ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО СТРИТ-АРТА, КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

7 года 2 мес. назад #193 от Liudmyla.Smokova
Коробицына М.Б.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ИИСТ ОНУ имени И.И. Мечникова
.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО СТРИТ-АРТА, КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.


Современный мир информационных технологий значительно трасформировал восприятие человеком происходящих в нём событий и способы социальной коммуникации.
Это обусловлено:
- широким распространением интернет-технологий,
- возможностью получать огромные потоки разнонаправленной информации,
- перемещением живого общения в социальные сети и
- формированием привычки к малоподвижныму образу жизни.
На базе лаборатории клиничекой, реабилитационной психологии и психологических експертиз (КРППЭ) института информационых и социальных технологоий ОНУ имени И. И. Мечникова, был проведен теоретико-методологический анализ мирового опыта в области современных способов передачи социально значимой информации.
По результатам анализа были сделаны следующие выводы:
1. Современные способы передачи социально значимой информации предполагают ведущую роль оптического гнозиса. При этом, удельный вес значения влияния других видов гнозиса (слухового, тактильного, вкусового), а так же гибридного варианта гнозиса (например при просмотре фильма в кинотеатре с одновременным потерблением попкорна, чипсов и прохладительных напитков), значительно снизился.
2. Поскольку при оптическом чувственном восприятии, объём передаваемой информации увеличивается в десятки раз, именно на ярких зрительных образах построены инновационные технологи коммуникации, обучения, развития, лечения (психотерапии) и социальной работы.
3. Во всех крупных городах мира (среди них Париж, Нью-Йорк, Берлин, Барселона) элитарным искусством и, вместе с тем, одним из видов социальной коммуникации, становится стрит-арт (уличное искусство). При этом, в ряде городов мира в бюджет города вписан определенный процент, который тратится на уличное искусство.
4. Последний факт свидетельствует о важности подобных проектов.
5. В Украине стрит-арт является малоизученной областью искусства и социальной комуникации.
Далее, для определения восприятия уличного искусства, как явления, было проведено следующее пилотажное исследование.
С помощью специально составленной анкеты, сотрудники лаборатории КРППЭ опросили 123 жителя города Одессы, в возрасте от 14 до 70 лет (одну треть опрошенных составили подростки в возрасте от 14 до 18 лет), 72 респондента - женского пола и 51 - мужского.
Анкета содержала 12 основных вопросов, отражающих отношение горожан к уличному искусству и восприятие его различных видов.
Были получены следующие результаты.
1. Большинство опрошенных относятся к уличному искусству толерантно.
2. Более половины опрошенных отождествляют граффити (спрэй-арт) и стрит-арт, не улавливая большой разницы.
3. После разъяснения разницы между граффити и стрит-артом, две трети опрошенных выразили негативное отношение к граффити. Вместе с тем, выразили предпочтение стрит-арту (в виде росписей зданий геометрическими и сюжетными рисунками, муралами, а так же в виде объемных живописных изображений на асфальте).
4. 90% опрошенных считают стрит-арт способом общения художника с городом и обществом.
5. 10% считают, что стрит-арт является способом самовыражения молодёжи.
6. По мнению 90% опрошенных уличное искусство «украшает город», «оживляет серые фасады», «облагораживает депрессивные районы».
7. Большинство горожан считает, что образы должны быть «позитивными», «жизнеутверждающими», яркими и красочными.
8. Яркие позитивные образы, по мнению большинства горожан, «поднимают настроение», вызывают желание «жить и работать», «делать добро».
9. 99% респондентов отметили, что рисунки должны быть выполнены профессионально.
10. 80% согласились с утверждением, что рисунки, содержащие смысловые значения добра, мира и любви способствуют формированию нравственного благополучия населения.
11. Родители детей, которые учатся в школе « ОРАВНЕР ХАБАТ» г. Одессы, здание которой оформлено художником А. Шкуратом, отметили познавательную стимуляцию росписи школы. («В такую школу хочется спешить каждый день».)
12. Отдельно, родители отметили, что геометрические рисунки на здании школы (« ОРАВНЕР ХАБАТ» г. Одессы) способствуют эстетическому развитию детей.
13. 98% опрошенных одобрительно отнеслись к идее художественного оформления школ Одессы.
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Ведущим современным способом передачи социально значимой информации во всем мире является воздействие на оптический гнозис.
2. Поскольку оптическое чувственное восприятие является сложным процессом и одновременно сложно огранизованной системой, при его использовании объём передаваемой информации увеличивается в десятки раз.
3. В мировой практике организации социальной коммуникации распространенными методами являются стрит-арт и граффити.
4. Большинство опрошенных жителей Одессы предпочитают стрит-арт, и негативно относятся к граффити.
5. По мнению 90% опрошенных уличное искусство «украшает город», «оживляет серые фасады», «облагораживает депрессивные районы». А рисунки, содержащие смысловые значения добра, мира и любви способствуют формированию нравственного и эмоционального благополучия населения.
6. Особенности воздействия стрит-арта, как способа социальной коммуникации требуют дальнейшего изучения.
Использованная литература.
1. Вартанов, А.В. К исследованию семантического графического пространства // Психологический журнал. 1987. Т 8. №2. с. 58-65.
2. Волков, Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. 213 с.
3. Демидов, В. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 240 с.
4. Измайлов, Ч.А., Соколов, Е.Н., Черноризов, А.М. Психофизиология восприятия. М.: Издательство МГУ, 1989. 206 с.
5. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1980. 368 с.
6. Коробицына М. Б. Терапия творческим самовыражением. АВГ.: 2014. 24. с.
7. Сукретная, Л.П., Шехтер, Л.М. Семантическое пространство искусственных цветовых названий // Вест. МГУ. Сер. псих. 1992. №1. с. 3-14.
8. Фриллинг, Г., Ауер, К. Человек-цвет-пространство. М.: 1973. 120 с.
9. Яньшин, П.В. Рисунок как фактор психической регуляции // Прикладная психология. 2000. №4. с. 14-27.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.222 секунд