ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У 18 ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ БОЛГАРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ)
7 года 10 мес. назад - 7 года 10 мес. назад #227
от Vestik
Делай, как должно, и будь, что будет!
Vestik создал тему: ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У 18 ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ БОЛГАРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ)
Стефанка Томчева
PhD в области психологии
Международный Мастер- тренер
по Позитивной и транскультуральной психотерапии
Шумен, Болгария
В современном обществе наблюдается стремительный рост агрессивных проявлений, в том числе и в образовательной среде. В психолого-педагогических публикациях, в средствах массовой информации регулярно публикуют информацию, показывающую рост агрессивности у детей и подростков. Тревожным является не столько количественный рост агрессивных действий, сколько опасные тенденции, указывающие на снижение возраста при проявлении агрессивных действий, усиленная жестокость проявления агрессивных действий и увеличение проявлений агрессии, несоответсвующей раздражителю.
Социальные кризисы оказывают отрицательное влияние на все аспекты человеческой жизни. Известен тот факт, что в переломные моменты страдают самые уязвимые группы общества. К такой группе мы можем определить и подростковый возраст, который находится в динамически протекающем переходе от детства к взрослости, характеризующийся противоречивыми тенденциями в процессе формирования личности, дисгармоничностью в отношениях и повышенной конфликтностью. Отсутствие стабильности и безопасности порождают тревожность, напряжение, агрессию и насилие. Социальные факторы углубляют недостатки семейного и школьного воспитания. Противоречия между теоретической и практической моралью, которые взрослые регулярно демонстрируют подросткам, ведет к специфическому «ответу» со стороны подростков. Подростки формируют все более разнообразные формы отклоняющегося поведения и все более опираются на то, чем нас всех одарила природа – на агрессию.
В современной болгарской школе существует тенденция поставить ярлык «агрессивный» каждому ученику, который отреагировал импульсивно или спонтанно. Исследование молодежи предполагает нацеленное внимания к их поведению как феномену, отражающему целостное динамическое развитие. Динамика сочетается с имеющимися социальными способностями молодого человека, которые подталкивают его к развитию Я-образа.
Для раскрытия общего уровня агрессивных тенденций нами был использован тест для определения агрессии (AQ) из Buss и Перри. Изучение особенностей агрессивных действий в школьной среде основано на карте для отбора респондентов, разработанной на основе школьной документации, и использование CFP Розенцвейга и агрессивного ТАТ.
В поисках специфики социальных навыков подростков агрессивной рабочей группы мы использовали тест Гиссена, чье главное преимущество заключается в том, что с его помощью исследуются социальную направленность и реакции индивида. С помощью CFP Розенцвейга и методики Агрессивный ТАТ мы проследили взаимосвязь между событиями и установками агрессивного ответа и когнитивного содержания, определяя агрессивное поведение в исследуемой группе.
В характеристике агрессивного акта в школе мы выделили два основных типа агрессии: проактивная и реактивная.
В нашем исследовании 79,09% опрошенных молодых людей, активно и агрессивно используют все виды агрессии. Разнообразный репертуар агрессивных, смешанных (физическая, вербальная) видов агрессии и проекции модели поведения у 68,2% опрошенных указали, что внешнюю агрессию молодой человек наиболее эффективно использует для самоутверждения.
Изучая динамику формирования агрессивного поведения в школьной среде и связь с психологическими особенностями 18-летних, мы предположили:
1.У 18-летних агрессивных молодых людей существуют противоречия между представлениями о социальной значимости (идеализированной самооценкой) и актуальным (событийным) социальным поведением.
Данное предположение было подтверждено результатами проведенных методик. Агрессивные юноши показали завышенную самооценку, в результате чего формируют ошибочное представление о том, что они сильны и приняты именно потому, что агрессивны. Надменность, центрирующая их на себе, идет рядом с негативным восприятием мира и других людей, а также со стремлением сохранить самоуважение через агрессивное требование от других уважения, почитания и принятия. К фрустрационным событиям агрессивная группа подходит с подчеркнутым обесцениванием и пренебрежением как к критерию Я-эффективности.
В результате исследований было выяснено, что агрессивный ответ является стабильным, а устойчивая агрессивная модель, которую используют подростки из основной группы, основана на враждебности и недоверию к своему окружению и другим людям. Их поведение не обязательно ориентируется на провокации из внешней среды. Эти молодые люди не принимает социальную ситуацию. И независимо от того, будет ли доказана фигура фрустратора, агрессивное поведение присутствует, и это объясняет, почему накопленный гнев направлен в сторону незначительного предмета.
2. Внешнее проявление агрессии у агрессивных молодых людей носит функцию самого эффективного способа самоутверждения в отличии от других юношей, которые также могут проявлять агрессивные акты, но эти акты имеют оборонительную функцию.
Это предположение получило подтверждение в результате использования и обработки результатов по GT, AQ Басса и Перри, CFP Розенцвейга и ТАТ. Гипоманиакальные качества, которыми отличаются наши агрессивные испытуемые, создают хорошую почву для игнорирования нравственных стандартов, а также для того, чтоб агрессивные действия были оправданы с помощью приписывания враждебности и агрессивных намерений другим людям. Их позиция «Хочу, чтоб было по-моему, и хочу это прямо сейчас», вместе с испытываемыми «здесь и сейчас» стеническими отрицательными эмоциями направляют их к рациональным схемам, с помощью которых агрессивные юноши из основной группы толкуют свою агрессию как «справедливый» ответ на случившееся и мотивацию к контролированию и самоутверждению. Обесценивание случившегося вместе со специфическими поведенческими моделями становятся способом агрессивного достижения целей, а также способом психологической разгрузки и удовлетворением потребностей самоутверждения.
Специфика социальных навыков раскрывается через их индивидуальные особенности на основе эмоционального психологического опыта (первичные способности) и понимания когнитивного сознательного опыта (вторичные способности). Оказалось, что чувство собственного достоинства и самоутверждения возникает из следующего утверждения: «Я способен (успешен) только тогда, когда я агрессивен, так что я буду делать это, а ты будешь подчиняться!» 18-летние дети из основной группы имеют выраженные доминирующие характеристики – инфантильность, капризность, претензия на господство, в сочетании с повышенной активностью, легкомыслием и безответственностью.
Наши агрессивные испытуемые также показали, что они имеют представление о роли социально-активной позиции, но не владеют вариативностью занимаемых ролей. Отсутствие одного или обоих родителей лишила их возможности понять важность роли «партнер», поскольку усвоенная в детстве интеракция «индивид – индивид» используется на протяжении всей жизни человека
3. Агрессия и агрессивный молодой человек пользуются контролем над событиями и ситуациями ради получения вторичной психологической выгоды.
Это предположение подтверждается данными, полученными нами из карт для подбора, а также исследованных проекций агрессивной группы с помощью методик Агрессивный ТАТ и результатов методики AQ Басса и Перри. Выстроенные отношения, основанные на вытесненном детском опыте в рамках неполной семьи и фиксация в пубертате, дают информацию о когнитивном содержании. Эти отношения приобретают силу специфических моделей поведения, которые отличаются эмоциональным зарядом.
Наши исследования также показали, что 18-летние юноши усвоили агрессию (в большей степени физическую) в рамках смешанной (физической и вербальной), где вербальная агрессия носит дезадаптивный характер как форма контроля за событиями и ситуациями. Небольшое количество «чистой» вербальной агрессии в составе агрессивного акта свидетельствует о неудачно закрепленном агрессивном импульсе. Психологическое и/или физическое отсутствие матери и/или отца помешали разработать защитную форму зрелого поведения.
Изучение когнитивного содержания показало, что агрессивные юноши из основной группы руководствуются взглядами, которые допускают агрессию как предпочитаемый и оправданный способ справиться с ситуацией. Ошибочно сформированные и истолкованные когнитивные схемы, или эмоционально значимые и интериоризированные в ранний опыт жизненные концепции жестко влияют на поведение подростков и дают им основание оправдать свой гнев и толковать собственную агрессию как «справедливую».
На основании данных в основной группе и на основе установленных особенностей опыта и поведения нами также были дифференцированы пять типов агрессивных 18-летних подростков, которые идентичны с точки зрения динамики формирования агрессивного поведения в школьной среде.
1. Бончева, И.: Агресията в начална училищна възраст. Стратегии за овладяване и преобразуване. Ин Дизайн Медия. Варна, 2012.
2. Бончева, И.: Психологична психотерапия. „Славена“, Варна, 2013.
3. Пехливанова, М.: Особености на агресивното поведение при момчета и момичета в пубертет и юношество. Trakia Journal of Sciences, Vol.7, Suppl. 2, 2009. pp. 328-333. към 02.2012. 91.
4. Стратегия за превенция на агресивното поведение при подрастващите гр. Шумен (2011-2015) www.shumen.bg/council/12022071.pdf към 10. 2011 121.
5. Песешкиан, Н.: Позитивна фамилна терапия. „Славена“, Варна, 1999.
PhD в области психологии
Международный Мастер- тренер
по Позитивной и транскультуральной психотерапии
Шумен, Болгария
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У 18 ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ БОЛГАРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ)
В современном обществе наблюдается стремительный рост агрессивных проявлений, в том числе и в образовательной среде. В психолого-педагогических публикациях, в средствах массовой информации регулярно публикуют информацию, показывающую рост агрессивности у детей и подростков. Тревожным является не столько количественный рост агрессивных действий, сколько опасные тенденции, указывающие на снижение возраста при проявлении агрессивных действий, усиленная жестокость проявления агрессивных действий и увеличение проявлений агрессии, несоответсвующей раздражителю.
Социальные кризисы оказывают отрицательное влияние на все аспекты человеческой жизни. Известен тот факт, что в переломные моменты страдают самые уязвимые группы общества. К такой группе мы можем определить и подростковый возраст, который находится в динамически протекающем переходе от детства к взрослости, характеризующийся противоречивыми тенденциями в процессе формирования личности, дисгармоничностью в отношениях и повышенной конфликтностью. Отсутствие стабильности и безопасности порождают тревожность, напряжение, агрессию и насилие. Социальные факторы углубляют недостатки семейного и школьного воспитания. Противоречия между теоретической и практической моралью, которые взрослые регулярно демонстрируют подросткам, ведет к специфическому «ответу» со стороны подростков. Подростки формируют все более разнообразные формы отклоняющегося поведения и все более опираются на то, чем нас всех одарила природа – на агрессию.
В современной болгарской школе существует тенденция поставить ярлык «агрессивный» каждому ученику, который отреагировал импульсивно или спонтанно. Исследование молодежи предполагает нацеленное внимания к их поведению как феномену, отражающему целостное динамическое развитие. Динамика сочетается с имеющимися социальными способностями молодого человека, которые подталкивают его к развитию Я-образа.
Для раскрытия общего уровня агрессивных тенденций нами был использован тест для определения агрессии (AQ) из Buss и Перри. Изучение особенностей агрессивных действий в школьной среде основано на карте для отбора респондентов, разработанной на основе школьной документации, и использование CFP Розенцвейга и агрессивного ТАТ.
В поисках специфики социальных навыков подростков агрессивной рабочей группы мы использовали тест Гиссена, чье главное преимущество заключается в том, что с его помощью исследуются социальную направленность и реакции индивида. С помощью CFP Розенцвейга и методики Агрессивный ТАТ мы проследили взаимосвязь между событиями и установками агрессивного ответа и когнитивного содержания, определяя агрессивное поведение в исследуемой группе.
В характеристике агрессивного акта в школе мы выделили два основных типа агрессии: проактивная и реактивная.
В нашем исследовании 79,09% опрошенных молодых людей, активно и агрессивно используют все виды агрессии. Разнообразный репертуар агрессивных, смешанных (физическая, вербальная) видов агрессии и проекции модели поведения у 68,2% опрошенных указали, что внешнюю агрессию молодой человек наиболее эффективно использует для самоутверждения.
Изучая динамику формирования агрессивного поведения в школьной среде и связь с психологическими особенностями 18-летних, мы предположили:
1.У 18-летних агрессивных молодых людей существуют противоречия между представлениями о социальной значимости (идеализированной самооценкой) и актуальным (событийным) социальным поведением.
Данное предположение было подтверждено результатами проведенных методик. Агрессивные юноши показали завышенную самооценку, в результате чего формируют ошибочное представление о том, что они сильны и приняты именно потому, что агрессивны. Надменность, центрирующая их на себе, идет рядом с негативным восприятием мира и других людей, а также со стремлением сохранить самоуважение через агрессивное требование от других уважения, почитания и принятия. К фрустрационным событиям агрессивная группа подходит с подчеркнутым обесцениванием и пренебрежением как к критерию Я-эффективности.
В результате исследований было выяснено, что агрессивный ответ является стабильным, а устойчивая агрессивная модель, которую используют подростки из основной группы, основана на враждебности и недоверию к своему окружению и другим людям. Их поведение не обязательно ориентируется на провокации из внешней среды. Эти молодые люди не принимает социальную ситуацию. И независимо от того, будет ли доказана фигура фрустратора, агрессивное поведение присутствует, и это объясняет, почему накопленный гнев направлен в сторону незначительного предмета.
2. Внешнее проявление агрессии у агрессивных молодых людей носит функцию самого эффективного способа самоутверждения в отличии от других юношей, которые также могут проявлять агрессивные акты, но эти акты имеют оборонительную функцию.
Это предположение получило подтверждение в результате использования и обработки результатов по GT, AQ Басса и Перри, CFP Розенцвейга и ТАТ. Гипоманиакальные качества, которыми отличаются наши агрессивные испытуемые, создают хорошую почву для игнорирования нравственных стандартов, а также для того, чтоб агрессивные действия были оправданы с помощью приписывания враждебности и агрессивных намерений другим людям. Их позиция «Хочу, чтоб было по-моему, и хочу это прямо сейчас», вместе с испытываемыми «здесь и сейчас» стеническими отрицательными эмоциями направляют их к рациональным схемам, с помощью которых агрессивные юноши из основной группы толкуют свою агрессию как «справедливый» ответ на случившееся и мотивацию к контролированию и самоутверждению. Обесценивание случившегося вместе со специфическими поведенческими моделями становятся способом агрессивного достижения целей, а также способом психологической разгрузки и удовлетворением потребностей самоутверждения.
Специфика социальных навыков раскрывается через их индивидуальные особенности на основе эмоционального психологического опыта (первичные способности) и понимания когнитивного сознательного опыта (вторичные способности). Оказалось, что чувство собственного достоинства и самоутверждения возникает из следующего утверждения: «Я способен (успешен) только тогда, когда я агрессивен, так что я буду делать это, а ты будешь подчиняться!» 18-летние дети из основной группы имеют выраженные доминирующие характеристики – инфантильность, капризность, претензия на господство, в сочетании с повышенной активностью, легкомыслием и безответственностью.
Наши агрессивные испытуемые также показали, что они имеют представление о роли социально-активной позиции, но не владеют вариативностью занимаемых ролей. Отсутствие одного или обоих родителей лишила их возможности понять важность роли «партнер», поскольку усвоенная в детстве интеракция «индивид – индивид» используется на протяжении всей жизни человека
3. Агрессия и агрессивный молодой человек пользуются контролем над событиями и ситуациями ради получения вторичной психологической выгоды.
Это предположение подтверждается данными, полученными нами из карт для подбора, а также исследованных проекций агрессивной группы с помощью методик Агрессивный ТАТ и результатов методики AQ Басса и Перри. Выстроенные отношения, основанные на вытесненном детском опыте в рамках неполной семьи и фиксация в пубертате, дают информацию о когнитивном содержании. Эти отношения приобретают силу специфических моделей поведения, которые отличаются эмоциональным зарядом.
Наши исследования также показали, что 18-летние юноши усвоили агрессию (в большей степени физическую) в рамках смешанной (физической и вербальной), где вербальная агрессия носит дезадаптивный характер как форма контроля за событиями и ситуациями. Небольшое количество «чистой» вербальной агрессии в составе агрессивного акта свидетельствует о неудачно закрепленном агрессивном импульсе. Психологическое и/или физическое отсутствие матери и/или отца помешали разработать защитную форму зрелого поведения.
Изучение когнитивного содержания показало, что агрессивные юноши из основной группы руководствуются взглядами, которые допускают агрессию как предпочитаемый и оправданный способ справиться с ситуацией. Ошибочно сформированные и истолкованные когнитивные схемы, или эмоционально значимые и интериоризированные в ранний опыт жизненные концепции жестко влияют на поведение подростков и дают им основание оправдать свой гнев и толковать собственную агрессию как «справедливую».
На основании данных в основной группе и на основе установленных особенностей опыта и поведения нами также были дифференцированы пять типов агрессивных 18-летних подростков, которые идентичны с точки зрения динамики формирования агрессивного поведения в школьной среде.
Литература
1. Бончева, И.: Агресията в начална училищна възраст. Стратегии за овладяване и преобразуване. Ин Дизайн Медия. Варна, 2012.
2. Бончева, И.: Психологична психотерапия. „Славена“, Варна, 2013.
3. Пехливанова, М.: Особености на агресивното поведение при момчета и момичета в пубертет и юношество. Trakia Journal of Sciences, Vol.7, Suppl. 2, 2009. pp. 328-333. към 02.2012. 91.
4. Стратегия за превенция на агресивното поведение при подрастващите гр. Шумен (2011-2015) www.shumen.bg/council/12022071.pdf към 10. 2011 121.
5. Песешкиан, Н.: Позитивна фамилна терапия. „Славена“, Варна, 1999.
Делай, как должно, и будь, что будет!
Последнее редактирование: 7 года 10 мес. назад пользователем Vestik.
Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.198 секунд