ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОФТАЛЬМОПАТОЛОГИЕЙ

7 года 10 мес. назад - 7 года 10 мес. назад #182 от Vestik
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОФТАЛЬМОПАТОЛОГИЕЙ

Родина Н.В., доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой дифференциальной и специальной психологии
Посная А.Г., магистр психологии
Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, Украина

Современные исследования в медицине и педагогике показывают, что количество детей с нарушениями зрения увеличивается. По статистике, в Украине ежегодно признают инвалидами в результате недостатков зрения около 12 тыс. лиц, а всего в стране 10 тыс. детей - инвалидов по зрению, из которых свыше 1 тыс. полностью незрячие[2].
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения и изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, опосредствованно влияют на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в учебе, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственном ориентировании, вызывают сложные переживания и негативные реакции, которые проявляются в неуверенности, пассивности, изоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности [7]. То есть, задевается эмоционально-чувственная сфера ребенка.
Одним из проявлений психической деятельности человека есть формы переживания человеком своего отношения к разным объектам – это чувства и эмоции. Чувства и эмоции возникают в процессе деятельности и влияют на ее ход. По мере взросления человека они стают более сложными и приобретают своеобразные формы их выражения. Человек учится руководить своими переживаниями и их проявлениями. Чувство и эмоции выполняют регулирующую, сигнальную функцию, функцию оценки хода и результатов деятельности, мобилизационную, интегративно-защитную функции.
Известно, что дети, имеющие патологию зрительного анализатора, отличаются от здоровых детей развитием интеллекта и личности в целом, что подтверждено специальными психологическими исследованиями. Так у них отмечается повышенная тревожность и агрессивность, определенные особенности коммуникативной и мотивационно-потребностной сфер [7]. Вместе с тем данные исследования касались, в основном, изучения личности детей с помощью опросников, редко задевая особенности влияния сенсорной депривации на глубинно-личностные механизмы.
Актуальность и неотложность изучения проблемы индивидуально психологических особенностей детей с офтальмопатологией, особенно младшего школьного возраста, важна еще и тем, что в настоящее время наблюдается активный процесс интенсификации учебы в начальной школе. К тому же, изменение социально-экономических условий достаточно сильно отразилось на государственной системе помощи детям с ограниченными возможностями, что не исключает определенных изменений в личностном и интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста с патологией зрения, в сравнении с такой же возрастной группой, например, десять лет тому назад [4].
В литературе также указывается на недостаточную разработанность методов профилактических и коррекционных мероприятий для детей с офтальмопатологией. Приводятся лишь разрозненные рекомендации по профилактике и реабилитации нарушений психологического развития. Следовательно, всестороннее изучение личности детей младшего школьного возраста, которые имеют патологию зрительного анализатора, может быть основой для последующей разработки программ коррекции [7].
Таким образом, актуальность исследования этой проблемы как в теоретическом, практическом, так и социальном плане и обусловила выбор темы исследования: «Особенности эмоционального состояния детей младшего школьного возраста с офтальмопатологией».
Цель работы заключается в изучении особенностей эмоционального состояния детей с офтальмопатологией.
В психологии понятие «эмоции» раскрывается многими авторами. В научной литературе существует множество классификаций и определений эмоций, но мы рассмотрим некоторые из них.
О. Маурер утверждал, что эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых, факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем научением. Он придерживался позиции, что эмоции чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вовсе не заслуживают такого противопоставления «ума» (в бытовом понимании этого слова) [9].
Л.И. Божович определяла эмоции как «первичные формы психической жизни», между тем указывая на их важную роль в становлении компенсаторных возможностей личности и взаимодействии личности и окружающей среды.
Рассмотрим развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях в психологической науке некоторых авторов. Например, Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений заключается в том, что эмоции или полезные, или представляют собой лишь остатки (рудименты) разных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный мужчина краснеет, трудно дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, которые обеспечивают мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у предков человека (обезьян) эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Тем самым Ч.Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой бездны между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей есть много общего [6].
Американский психолог В. Джемс, который в конце XIX века писал: «Что касается «научной психологии» ощущений, то, по-видимому, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся заманчивость истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа». [3, с. 274]
Согласно теории Д. Рапопорта, воспринимаемый внешний объект служит инициатором несознательного процесса, который мобилизирует инстинктивную нервную энергию. Эта энергия реализуется с помощью эмоциональных процессов - «эмоционального выражения» и «эмоционального чувства». Данные процессы могут возникать как симультанно, так и следовать один за другим или же могут быть одиночными. Если же инстинктивная нервная система не находит открытые свободные пути проявления (тот случай, когда инстинктивные требования конфликтные), она разряжается через другие каналы. Поскольку в человеческой культуре достаточно редко мы можем встретить открытые пути проявления инстинктов, тогда как эмоциональная разрядка разной интенсивности через непрямые каналы случается постоянно. Таким образом, в нашей психической жизни кроме искренних эмоций (гнева, страха и прочих) существует целая иерархия эмоциональных явлений, ранжированных от наиболее интенсивных к умеренным, конвенциональным, интеллектуализованным [10].
Исходя из теоретических основ изучения эмоциональных состояний детей с офтальмопатологией, можно отметить следующие тенденции. Эмоции имеют значительную физиологическую составляющую, которая имеет своей целью подготовку организма к определенной деятельности. Одна из важнейших особенностей эмоций – их идеаторный характер, то есть способность формироваться относительно ситуаций и событий, которые реально в этот момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или представляющих ситуациях. Другая важная особенность - их способность к обобщению и коммуникации, из-за чего эмоциональный опыт содержит в себе не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, которые возникают в ходе общения, восприятия произведений искусства, и тому подобное. У человека эмоции порождают переживание удовлетворения, недовольства, страха, робости, и тому подобное, играя роль ориентирующих субъективных сигналов, которые сводятся именно к процессу внутренней регуляции деятельности.
Младший школьный возраст (7-11 лет) - начало школьной жизни ребенка. Он соответствует годам учебы в начальных классах общеобразовательной школы.
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется следующими особенностями:
1. Легкой чуткостью к событиям, которые происходят, и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности, эмоциями.
2. Непосредственностью и откровенностью в проявлении своих переживаний-радости, печали, страха, удовлетворения или неудовлетворения.
3. Готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности, в своих силах, невозможностью справиться с заданием; школьник чувствует угрозу своему статусу в классе, семье.
4. Большой эмоциональной неустойчивостью, частым изменением настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности, склонностью к кратковременным и бурным аффектам).
5. Емоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение с однолетками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов, учителем и одноклассниками.
6. Свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, равно как и толкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, относительно которых у детей этого возраста уже есть четкие представления, какие они могут выразить вербально, называя пять синонимических слов, которые обозначают эти эмоции [5].
Особенное внимание многие авторы уделяют кризису 7-ми лет. По мнению Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка. И поэтому эмоциональная сфера ребенка так же страдает: в этот период, по словам Выготского, проявляется обобщение внимания. Ребенок в этот период переживает неудачи в учебе, в общении, что может привести к формированию аффекта: например, чувство неполноценности, снижение самооценки [1].
В Украине на сегодняшний день значительное количество детей имеют патологию анализаторов: зрительного, слухового, тактильного и пр. В связи с этим отечественные ученые активно разрабатывают новое направление в психологии, которое объясняет развитие детей с определенными нарушениями.
Как указывают Н.В. Родина и Л.О. Насинник, существует ряд гипотез относительно взаимосвязи патологии органов зрения и психических влияний. Однако, по мнению авторов, в литературе отсутствуют систематизированные данные относительно психоэмоциональных факторов и их роли в развитии разных расстройств органа зрения, которое требует более детального изучения [8].
Дети с офтальмопатологией испытывают не только сенсорную, но и психическую депривацию. Нарушение зрительных анализаторов, а в результате - ухудшение зрения, потеря зрения отражается и на психическом развитии ребенка. Им в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых основных жизненных потребностей.
Нами было проведено исследование, в котором принимали участие 31 ребенок с офтальмопатологией в возрасте 7-12 годов (средний возраст 8,839±0,25). За половым составом испытуемые распределились следующим образом: 10 мальчиков (32,3%) и 21 девочек (67,7%). 17 пациентов (54,8%) были госпитализированы впервые, 14 пациентов (45,2%) – повторно. В стационаре пациенты проводили от 2 до 15 койко-дней, в среднем – 6,807±0,83 дней.
Клинические диагнозы и их частоты приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Клинические диагнозы и их частоты



Выборка испытуемых сформирована таким образом, чтобы можно было определить представленность основных нозологических групп патологии зрительного анализатора у детей младшего школьного возраста. Для исследования эмоционального состояния детей были применены 3 методики, а именно: метод цветовых выборов М. Люшера, метод портретных выборов Л. Сонди, а также тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен). Все эти методики характеризовались неструктурированностью стимульного материала, а также направленностью на изучение глубинно-психологических качеств.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дети с офтальмопатологией с предоперационным вмешательством находятся в состоянии острой фрустрации. Их эмоциональное состояние определяет ощущение недостатка персональной любви, принятия со стороны близких лиц. Для них также является характерной заниженная самооценка, утаивание актуальных желаний и их фантазийное или псевдологическое отреагирование, ощущение разочарования, неспособность принять реальную обстановку, выраженный физиологический дискомфорт.
У детей с офтальмопатологией чувство тревоги возникает в большинстве жизненных ситуаций, а чаще всего в ситуациях, связанных с агрессией и изоляцией, что связано с их физической несостоятельностью в результате патологии зрения. Наименьшую тревожность они чувствуют, когда находятся в отношениях, в которых оказывается родительская поддержка, где есть возможность общаться с детьми без риска агрессивных проявлений с их стороны, а также в ситуациях самостоятельного выявления навыков самообслуживания.
Сложность операционного вмешательства влияет на рост тревожности у детей с офтальмопатологией в ситуациях самообслуживания, а также в ситуациях эмоционального неприятия ребенка (игнорирования, изоляции). Чем больше времени они должны провести в стационаре, тем более они чувствуют потребность в привязанности к значимому объекту, а также ощущению, беспомощности, безнадежности и бессилия.
Повторная госпитализация приводила к тому, что дети с офтальмопатологией чувствовали подавленное эмоциональное состояние, пессимистически оценивали будущее и острее испытывали недостаток привязанности со стороны значимого окружения.
В предоперационный период 29% исследованных детей с офтальмопатологией характеризовались аффективно-экзальтированным паттерном эмоционального реагирования на стрессовую ситуацию, 55% – агрессивным паттерном реагирования и 16% – астено-тревожным паттерном эмоционального реагирования на стресс, связанных с операцией.

Литература:


1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464с.
2. Васильева А. «Киевстар» помогает детям увидеть мир [Електроний ресурс] / А.Васильева Режим доступу до файлу: 1k.com.ua/342/details/3/16.
3. Джемс У. Психология. - М., 1991. - Гл. XXIV. С.275
4. Дуткевич Т.В. Детская психология. Стр.300-301
5. Закаблук А. Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. - Л., 1985. - С. 30-39.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001 – 432с.
7. Лангмейер Й. Психологическая депривация в детском возрасте / Й.Лангмейер, З.Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 1984. – С.247
8. Родина Н. В. Теоретико-эмпирические аспекты изучения психосоматических компонентов офтальмологических заболеваний / Н. В. Родина, Л. О. Насинник // Наука і освіта. – 2012. – № 3. – С. 91–94.
9. Mowrer О. H. Learning theory and behavior. / О. H. Mowrer. - New York: John Wiley, 1960. – 307р.
10. Rapaport D. On the psychoanalytic theory of motivation. / D. Rapaport // Nebraska Symposium on Motivation /M.R. Jones. — Lincoln: University of Nebraska Press, 1960. – Р. 173-257.

Делай, как должно, и будь, что будет!
Вложения:

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.397 секунд