КАК МЫ ПОНИМАЕМ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

7 года 2 мес. назад #169 от Vestik
КАК МЫ ПОНИМАЕМ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Розанов В. А.
профессор кафедры клинической психологии
Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, Украина

Концепция психического здоровья до настоящего момента не является чем-то окончательно устоявшимся. Кем-то в свое время было очень удачно сказано, что психически здоровый человек – это человек, который живет так, что не мучает ни себя, ни других. Определение очень емкое и предельно ясное любому, однако таким определением нельзя пользоваться в научных целях. Существует дискуссия между представителями психиатрии и психологии относительно того, что считать психическим здоровьем и каковы признаки психически здоровой личности. Кроме того, дискутабельным является вопрос о правомочности такого понятия, как психологическое здоровье. Многие авторы, на наш взгляд совершенно обоснованно считают, что если понятие психическое здоровье в большей степени ассоциировано с психическими процессами и механизмами развития тех или иных нарушений в психике, то понятие психологического здоровья в большей степени относится к личности в целом и отражает духовные пути ее развития (Дубровина, 1997; Шувалов, 2007).
Сложность заключается в том, что психическое здоровье – многоплановая, многосторонняя категория, которой трудно дать четкое и ясное определение. Кроме того, есть существенное различие между тем, что принято именовать психическим здоровьем личности и психическим здоровьем популяции. В первом случае мы сталкиваемся с великим множеством определений и подходов, сформулированных различными авторами, от Аристотеля в античности до психологов и психиатров современности. Во втором случае, наряду с оценкой психологического благополучия – этого ключевого компонента психического здоровья, а также удовлетворенности жизнью как показателя, что с человеком в целом все в порядке в психологическом и социальном плане, речь идет также и о распространенности психических заболеваний и расстройств. С целью контроля психического здоровья больших популяций возникла психиатрическая эпидемиология – сравнительно новое направление знаний, которое занимается статистикой нарушений психического здоровья, так же, как изучается распространенность иных инфекционных и неинфекционных заболеваний, например инфарктов, инсультов, диабета, артрита и т.д. (Розанов В.А., 2014).
В концепции психического здоровья самым непосредственным образом отражается био-психо-социальный синтез, т.е. понимание того, что вся психическая жизнь и здоровье человека зависят от трех важнейших сфер. Это биологические (главным образом, генетические) факторы, психологические особенности, присущие личности, а также социальные факторы, отражающие конкретные условия существования человека в социуме, его взаимоотношения, социальное и имущественное положение, роль в жизни общества и т.д. (Friedli, 2009).
Необходимо отметить, что понимание психического здоровья весьма неоднородно в различных культурных и ментальных «системах координат». Иными словами, психическое здоровье – культурно обусловленный феномен, по-разному понимаемый в рамках различных цивилизаций. Так, например, индийская психиатрия выстраивает представления о психическом здоровье на основе традиционных древнееиндийских представлений о душе и психике (Shamasundar, 2008; Thirunavukarasu, 2011). В европейской традиции, к которой в значительной степени сегодня принадлежит и славянская цивилизация, наряду с используемым понятием «душевное здоровье», который предусматривает триединство человека (тела, душа, дух), приоритет все же отдается позитивисткому подходу. Это связано в основном с тем, что этот подход использует объективно определяемые и оцениваемые операционализированные показатели.
Обзоры сущности понятия, определений и методов измерений психического здоровья, проведенные в рамках кафедральной темы вынуждают констатировать, что проблема далеко не решена и концепция психического здоровья не имеет окончательных формулировок. Существует несколько подходов к проблеме, отражающих преимущественно медицинский или психологический взгляд. Большинство авторов сходятся в том, что признать психическим здоровьем просто отсутствие психических расстройств или болезней – это слишком упрощенный подход. В рамках современной западной психологии и психиатрии сформировался ряд взаимно перекрывающихся в смысловом отношении конструктов, описывающих психическое здоровье и его составляющие. В традиционных культурах этим взглядам соответствуют гораздо более древние представления, среди которых преобладают представления о душе или иные традиционные взгляды о сущности психики.
В некотором смысле здесь мы сталкиваемся с двумя традициями – позитивистской, стремящейся все определить и систематизировать, и нематериалистической духовной традицией, опирающейся на непознаваемое и понимаемое интуитивно. Конечно же, психическое здоровье – очень тонкая субстанция, которая не может быть сведена к неким показателям, какими бы продуманными они ни были. Это всего лишь показатели, которыми удобно пользоваться для исследовательских целей. В то же время, представления о душе, в частности, взгляды Аристотеля, в значительной степени резонируют с теоретическими воззрениями на психическое здоровье в контексте био-психо-социального подхода.
Пристальное внимание к наследию Аристотеля определенным образом преодолевает более поздний декартовский дуализм в сфере понимания психического здоровья и позволяет сегодня опираться на концепт эвдемонического благополучия как ключевого элемента психического здоровья. Концепция эвдемонического благополучия, которая традиционно противопоставляется гедонистическому благополучию, также операционализирована, имеются соответствующие опросники, что позволяет осуществлять эмпирические исследования в данной сфере.
В практическом плане важным выводом является то, что каждое из относительно независимых измерений психического здоровья (его позитивный компонент – wellness, и негативный – illness), могут быть измерены на популяционном уровне с помощью самостоятельных подходов. При обсуждении психического здоровья больших групп и контингентов людей первостепенное значение придается оценке распространенности тех или иных психических заболеваний, расстройств или проблем. Это рассматривается как психическое здоровье населения в его традиционном понимании. При оценке индивидуального психического здоровья учитывается как выраженность негативных проявлений (радикалы депрессивности, тревожности, зависимостей), так и позитивного компонента (вера в будущее, оптимизм, наличие смысла в жизни, способность противостоять стрессовым ситуациям).
Литература:

1. Розанов В.А. Стресс и психическое здоровье (нейробиологические аспекты) // Социальная и клиническая психиатрия. – 2013. – Т.23(вып.1). – С.79-88.
2. Розанов В.А. Рост нарушений психического здоровья в мире – психиатрическая эпидемиология современности // Уральский журн. психиатрии, наркологии и психотерапии. – 2015. – Т.3(1). – С. 6-21.

Делай, как должно, и будь, что будет!

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.410 секунд