяти лет. Итак, во вторую группу вошли 20 пар, которые заключили законный брак; в третью - 20 пар, состоявших в фактическом браке; в четвертую группу включены 40 юношей и девушек, находящиеся на этапе добрачных отношений. В исследовании использовалась методика диагностики межличностных отношений (ДМО), разработанная Т. Лири, Г. Лефoржем, Р. Сазеком в адаптации Л.Н. Собчик.
Результатыисследования и ихрассмотрение:
Рассмотрим последовательно серию однофакторных и двухфакторных моделей в различных группах, полученных с помощью объединения на тех или иных основаниях элементарных подвыборок. Основными описательными статистиками, характеризующими уровень исследованных параметров, являлись: среднее арифметическое значение (М) и стандартное отклонение (s).
Вначале рассматривалась группа респондентов, для которых характерны добрачные отношения. Выраженность коммуникативных параметров мужчин и женщин представлена на рисунке 1.

Рис. 1.Среднегрупповые показатели опросника ДМО у пар, состоящих в добрачных отношениях.

Представленный рисунок дает возможность выявить ведущие коммуникативные качества респондентов данной группы. Так, для мужчин ведущими октантами являются I, II, VII и VIII октанты, а для женщин – I, V, VII и VIII. Интерпретируя показатели вслед за Л.Н. Собчик[7], мы можем отметить, что при умеренных показателях первого октанта (до 8 баллов включительно) испытуемые выявляют уверенность в себе. Также выявляется стиль межличностных отношений, характеризующийся стремлением к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими (седьмой октант), выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности (восьмой октант).
Для мужчин также характерно относительное преобладание второго октанта – это говорит об уверенном стиле межличностных отношений. Для женщин – относительное преобладание пятого октанта – это говорит о скромности, застенчивости, склонность брать на себя чужие обязанности.
Также выявлено статистически значимое различие между мужчинами и женщинами по восьмому октанту «Дружелюбие»: F(1, 38) = 4,110; p = 0,050; ηч2 = 0,098. Данные различия можно считать различиями средней силы. Женщины были более дружелюбны (M = 6,050; s = 2,964), чем мужчины (M = 4,300; s = 2,473).
Исследование интегральных показателей методики ДМО – фактора 1 «Доминирование» и фактора 2 «Дружелюбие» показало, что мужчины более склонны к доминированию (M = 6,380; s = 4,744 – у мужчин; M = 5,090; s = 4,444 – у женщин), тогда как женщины – к дружелюбию (M = -0,460; s = 6,076 – у мужчин; M = 2,775; s = 6,280 – у женщин). Статистически значимых половых различий по указанным параметрам не обнаружено (p < 0,050).
Следующей категорией испытуемых выступали мужчины и женщины, сформировавшие семейные пары, состоящие в незарегистрированном (фактическом браке). Рисунок 2 репрезентирует среднегрупповые показатели опросника ДМО у пар, состоящих в фактическом браке. У мужчин наиболее выраженными являлись октанты: І, ІІ и ІІІ, для женщин – октанты І, VІІ и VІІІ. Исходя из понимания психологического содержания октантов, предложенного Л.Н. Собчик[7], можно следующим образом описать особенности коммуникации, характерные для мужчин и женщин, состоящих в фактическом браке.


Рис. 2.Среднегрупповые показатели опросника ДМО у пар, состоящих в фактическом браке.

Итак, для мужчин характерна уверенность в себе, независимость и прямолинейность и некоторая степень агрессивности. Для женщин также характерна уверенность в себе, сочетающаяся с стремлением к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими, развитым чувством ответственности.
Выявлены статистически значимые различия между группами мужчин и женщин по параметру «Эгоистичность» (F(1, 38) = 6,025; p = 0,019; ηч2 = 0,137). Мужчины, состоящие в фактическом браке, выявились более эгоистичными, чем их партнеры женского пола: соответственно: M = 5,300; s = 2,677 и M = 3,550 и s = 1,731. В данном случае личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода. Даже добровольные связи, которые присутствуют в фактическом браке, подвергаются сомнению: люди не хотят быть чрезмерно скованными моральными узами, в то же время они вольны вступать в брак, зная, что могут в любой момент его прекратить [4]. Такой индивидуализм был назван известным современным философом и социологом Ф. Фукуямой[2] родом замкнутого эгоизма, для которого целью становится максимизация персональной свободы.
Оценивая статистическую значимость половых различий по интегральным параметрам методики ДМО, можно отметить наличие таких различий по параметру Фактора 2 «Дружелюбие»: F(1, 38) = 7,196; p = 0,011, ηч2 = 0,159. По среднегрупповым значениям данного фактора мужчины (M = -2,670; s = 5,654) уступали женщинам (M = 2,300; s = 6,056).
Приступая к анализу психологических показателей в группах испытуемых, которые официально оформили свои отношения, рассмотрим среднегрупповые показатели опросника ДМО у молодых супружеских пар, представленные в виде столбиковой диаграммы на рисунке 3.

Рис. 3.Среднегрупповые показатели опросника ДМО у молодых супружеских пар.

Как видно из данного рисунка, у мужчин ведущими являются только сильные «стеничные» октанты І, ІІ и ІІІ. У женщин – октанты І, VІІ и VІІІ. Ориентируясь на интерпретационные схемы, предложенные Л.Н. Собчик[7], полученные данные можно описать следующим образом. Мужчины, состоящие в браке на протяжении небольшого периода времени, проявляют уверенный, независимый стиль межличностных отношений, иногда сопровождающийся агрессивными реакциями. Известно, что в молодом официальном браке агрессивность супругов проявляется более определенно, чем в неофициальном – а именно: проявляется явно и вербально [10].
Женщин, состоящих в официальном браке, исходя из положений Л.Н. Собчик [7] можно охарактеризовать следующим образом: для них свойственен стиль межличностных отношений, сопровождающийся уверенностью в себе, тесному сотрудничеству с окружающими, выраженной готовностью помогать членам референтной группы.
Необходимо указать на наличие статистически значимых различий по параметрам опросника ДМО, выявленными между мужчинами и женщинами в молодых семьях. Этими параметрами являлись «Эгоистичность» (F(1, 38) = 14,571; p < 0,001; ηч2 = 0,277) и интегральный параметр методики Фактор 2 Дружелюбие (F(1, 38) = 7,664; p < 0,009; ηч2 = 0,168). Интересно, что данные параметры аналогичны тем, которые обнаружены в группе респондентов, состоящих в фактическом браке и выступали маркерами гендерных различий по коммуникативным характеристикам.
Мужчины в молодых семьях выявились более эгоистичными, чем их партнеры женского пола: соответственно: M = 5,850; s = 2,601 и M = 3,250 и s = 1,585. Женщины выявились более дружелюбными, чем их партнеры мужского пола: M = 1,470; s = 2,591 и M = -3,655 и s = 1,470. Данная тенденция указывает на то, что для молодого брака, как и для неоформленных брачных отношений, характерно эгоистическое отношение мужей к женам, не внимание к их потребностям. При этом, женщины проявляя не ассертивность, а типично фемининный стиль поведения, только усиливают описанную проблемную ситуацию. Именно указанными особенностями коммуникации молодые браки сходны с фактическими браками – временными союзами партнеров без серьезных взаимных обязательств.
И, наконец, последней формой партнерских отношений между мужчиной и женщиной, изучаемой в нашей работе, выступал зрелый брак. Отличительной особенностью этих отношений является длительный стаж семейной жизни с актуальным партнером. Так, на рисунке 4 в виде столбиковой диаграммы представлены среднегрупповые показатели опросника ДМО у зрелых супружеских пар.





Рис. 4.Среднегрупповые показатели опросника ДМО у зрелых супружеских пар.

Интересным фактом является то, что у лиц разного пола, для которых характерен длительный стаж брачных отношений, ведущими являются одни и те же октанты (как для мужчин, так и для женщин): октанты: I и III (для женщин также октанты: VII, VIII). Это может свидетельствовать о том, что существует процесс формирования личностного сходства между супругами в зрелом браке. О.В. Паршикова изучала сходство супругов по личностным характеристикам и продолжительность брака. Анализ полученных ею данных показал, что уровень сходства супругов может рассматриваться как характеристика, зависящая от продолжительности брака [6].
В нашей подвыборке статистически значимые различия выявлены для следующих параметров опросника ДМО: для эгоистичности (F(1, 38) = 4,771; p = 0,035; ηч2 = 0,112) и дружелюбия (F(1, 38) = 4,701; p = 0,036; ηч2 = 0,110). Женщины были менее эгоистичными (M = 2,750; s = 1,293 – мужчины, M = 3,950; s = 2,089 – женщины) и более дружелюбными, чем мужчины (M = 4,500; s = 2,417 – мужчины, M = 3,050; s = 1,761 – женщины).
Соответственно, мы можем сопоставить наши результаты с данными Г.Г. Танасова и О.А. Сысоевой [9], которые исследовали манипулятивные техники неженатых и женатых мужчин. Обе категории заявляют о необходимости манипуляции, подчеркивают важность своей цели. Однако если не состоящие в браке респонденты всегда знают, чего хотят и как получить желаемое от партнерши, действуют осознанно, то женатые мужчины заявляют о неосознанной манипуляции – привычке управлять супругой, за которой скрывается властность и эгоистичность. Что же касается доброжелательности, проявляемой женщинами в зрелых браках, то следует отметить, что часто в таких семьях женщина осваивает новую для себя социальную роль – роль бабушки. Как указывают Е.Н. Туманова и И.С. Ермилова при освоении роли бабушки женщина переживает дискомфорт от избыточной зависимости в семейных отношениях, в ситуации общения в семье. Вместе с тем, она демонстрирует устойчивое стремление соответствовать социально одобряемому образу бабушки: отзывчивой, заботливой, уступчивой и доброжелательной [11].
И.В. Коваленко [3]отмечает, что субъекты брака с большим стажем совместной семейной жизни проявляют по отношению друг к другу больше самоуважения и самопринятия. Однако это выражено не очень интенсивно. Наряду с этим в супружестве этого этапа больше обнаруживаются такие показатели, как понимание и авторитетность.
Выводы:
Сравнительный анализ коммуникативных особенностей мужчин и женщин с различными типам партнерских отношений показал, что мужчинам во всех типах партнерских отношений характерен уверенный стиль межличностной коммуникации, склонность к доминированию, иногда сопровождающаяся агрессивными реакциями. Для женщин также характерна уверенность в себе, сочетающаяся с стремлением к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими, развитым чувством ответственности. Отличительной особенностью коммуникации фактического и молодого брака является эгоистическое отношение мужей к женам, невнимание к их потребностям. В зрелом браке можно констатировать процесс формирования личностного сходства между супругами.

Литература:
1. Варга А.Я. Введение в системнуюсемейнуюпсихотерапию /А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2009. - 181с.
2. Великий разрыв [Текст] : пер. с англ. / Ф. Фукуяма ; общ. ред. пер. А. В. Александрова. - М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2008. - 480 с.
3. Коваленко И.В. Личностно развивающие возможности супружества на раннем и зрелом этапах брака / И.В. Коваленко // Культура. Наука. Интеграция. - 2011. - Т. 13, № 1. - С. 63-68.
4. Лактюхина Е.Г. Заключение и расторжение брака в современной России: социологический анализ / Е.Г. Лактихина / Теория и практика общественного развития. – 2011. - № 6. - С.68-71.
5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений /Н.Н. Обозов. - К.:
Лыбидь, 1990.- 192с.
6. Паршикова О.В. Сходство супругов по личностным характеристикам и продолжительность брака / О.В. Паршикова // Психологические исследования [Электронный ресурс]. - 2012. - Т. 5, № 26. - С. 10. - URL: psystudy.ru.
7. Психология человека от рождения до смерти. [Под ред. А.А. Реана]. - СПб.:Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.
8. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 624 с.
9. Танасов Г.Г. Манипулирование в отношениях женщины и мужчины / Г.Г. Танасов, О.А. Сысоева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 189-195.
10. Тащева А. И. Супружеские конфликты в неофициальном молодежном браке / А.И. Тащева, С.Н. Фрондзей // Вестник НГУ. - 2009. - № (2). - С. 78–87.
11. Туманова Е.Н. Личностные характеристики и особенности межличностных отношений женщин, осваивающих роль бабушки / Е.Н. Туманова, И.С. Ермилова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. – 2008. – С. 114-122.
Вложения:

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.431 секунд