ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА РЕГУЛЯЦИЮ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ФАКТОВ ИСТОРИИ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ
7 года 9 мес. назад - 7 года 9 мес. назад #167
от Vestik
Делай, как должно, и будь, что будет!
Vestik создал тему: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА РЕГУЛЯЦИЮ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ФАКТОВ ИСТОРИИ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ
УДК 159.923:159.942.5
Волженцева Ирина Викторовна,
доктор психологических наук, профессор, академик Украинской технологической академии, профессор кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, профессор кафедры психологии, Переяслав-Хмельницький государственный педагогический университет
имени Григория Сковороды
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Предложена полифункциональная регуляция психических состояний личности эмоциогенными способами. Представлена периодизация эмпирического опыта в контексте изучения фактов истории воздействия эмоциогенных способов на психическое состояние человека. Уточнен понятийный аппарат, раскрыто сущность эмоциогенных способов. Охарактеризовано сущность феномена эмоционального реагирования. Представлена обобщающая модель, иерархизация уровней эмоционального реагирования, проанализирована сущность их показателей. В рамках рекомендательной экстраполяции, предложено междисциплинарное использование иерархии уровней эмоционального реагирования на звукоцветовую регуляцию.
Ключевые слова: эмоциональное реагирование, полифункциональная регуляция, эмоциогенные способы, исторические факты, экстраполяция.
Постановка проблемы. В научной литературе недостаточно внимания уделяется изучению феномена «эмоциональное реагирование». Тем не менее, в повседневной жизни, данное явление имеет место и широкое практическое проявление в острых эмоциональных реакциях, возникающих в ответ на различные раздражители. Именно нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования, которое по Е.П.Ильину является самостоятельным феноменом, характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом) [5], что имеет место и подтверждено в нашем экспериментальном исследовании [1]. Данной точки зрения придерживаются Ж.П.Сарт [9] и П.В.Симонов [10], которые эмоциональное реагирование рассматривают как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования человека произошли какие-то отклонения.
Своеобразным способом регуляции многих негативных состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию. В нашем исследовании [3] таковыми являются эмоциогенные способы - это различные эмоционально окрашенные приемы, которые оцениваются человеком как значимые, способные изменить состояние, рождать, развивать, вызывать у субъекта ту или иную эмоцию, эмоциональные переживания, причем, эмоциогенность зависит от цели регуляции (релаксация / активизация), мотивации и потребностей личности, определяется силой воздействия метода, значимостью раздражителя, который вызывает эмоциональные реакции человека: изменения в вегетативных системах, поведении, экспрессии и т.д.
Изучение фактов истории воздействия эмоциогенных способов на психическое состояние человека даёт возможность представить периодизацию эмпирического опыта: период накопления эмпирических фактов, период теоретического осмысления, период практического использования на производстве, период утраты интересов, период повышения интересов других сфер жизнедеятельности прикладного характера, период междисциплинарного использования полученных данных.
Именно выявление последнего периода истории воздействия эмоциогенных способов на психическое состояние человека - периода междисциплинарного использования полученных данных, дает основание для разработки иерархизации уровней эмоционального реагирования на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами.
Эмоциогенные способы регуляции психических состояний в нашем исследовании представлены комбинированными блоками перцептивной психотерапии: блока звукотерапии (музыка, биозвуки и бинауральные звуки) и блока цветотерапии (цвета (хроматические и ахроматические), объекты (природные и созданные человеком), графические способы (четкое и расплывчатое изображение), полимодальным образованием и результатом интеграции которых является структурное единое образование, обуславливающее регуляцию состояний [1].
Эмоциональное реагирование человека на предложенную нами звукоцветовую регуляцию представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического состояния.
Цель статьи - проанализировать уровни эмоционального реагирования на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами в контексте рекомендательной экстраполяции с учетом исторических фактов воздействия эмоциогенных способов.
Результаты исследования. Учитывая многоуровневость и многокомпонентость эмоциональных реакций в связи со сложной деятельностью корковых и подкорковых отделов мозга [5], регулирующий эффект эмоций в протекании всех психических процессов, сущность феномена эмоционального реагирования, степень эффективности воздействия звукоцветовых программ, междисциплинарность понятия «состояние» в контексте рекомендательной экстраполяции, то есть логико-методологической процедуры перенесения имеющихся психологических характеристик, выводов, полученных в результате нашего экспериментального исследования [2] из одной области в другую, мы рассмотрим иерархизацию уровней эмоционального реагирования на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами (см. рис. 1).
Эмоциональное реагирование на звукоцветовую регуляцию проявляется на различных уровнях: на уровне сознания – в виде образов, представлений, эмоционального отклика; на уровне состояний - трансформация деструктивных состояний: тревоги, страха, агрессии в позитивные, интеллектуальные эмоции познавательного характера: любопытство, уверенность, успех; на мышечном уровне - в виде релаксации: расслабление мышечных зажимов (парасимпатическая нервная система) или активизации: мышечная активность (симпатическая нервная система).
Рассматривая иерархизацию уровней эмоционального реагирования на звукоцветовую регуляцию, необходимо отметить, что различные процессы имеют различный темп колебания. В частности, психические свойства личности изменяются быстрее социальных свойств, но медленнее, чем психические процессы, изменение которых происходит, в свою очередь, медленнее изменений психических состояний [8]. Между этими свойствами существует как прямая, так и обратная зависимость: воздействуя на быстротекущие свойства, можем постепенно перейти к изменению инерционных свойств, и наоборот, но обратный путь – более медленный. Взаимосвязь между инерционными и быстрыми свойствами позволяет провести логическую цепочку воздействий через состояния на свойства. Эти особенности позволяют говорить о возможности регуляции на психофизиологическом и психическом уровнях. Так, особое внимание физиологическим проявлениям уделяли в своей теории эмоций У.Джеймс [6] и Г.Ланге [7], которые доказали, что эмоция проявляется только при наличии физиологических изменений: в центральной нервной системе, железах внутренней секреции, на вегетативном уровне (систолическое (ВГ), диастолическое (НГ), пульс (ЧСС), что отражено в нашей иерархизации уровней эмоционального реагирования на звукоцветовую регуляцию (см. рис. 1). R. W. Levinson также обнаружил, что отрицательные эмоции вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные, независимо от пола, возраста и культурной принадлежности [13].
Рассматривая возможность регуляции на психическом уровне, необходимо отметить, что эмоциональное реагирование звукоцветовой регуляции происходит на уровне психических процессов - улучшение внимания, памяти, мышления, воображения; на уровне личностных свойств человека - достижение субъективного уровня благополучия интеллектуальных, характерологических, темпераментальных особенностей (воздействие на черты личности происходит на протяжении более длительного времени - месяцы, годы) [11, 190–201]; на клеточном уровне – нормализация мозгового кровообращения, возникновение синхронизации ритмической активности мозга [12, 86; 536].
Выраженность психофизиологических сдвигов зависит не только от интенсивности эмоционального реагирования, но и от его знака. В исследованиях T.Lykken [14], Е.П.Ильина [5] приводится сводка экспериментальных данных об изменении гормонов в крови при различных эмоциональных состояниях. В частности, обнаружено, что при эмоциях стенического типа выделяется адреналин (эпинефрин), а при эмоциях астенического типа - норадреналин (норэпинефрин).
Предложенные эмоциогенные способы регуляции, иерархия уровней эмоционального реагирования на звукоцветовую регуляцию, могут быть использованы исследователями, которые непосредственно соприкасаются с вопросами психических состояний людей и занимаются физиологией и неврологией, этологией и физиологической психологией, психологией личности и социальной психологией, клинической психологией и психиатрией, педагогикой и медициной.
То есть, знание особенностей проявления эмоционального реагирования может быть обобщено с позиций системного подхода и использоваться в философии - для нормативной регуляции поведения людей; социологии – для регуляции в технологии управления конфликтом и социокультурной регуляции, связанной с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей; в физиологии - для регуляции внутренней среды организма, единой нейро-гуморальной регуляции, гомеостазе, барьерных функциях организма, регуляции активности генов при созревании клеточных РНК; в психологии - для изучения развития регуляции поведения и адаптации к окружающей ситуации и среде; в педагогике – для волевой регуляции - самоприказы и двигательной (мышечной) разрядки; в медицине – для эндокринной регуляции физиологических функций в норме и патологии, влияния подкорковых образований головного мозга в нервной регуляции кроветворения.
Выводы. Таким образом, мы рассмотрели эмоциональное реагирование на регуляцию эмоциогенными способами в контексте периодизации фактов истории их воздействия – период междисциплинарного использования полученных данных. Иерархизация уровней эмоционального реагирования на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами подана в рекомендательной экстраполяции, в нашем исследовании нашла отражение в ряде уровней регуляции состояний: эмоционально-волевом (выполняющий ряд функций, главной из которых является регулятивная), физиологическом (вегетативная система, регуляция биохимической динамики организма), когнитивном (усвоение знаний, законов, правил, речемыслительный аспект), конативном (мотивированное поведение, производительность труда) и схеме структурно-психологического перехода от регуляции психических состояний эмоциогенными способами к саморегуляции [4]. Доказано, что в любом психофизиологическом состоянии все эти уровни должны быть представлены, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение об имеющемся у человека состоянии. Мы достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей, благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования [5].
Перспективами дальнейших разработок полифункциональной регуляции эмоциогенными способами с помощью звукоцветовых и других программных комплексов является межнаучное, интегрированное, комплексное рассмотрение проблемы полифункциональной регуляции на мышечном, клеточном, гормональном и физиологическом уровнях.
1. Волженцева И. В. Генезис полифункциональной регуляции психических состояний личностиэмоциогенными способами: дисс. … д-ра психол. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии» / Волженцева Ирина Викторовна; Одес. нац. ун-т им. И. И. Мечникова. – Одесса, 2013. – 535с.
2. Волженцева И. В. Методологические и теоретико-эмпирические исследования полифункциональной регуляции психических состояний личности эмоциогенными способами: монография / И. В. Волженцева // Макеевский экономико-гуманитарный институт. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Донбасс, 2012. – 536 с.
3. Волженцева И. В. Полифункциональная регуляции психических состояний студентов эмоциогенными способами / И. В. Волженцева // Общество Науки и Творчества. Международный научный журнал «Science Time» / Под общ. Ред. С. В. Кузьмина. – Казань. – 2014. - №10 (10). – С. 89 – 97.
4. Волженцева И. В.Структурно-психологический переход от регуляции к саморегуляции психических состояний личности эмоциогенными способами / И. В. Волженцева // Международный научный журнал «INNOVATIVE SOLUTIONS IN MODERN SCIENCE» (Інноваційні рішення в сучасній науці) / Изд-во: «ТК Меганом», Дубай, 2016. - № 1 (1). - С. 128-132.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства : учеб. пособ. / Е. П. Ильин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – С. 524-527.
6. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – СПб. : Изд. К. Л. Риккер, 1905. – 448с.
7. Ланге Г.К. Душевные движения. Психофизиологический этюд / Г.К. Ланге. – СПб., 1896. – С. 37, 39; 112-130.
8. Пейсахов Н. М. Теория, методика и практика психофизиологического исследования в высшей школе / Н. М. Пейсахов // Теоретические и прикладные исследования по психологии / Р. В. Габдреев, Г. А. Кашина, М. М. Гарифуллина, Н. М. Пейсахов. – Казань : КГУ, 1977. – 180 с.
9. Сарт Ж.-П. Очерк теории эмоций. Психология эмоций. Тексты / Ж. П. Сарт. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 342 с.
10. Симонов П. В. Исследование эмоциональных реакций животных и человека в научных учреждениях США / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. – 1968. – Вып. 5. – С. 836- 849.
11. Цагарелли Ю. А. Функциональная музыка в структуре психологической службы ВУЗа / Ю. А. Цагарелли // Психологическая служба в ВУЗе : сб. статей / научн. ред. Н. М. Пейсахов. – Казань, 1981. – 240 с.
12. Элькин В. Целительна магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней / В. Элькин. – СПб. : Респекс, 2000. – 224 с.
13. Levinson R. W. Autonomic nervous system differences among emotions / R. W. Levinson // Psychological Science. – 1992. – V. 3 (1). – P. 23-27.
14. Lykken T. Neuropsychology and psychophysiology in personality research / T. Lykken // E. Borgatta and W. Lambert (eds.) Handbook of Personality, theory and research. – Chicago : Rand McNally, 1961. – Р. 139 – 153.
Volzhentseva Irina Viktorovna,
Dr. of psychological Sciences, professor of psychology and pedagogy department of preschool education, professor of psychology department, the Academician of Ukraine Technological Academy Pereyaslav-Khmelnytskyi State Pedagogical University named after Hryhoriy Skovoroda
EMOTIONAL REACTION TO REGULATION
BY EMOTIO-GENNIC MEANS IN THE PERIODIZATION CONTEXT OF THE HISTORY FACTS OF THEIR INFLUENCE
Annotation. Poly-functional regulation of mental conditions of the person is offered in the emotio-genic means. The periodization of empirical experience in a context of the facts studying history of influence the emotio-genic means on a mental condition of the person is presented. The conceptual framework is specified, a substance the emotio-genic means is opened. It is characterized a substance of a phenomenon of emotional reaction. The generalizing model, hierarchization of levels of emotional reaction is presented; the substance of their indexes is analyzed. Within recommendatory extrapolation, cross-disciplinary use of hierarchy of levels of emotional response to a sound color regulation is offered.
Key-words: emotional reaction, poly-functional regulation, emotio-genic means, historic facts, extrapolation.
Волженцева Ирина Викторовна,
доктор психологических наук, профессор, академик Украинской технологической академии, профессор кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, профессор кафедры психологии, Переяслав-Хмельницький государственный педагогический университет
имени Григория Сковороды
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА РЕГУЛЯЦИЮ
ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ФАКТОВ ИСТОРИИ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ФАКТОВ ИСТОРИИ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Аннотация. Предложена полифункциональная регуляция психических состояний личности эмоциогенными способами. Представлена периодизация эмпирического опыта в контексте изучения фактов истории воздействия эмоциогенных способов на психическое состояние человека. Уточнен понятийный аппарат, раскрыто сущность эмоциогенных способов. Охарактеризовано сущность феномена эмоционального реагирования. Представлена обобщающая модель, иерархизация уровней эмоционального реагирования, проанализирована сущность их показателей. В рамках рекомендательной экстраполяции, предложено междисциплинарное использование иерархии уровней эмоционального реагирования на звукоцветовую регуляцию.
Ключевые слова: эмоциональное реагирование, полифункциональная регуляция, эмоциогенные способы, исторические факты, экстраполяция.
Постановка проблемы. В научной литературе недостаточно внимания уделяется изучению феномена «эмоциональное реагирование». Тем не менее, в повседневной жизни, данное явление имеет место и широкое практическое проявление в острых эмоциональных реакциях, возникающих в ответ на различные раздражители. Именно нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования, которое по Е.П.Ильину является самостоятельным феноменом, характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом) [5], что имеет место и подтверждено в нашем экспериментальном исследовании [1]. Данной точки зрения придерживаются Ж.П.Сарт [9] и П.В.Симонов [10], которые эмоциональное реагирование рассматривают как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования человека произошли какие-то отклонения.
Своеобразным способом регуляции многих негативных состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию. В нашем исследовании [3] таковыми являются эмоциогенные способы - это различные эмоционально окрашенные приемы, которые оцениваются человеком как значимые, способные изменить состояние, рождать, развивать, вызывать у субъекта ту или иную эмоцию, эмоциональные переживания, причем, эмоциогенность зависит от цели регуляции (релаксация / активизация), мотивации и потребностей личности, определяется силой воздействия метода, значимостью раздражителя, который вызывает эмоциональные реакции человека: изменения в вегетативных системах, поведении, экспрессии и т.д.
Изучение фактов истории воздействия эмоциогенных способов на психическое состояние человека даёт возможность представить периодизацию эмпирического опыта: период накопления эмпирических фактов, период теоретического осмысления, период практического использования на производстве, период утраты интересов, период повышения интересов других сфер жизнедеятельности прикладного характера, период междисциплинарного использования полученных данных.
Именно выявление последнего периода истории воздействия эмоциогенных способов на психическое состояние человека - периода междисциплинарного использования полученных данных, дает основание для разработки иерархизации уровней эмоционального реагирования на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами.
Эмоциогенные способы регуляции психических состояний в нашем исследовании представлены комбинированными блоками перцептивной психотерапии: блока звукотерапии (музыка, биозвуки и бинауральные звуки) и блока цветотерапии (цвета (хроматические и ахроматические), объекты (природные и созданные человеком), графические способы (четкое и расплывчатое изображение), полимодальным образованием и результатом интеграции которых является структурное единое образование, обуславливающее регуляцию состояний [1].
Эмоциональное реагирование человека на предложенную нами звукоцветовую регуляцию представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического состояния.
Цель статьи - проанализировать уровни эмоционального реагирования на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами в контексте рекомендательной экстраполяции с учетом исторических фактов воздействия эмоциогенных способов.
Результаты исследования. Учитывая многоуровневость и многокомпонентость эмоциональных реакций в связи со сложной деятельностью корковых и подкорковых отделов мозга [5], регулирующий эффект эмоций в протекании всех психических процессов, сущность феномена эмоционального реагирования, степень эффективности воздействия звукоцветовых программ, междисциплинарность понятия «состояние» в контексте рекомендательной экстраполяции, то есть логико-методологической процедуры перенесения имеющихся психологических характеристик, выводов, полученных в результате нашего экспериментального исследования [2] из одной области в другую, мы рассмотрим иерархизацию уровней эмоционального реагирования на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами (см. рис. 1).
Эмоциональное реагирование на звукоцветовую регуляцию проявляется на различных уровнях: на уровне сознания – в виде образов, представлений, эмоционального отклика; на уровне состояний - трансформация деструктивных состояний: тревоги, страха, агрессии в позитивные, интеллектуальные эмоции познавательного характера: любопытство, уверенность, успех; на мышечном уровне - в виде релаксации: расслабление мышечных зажимов (парасимпатическая нервная система) или активизации: мышечная активность (симпатическая нервная система).
Рассматривая иерархизацию уровней эмоционального реагирования на звукоцветовую регуляцию, необходимо отметить, что различные процессы имеют различный темп колебания. В частности, психические свойства личности изменяются быстрее социальных свойств, но медленнее, чем психические процессы, изменение которых происходит, в свою очередь, медленнее изменений психических состояний [8]. Между этими свойствами существует как прямая, так и обратная зависимость: воздействуя на быстротекущие свойства, можем постепенно перейти к изменению инерционных свойств, и наоборот, но обратный путь – более медленный. Взаимосвязь между инерционными и быстрыми свойствами позволяет провести логическую цепочку воздействий через состояния на свойства. Эти особенности позволяют говорить о возможности регуляции на психофизиологическом и психическом уровнях. Так, особое внимание физиологическим проявлениям уделяли в своей теории эмоций У.Джеймс [6] и Г.Ланге [7], которые доказали, что эмоция проявляется только при наличии физиологических изменений: в центральной нервной системе, железах внутренней секреции, на вегетативном уровне (систолическое (ВГ), диастолическое (НГ), пульс (ЧСС), что отражено в нашей иерархизации уровней эмоционального реагирования на звукоцветовую регуляцию (см. рис. 1). R. W. Levinson также обнаружил, что отрицательные эмоции вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные, независимо от пола, возраста и культурной принадлежности [13].
Рис. 1. Иерархизация уровней эмоционального реагирования
на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами
на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами
Рассматривая возможность регуляции на психическом уровне, необходимо отметить, что эмоциональное реагирование звукоцветовой регуляции происходит на уровне психических процессов - улучшение внимания, памяти, мышления, воображения; на уровне личностных свойств человека - достижение субъективного уровня благополучия интеллектуальных, характерологических, темпераментальных особенностей (воздействие на черты личности происходит на протяжении более длительного времени - месяцы, годы) [11, 190–201]; на клеточном уровне – нормализация мозгового кровообращения, возникновение синхронизации ритмической активности мозга [12, 86; 536].
Выраженность психофизиологических сдвигов зависит не только от интенсивности эмоционального реагирования, но и от его знака. В исследованиях T.Lykken [14], Е.П.Ильина [5] приводится сводка экспериментальных данных об изменении гормонов в крови при различных эмоциональных состояниях. В частности, обнаружено, что при эмоциях стенического типа выделяется адреналин (эпинефрин), а при эмоциях астенического типа - норадреналин (норэпинефрин).
Предложенные эмоциогенные способы регуляции, иерархия уровней эмоционального реагирования на звукоцветовую регуляцию, могут быть использованы исследователями, которые непосредственно соприкасаются с вопросами психических состояний людей и занимаются физиологией и неврологией, этологией и физиологической психологией, психологией личности и социальной психологией, клинической психологией и психиатрией, педагогикой и медициной.
То есть, знание особенностей проявления эмоционального реагирования может быть обобщено с позиций системного подхода и использоваться в философии - для нормативной регуляции поведения людей; социологии – для регуляции в технологии управления конфликтом и социокультурной регуляции, связанной с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей; в физиологии - для регуляции внутренней среды организма, единой нейро-гуморальной регуляции, гомеостазе, барьерных функциях организма, регуляции активности генов при созревании клеточных РНК; в психологии - для изучения развития регуляции поведения и адаптации к окружающей ситуации и среде; в педагогике – для волевой регуляции - самоприказы и двигательной (мышечной) разрядки; в медицине – для эндокринной регуляции физиологических функций в норме и патологии, влияния подкорковых образований головного мозга в нервной регуляции кроветворения.
Выводы. Таким образом, мы рассмотрели эмоциональное реагирование на регуляцию эмоциогенными способами в контексте периодизации фактов истории их воздействия – период междисциплинарного использования полученных данных. Иерархизация уровней эмоционального реагирования на полифункциональную регуляцию эмоциогенными способами подана в рекомендательной экстраполяции, в нашем исследовании нашла отражение в ряде уровней регуляции состояний: эмоционально-волевом (выполняющий ряд функций, главной из которых является регулятивная), физиологическом (вегетативная система, регуляция биохимической динамики организма), когнитивном (усвоение знаний, законов, правил, речемыслительный аспект), конативном (мотивированное поведение, производительность труда) и схеме структурно-психологического перехода от регуляции психических состояний эмоциогенными способами к саморегуляции [4]. Доказано, что в любом психофизиологическом состоянии все эти уровни должны быть представлены, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение об имеющемся у человека состоянии. Мы достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей, благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования [5].
Перспективами дальнейших разработок полифункциональной регуляции эмоциогенными способами с помощью звукоцветовых и других программных комплексов является межнаучное, интегрированное, комплексное рассмотрение проблемы полифункциональной регуляции на мышечном, клеточном, гормональном и физиологическом уровнях.
Список использованных источников и литературы
1. Волженцева И. В. Генезис полифункциональной регуляции психических состояний личностиэмоциогенными способами: дисс. … д-ра психол. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии» / Волженцева Ирина Викторовна; Одес. нац. ун-т им. И. И. Мечникова. – Одесса, 2013. – 535с.
2. Волженцева И. В. Методологические и теоретико-эмпирические исследования полифункциональной регуляции психических состояний личности эмоциогенными способами: монография / И. В. Волженцева // Макеевский экономико-гуманитарный институт. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Донбасс, 2012. – 536 с.
3. Волженцева И. В. Полифункциональная регуляции психических состояний студентов эмоциогенными способами / И. В. Волженцева // Общество Науки и Творчества. Международный научный журнал «Science Time» / Под общ. Ред. С. В. Кузьмина. – Казань. – 2014. - №10 (10). – С. 89 – 97.
4. Волженцева И. В.Структурно-психологический переход от регуляции к саморегуляции психических состояний личности эмоциогенными способами / И. В. Волженцева // Международный научный журнал «INNOVATIVE SOLUTIONS IN MODERN SCIENCE» (Інноваційні рішення в сучасній науці) / Изд-во: «ТК Меганом», Дубай, 2016. - № 1 (1). - С. 128-132.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства : учеб. пособ. / Е. П. Ильин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – С. 524-527.
6. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – СПб. : Изд. К. Л. Риккер, 1905. – 448с.
7. Ланге Г.К. Душевные движения. Психофизиологический этюд / Г.К. Ланге. – СПб., 1896. – С. 37, 39; 112-130.
8. Пейсахов Н. М. Теория, методика и практика психофизиологического исследования в высшей школе / Н. М. Пейсахов // Теоретические и прикладные исследования по психологии / Р. В. Габдреев, Г. А. Кашина, М. М. Гарифуллина, Н. М. Пейсахов. – Казань : КГУ, 1977. – 180 с.
9. Сарт Ж.-П. Очерк теории эмоций. Психология эмоций. Тексты / Ж. П. Сарт. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 342 с.
10. Симонов П. В. Исследование эмоциональных реакций животных и человека в научных учреждениях США / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. – 1968. – Вып. 5. – С. 836- 849.
11. Цагарелли Ю. А. Функциональная музыка в структуре психологической службы ВУЗа / Ю. А. Цагарелли // Психологическая служба в ВУЗе : сб. статей / научн. ред. Н. М. Пейсахов. – Казань, 1981. – 240 с.
12. Элькин В. Целительна магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней / В. Элькин. – СПб. : Респекс, 2000. – 224 с.
13. Levinson R. W. Autonomic nervous system differences among emotions / R. W. Levinson // Psychological Science. – 1992. – V. 3 (1). – P. 23-27.
14. Lykken T. Neuropsychology and psychophysiology in personality research / T. Lykken // E. Borgatta and W. Lambert (eds.) Handbook of Personality, theory and research. – Chicago : Rand McNally, 1961. – Р. 139 – 153.
Volzhentseva Irina Viktorovna,
Dr. of psychological Sciences, professor of psychology and pedagogy department of preschool education, professor of psychology department, the Academician of Ukraine Technological Academy Pereyaslav-Khmelnytskyi State Pedagogical University named after Hryhoriy Skovoroda
EMOTIONAL REACTION TO REGULATION
BY EMOTIO-GENNIC MEANS IN THE PERIODIZATION CONTEXT OF THE HISTORY FACTS OF THEIR INFLUENCE
Annotation. Poly-functional regulation of mental conditions of the person is offered in the emotio-genic means. The periodization of empirical experience in a context of the facts studying history of influence the emotio-genic means on a mental condition of the person is presented. The conceptual framework is specified, a substance the emotio-genic means is opened. It is characterized a substance of a phenomenon of emotional reaction. The generalizing model, hierarchization of levels of emotional reaction is presented; the substance of their indexes is analyzed. Within recommendatory extrapolation, cross-disciplinary use of hierarchy of levels of emotional response to a sound color regulation is offered.
Key-words: emotional reaction, poly-functional regulation, emotio-genic means, historic facts, extrapolation.
Делай, как должно, и будь, что будет!
Последнее редактирование: 7 года 9 мес. назад пользователем Vestik.
Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.274 секунд