Жизненные перспективы, социальная дезадаптация и структура агрессивности в группе cтаршеклассников[

8 года 2 мес. назад #138 от Данилова
Профессор Эва Червиньска-Якимюк кандидат наук в области социологии и магистр психологии. Институт Философии и
Социологии Педагогического университета в Кракове(Польша)

Жизненные перспективы, социальная дезадаптация и структура
агрессивности в группе cтаршеклассников


Резюме


В данной статьи поддаётся анализу взаимосвязь между жизненными перспективами (в том числе оценка социальной действительности страны), социальной дезадаптацией и структурой агрессивности в группе учеников профессионально-технических училищ (ПТУ) и техникумов. Дополнительной целью исследования стал анализ взаимосвязи между нарушением контроля со стороны первичных групп – семьи и школы, жизненных перспектив и негативной оценки ситуации в стране. Исследования были проведены в марте 2013 года в случайно выбранном Комплексе Строительных школ № 1 в Кракове в группе 162 учеников мужского пола. В исследованиях был использован метод опроса исследуемых (surveys), а также метод self-report. Полученные данные обрабатывались с помощью статистического пакета SPSS. С целью верификации выдвинутых гипотез был использован коэффициент корреляции Пирсона.

Полученные результаты подтвердили большинство предполагаемых связей между компонентами.
Ключевые слова: Жизненные перспективы ,оценка социальной действительности страны,

Неуверенность профессиональной роли, семья, школа, Образовательные цели, агрессивность, социальная дезадаптация, Криминальные контакты, молодежь.
Введение

В данной статьи поддаётся анализу взаимосвязь между жизненными
перспективами (в том числе оценка социальной действительности страны), социальной дезадаптацией и структурой агрессивности в группе молодёжи.

В польской научной литературе в области психологии, социологии и педагогики ещё с 90-х годов тщательно исследуются проблемы стремления, перспектив,
жизненных планов и целей, отношения к социально-экономическому строю страны, а также образа мира и пребывания в среде польской молодежи. С другой стороны,
обращается внимание на так называемый синдром отсутствия перспектив, который тесно связан с чувством блокирования возможностей личного развития, с неспособностью осуществлять планы и жизненные намерения, с неуверенностью в cвоём будущем, угрозой безработицы и отрицательным восприятием ситуации в стране [3, 10, 14, 19]. Многие исследователи считают, что молодые люди, которые приобрели горький опыт с безработицей, а также пережили чувство отсутствия жизненных
перспектив; которые находятся под воздействием чувства собственного достоинства и придерживаются убеждения о личной ненужности в обществе, являются более восприимчивыми к стрессу и разочарованию. Как следствие, в их поведении проявляется неприспособленность, в том числе агрессивная, особенно в ситуации, не позволяющей избежать разочарования каким-то другим способом при длительном отсутствии поддержки со стороны семьи и школы. Таким образом, чувство отсутствия жизненных перспектив и негативная оценка социальной действительности страны становится одним из важных факторов, побуждающих молодых людей к антиобщественному поведению или к преступной деятельности, а это, в свою очередь,
позволяет предположить, что такое поведение часто является коррелятом агрессии как постоянной черты личности [19, 15, 5]. Следует, однако, подчеркнуть важность первичных групп в рассматриваемом контексте. Как известно, оценка молодыми людьми их личных возможностей, перспектив и стремлений в жизни (образование,
профессиональная подготовка, материальное состояние, общественно-культурные отношения) может зависеть не только от социального статуса (происхождения) семьи или негативных контактов с родителями и их отрицательных воспитательных принципов, но и от качества связи с другими первичными группами (учителями, сверстниками), а также и от чувства удовлетворения от посещения школы и веры в то,
что приобретение интеллектуальных и образовательных компетенций окупится в будущем. [6].
Методологические основы исследований
Основной целью эмпирического исследования является изучение взаимосвязи
между жизненными перспективами, в том числе оценки социальной действительности страны, социальной дезадаптации и структуры агрессивности в группе старшеклассников (учеников профессионально-технических училищ (ПТУ) и техникумов). Дополнительной целью исследования стал анализ взаимосвязи между нарушением контроля (неэффективным социальным контролем) со стороны первичных
групп – семьи и школы, жизненных перспектив и негативной оценки ситуации в стране.
Выдвинуты следующие исследовательские гипотезы:
1. Существует зависимость между убеждениями о предстоящих трудностях,
связанных с поисками работы, и социальной дезадаптацией молодёжи.
2. Существует взаимосвязь между отсутствием жизненных перспектив и
социальной дезадаптацией молодёжи.
3. Существует зависимость между отрицательной оценкой ситуации в стране и социальной дезадаптацией молодёжи.
4. Существует зависимость между убеждением о будущих трудностей, связанных с поиском работы, и общим уровнем агрессии и её подвидами.
5. Существует взаимосвязь между отсутствием жизненных перспектив и общим
уровнем агрессии и её подвидами.
6. Существует взаимозависимость между негативной оценкой ситуации в стране и общим уровнем агрессии и её подвидами.
7. Существует взаимосвязь между негативными факторами, связанными с
семейной средой и отсутствием жизненных перспектив, в том числе
неуверенности в профессиональной роли и пессимистической оценкой
социальной действительности страны.
8. Существует взаимосвязь между негативными факторами, связанными со
школьной средой и отсутствием жизненных перспектив, в том числе
неуверенностью в профессиональной роли и пессимистической оценкой
социальной действительности страны.
В представленных исследованиях были использованы следующие
документы: Анкета Чувства Напряжения и Ограничивающих Факторов, Шкала
Социальной дезадаптации, опросник агрессивности А.Г. Басса и М. Перри (BPAQ) 1992 года (Buss-Perry Aggression Questionnaire).
Анкета Ощущения Напряжения и Ограничивающих Факторов
Анкета Чувства Напряжения и Ограничивающих Факторов разработана автором
данной статьи в 2001 году на основе литературы по данному предмету [1, 2, с. 482-485]. Общая точность шкалы была измерена при помощи коэффициента альфа Кронбаха и выносит 0,9280. Респонденты давали ответы по 4-балльной шкале.В данной работе проанализированы результаты в следующих шкалах: 1. Конфликты между родителями/Конфликты в семье (Parental Fighting) (пункты, касающиеся агрессии или насилия между родителями, с особым упором на физическое насилие/пункты, касающиеся злоупотребления алкоголем в семье);
2. Неуверенность профессиональной роли (Occupational Strain) (пункты,
включающие убеждение о будущих трудностях в поиске работы).
3. Привязанность к родителям (Parental Attachment);
 Восприятие любви родителей (пункты, касающиеся убеждения в том,
что родители удовлетворяют потребности респондента, хвалят,
проявляют интерес к его личности);
 Привязанность детей к родителям (пункты, которые свидетельствуют
о любви и привязанности к родителям).
4. Привязанность к школе (School Attachment)
 Чувство удовлетворения от посещения школы (пункты, касающиеся
удовлетворение от посещения школы и чувства, что её завершение окупится в будущем).
 Поддержка со стороны школы (пункты, включающие положительные
отношения учителей и учеников, а также чувство удовлетворения от взаимных контактов).
5. Образовательные цели (Educational Goals) (пункты, касающиеся наличия
стремлений и ожиданий в связи с дальнейшим образованием).
6. Криминальные контакты (Friend’s Delinquency) (пункты, касающиеся
отношения с людьми/сверстникам, у которых поведение указывает на
значительную степень деморализации и участия в преступлении, а также
употребление наркотиков).
7. Экономические факторы (Economic Factors) (пункты, касающиеся длительных
существенных финансовых трудностей в семье).
8. Жизненные перспективы (Life Prospects) (образовательные,
профессиональные, финансовые, семейные).
9. Oценка социальной действительности в стране (Assessment of the country's social reality) (равные возможности касательно происхождения, пола, места жительства, финансового положения, веры в существование ценностей, регулирующих общественную жизнь, опека и поддержка со стороны
государства и других учреждений / организаций).
Шкала cоциальной дезадаптации
Следующим инструментом можно назвать анкету проявлений социальной
дезадаптации, измеряемой выделенными показателями на основе литературы по данной теме [11, 12, 17, 18] с использованием метода self–report. Эти исследования направлены на определение типа, числа и частоты девиантных поведений, которые совершили респонденты, исходя из собственных заявлений. Шкала социальной дезадаптации состоит из 22 типа поведений, считающихся девиантными. Предполагаемые автором
ответы являются одинаковыми почти для всех вопросов и отображают в некотором приближении увеличение данного типа поведения от никогда (нуль) до десяти и больше раз. В случае вопросов об употреблении алкоголя и наркотиков была введена временная
цензура (напр., сколько раз в течение последнего года), предполагаемый ответ содержал следующие позиции: „никогда”, „несколько раз”, „1,2 раза в месяц”, „1,2 раза в неделю”, „чаще”. Коэффициент надёжности альфа Кромбаха (α Cronbacha) для шкалы социальной дезадаптации составляет 0,92622.
2 Проявления социальной дезадаптации: Пропуски лекций (касается школы, практики, работы), Совершение побега из дома, Конфликты в школе с преподавателями, Совершение членовредительства, Попытка суицида, Употребление алкоголя, напр., в последние несколько
месяцев, Употребление наркотиков типа марихуана (травка), напр., в последние несколько месяцев, Употребление наркотиков типа ЛСД, амфетамин, героин, напр., в последние
несколько месяцев, Продажа наркотиков типа марихуана (травка), Продажа наркотиков типа ЛСД, амфетамин, героин, Случайные сексуальные контакты, Совершение кражи, Участие в драке, Участие в избиении, Совершение актов вандализма, Ударить преподавателя, Ударить Oпросник агрессивности А. Г. Басса и М. Перри Согласно концепции А. Басса и М. Перри, агрессия как личностная черта (агрессивность), состоит из четырех подчерт: физическая агрессивность, вербальная агрессивность, гнев, враждебность. Oпросник агрессивности состоит из 29 пунктов и позволяет оценивать степень повышения общего уровня агрессии (общая агрессия), а также её увеличение, которое рассматривается в четырёх измерениях: физическая
агрессия (использование физической силы против другого лица), вербальная агрессия (причинение словесных обид и вреда другим), гнев (физиологические реакции и аффективные компоненты), враждебность (отрицательное отношение к другим, чувство обиды и несправедливости) – [4, 8]. 3

Исследования были проведены в марте 2013 года в случайно выбранном

Комплексе Строительных школ № 1 в Кракове в группе 162 учеников мужского пола.

Образец анкеты для исследований был разработан с учетом возраста, пола, наличия и готовности лиц к участию в исследованиях. Исследования носили анонимный характер, а участие в них было добровольным. В работе был использован метод опроса исследуемых (surveys), а также метод self-report. Собранный эмпирический материал представляет собой опрос 142 учеников: 85 из профессионально-технических училищ;
57 студентов техникума (были отброшены 20 человек, поскольку они заполнили опросник неточно). Полученные данные обрабатывались с помощью статистического пакета SPSS. С целью верификации выдвинутых гипотез был использован коэффициент корреляции Пирсона.
Презентация результатов исследований
Социально-демографическая структура исследуемой группы
кого-то из родителей, Ударить кого-либо без конкретной причины, Преследование слабее физически коллег, Мучение животных, Пребывание в воспитательной колонии, Совершение других преступлений с применением агрессии и насилия. 3 В исследовании использовалась польскоязычная версия разработанного А. Бассом и М. Перри опросника агрессивности, адаптированная и валидизированная Кирвиль.

В анкете была одна рубрика, в которой дана социально-демографическая

характеристика исследуемой группы. В рубрике содержалась следующая информация:

возраст, структура семьи, масштаб местности, где родились исследуемые (измеряемая

количеством жителей), а также образование и профессиональная активность их родителей.

Полученные данные показывают, что возраст исследуемых лиц находился в

диапазоне от 15 до 20 лет (самое большое количество лиц относится к возрастной категории 17 и 19 лет).

В исследуемой группе обозначается преобладание лиц, который живут в городе с больше, чем 500 тысяч жителей (48% учеников) и деревни (41% учеников).

Анализируя структуру семьи исследуемых, было замечено, что в самом большом количестве представлены лица из полных семей (79% учеников), а затем из семей неполных (14% учеников).

В категории образования родителей исследуемых учеников доминирует

профессиональное образование (отцы – 66%, матери – 48%). Можно предположить, что определенно большее количество респондентов по происхождению из рабочих семей.

Анализируя профессиональную активность их родителей, можно сказать, что самой многочисленной категорией является категория работающих лиц (oтцы – 83%, матери – 73%).

Взаимосвязь между чувством отсутствия жизненных перспектив, негативной

оценкой социальной действительности страны и социальной дезадаптацией в

группе учеников ПТУ и техникумов

В первую очередь была предпринята попытка выяснить, существует ли в группе

респондентов зависимость между чувством отсутствия жизненных перспектив,

негативной оценкой социальной действительности страны и социальной

дезадаптацией? (Гипотезы 1-3)

Полученные результаты представлено в следующей таблице.

Taблица I. Cвязь между чувством отсутствия жизненных перспектив, негативной оценкой социальной действительности страны и социальной дезадаптацией в группеучеников ПТУ и техникумов.

Переменные

Социальная

дезадаптация I

–Проявления

Социальная дезадаптация II -

Криминальные контакты

Неуверенность

профессиональной роли 0,10 0,20*

Жизненные перспективы 0,20* 0,33**

Oценка социальной

действительности в стране 0,17* 0,41**

*: p < ,05

**: p < ,01

Анализируя полученные результаты, оказалось, что:

 Чем выше убеждённость о предстоящих трудностях, связанных с поисками

работы тем в среднем выше уровень интенсивности контактов со

сверстниками и взрослыми, участвующими в преступной деятельности;

 высшему уровню отсутствия жизненных перспектив соответствует в среднем

высший уровень социальной дезадаптации респондентов в области её

проявлений и преступных контактов;

 высшему уровню пессимистической оценки ситуации в стране соответствует

в среднем высший уровень социальной дезадаптации респондентов в области

её проявлений и преступных контактов.

В связи с вышесказанным, можно предположить, что гипотезы 1-3 получили

подтверждение. Следует отметить, однако, что полученные корреляции имеют

слабый характер. Ни один из коэффициентов корреляции не превышал 0,50.

Взаимосвязь между чувством отсутствия жизненных перспектив, негативной

оценкой социальной действительности в стране и структурой агрессивности в

группе учеников ПТУ и техникумов

Дальнейшие усилия были направлены на то, чтобы определить, существует ли в

группе респондентов связь между чувством отсутствия жизненных перспектив,

негативной оценкой ситуации в стране и структурой агрессивности? (Гипотезы 4-6)

Данные иллюстрируются представленной ниже таблицей.

Taблица II. Связь между чувством отсутствия жизненных перспектив, негативной

оценкой социальной действительности в стране и структурой агрессивности в группе

учеников ПТУ и техникумов.

Переменные

Физиче

ская

агресси

вность

Верба

льная

агресс

ивнос

ть

Неуверенность профессиональной роли 0,02 0,10 0,13* 0,45** 0,23**

Жизненные перспективы 0,08 0,01 0,19* 0,48** 0,27**

Oценка социальной действительности в

стране 0,16 0,20 0,20* 0,40** 0,29**

*: p < ,05; **: p < ,01

В свете полученных результатов, выяснилось, что:

 Чем выше убеждённость о предстоящих трудностях, связанных с поисками

работы тем в среднем выше уровень враждебности и общей агрессии;

 высшему уровню отсутствия жизненных перспектив соответствует в среднем

высший уровень гнева, враждебности и общей агрессии;

 высшему уровню пессимистической оценки ситуации в стране соответствует

в среднем высший уровень гнева, враждебности и общей агрессии.

В связи с вышесказанным, можно предположить, что гипотезы 4-6 получили

подтверждение только в сфере гнева (полученные корреляции имеют слабый

характер), враждебности и общей агрессии.

Взаимосвязь между семейной и школьной средами и восприятием личных

жизненных перспектив, а также отрицательной оценкой социальной

действительности страны в группе учащихся ПТУ и техникумов

В связи с дополнительной целью исследований, была проведена проверка

действительно ли существует взаимосвязь между факторами, связанными с семейной и

школьной средами, и размерами, охватывающими жизненные перспективы

респондентов, и оценкой ситуации в стране? (Гипотезы 7-8)

Данные иллюстрируются представленной ниже таблицей.

Taблица III. Связь между семейной и школьной средами и восприятием личных

жизненных перспектив, а также отрицательной оценкой социальной действительности

страны в группе учащихся ПТУ и техникумов.

Переменные

Неуверенность

профессиональ

ной роли

Жизненные

перспективы

Конфликты между

родителями 0,17* 0,26** 0,21*

Экономические факторы 0,36** 0,45** 0,39**

Привязанность к родителям 0,18** 0,26** 0,11

Привязанность к школе 0,30** 0,35** 0,21**

Образовательные цели 0,09 0,25** 0,19*

*: p < ,05; **: p < ,01

Анализируя полученные результаты, оказалось, что:

 высшему уровню поведения, базирующегося на агрессии и насилии между

родителями, соответствует в среднем высокий уровень неопределенности,

связанной с будущей работой, отсутствием перспектив в жизни, негативной

оценкой ситуации в стране;

 чем сильнее убеждение в длительных материально-финансовых трудностях в

семье, тем более ощутимо отсутствие перспектив в жизни, неуверенности в

связи с поисками будущей работой и тем выше негативная оценка ситуации

в стране.

 чем выше уровень отсутствия поддержки, любви и заинтересованности со

стороны родителей, тем в среднем выше уровень отсутствия перспектив в

жизни и неуверенности, связанной с будущей профессией.

 чем выше уровень неудовлетворенности от посещения школы, контактов с

преподавателями и учениками, убеждения в том, что окончание школы не

будет иметь положительного значения в будущем, тем в среднем выше

уровень отсутствия жизненных перспектив, неуверенности касательно

будущей работы и тем выше негативная оценка ситуации в стране.

 чем выше уровень отсутствия или низкий уровень притязаний касательно

дальнейшего образования, тем в среднем выше уровень отсутствия

жизненных перспектив и негативной оценки в стране.

В связи с вышесказанным, можно предположить, что гипотезы 7-8 получили

подтверждение. Следует отметить, однако, что ни один из коэффициентов

корреляции не превышал 0,50.

Выводы

Полученные результаты корреспондируют с подходом многих исследователей, как классических, так и современных, которые, объясняя дезадаптацию и деморализациюмолодёжи, её агрессивность и этиологию преступной агрессивности (в частности убийств), всё чаще обращаются к социально-экономическим факторам (Барнард, Вера,Вера, Ньюмен; Блиндер, Гриффит, Белл, Хирошович, Ньюмен, Лестер) [16]. В научной литературе в светле вышеуказанных отношений также представлены результаты исследований таких авторов, как-то: Конгер и др., Хенггелер, Скиннер, Элдер [21].
Одним из примеров эмпирических методов исследований, касающихся взаимосвязи между безработицей, социальной дезадаптацией и преступностью, в том числе агрессивной, являются проспективное и продольные/длительные исследования Фаррингтона и соавторов [20]. Авторы в своих работах исследовали 411 безработных Лондона, а полученные результаты одновременно показали, что разочарование и скука в
безработных становят один из главных предикторов их поведения, нарушающего порядок, установленный законом. Приведенные выше данные подтверждает Фримен [20], делая обзор и анализ научной литературы по данной теме.
Другие исследователи обращают внимание на значительную роль
профессионального статуса и формы личного руководства в выборе поведения-дезадаптации, а в следствии – преступной активности [7]. Доллард и соавторы считают, что люди, считающие, что их работа (актуальная или будущая) менее желанна, имеют большую, нежели другие, фрустрацию, тем самым проявляют более выразительную
тенденцию к поведению, несоответствующему закону. Если речь идёт о форме
руководства, то в ситуации, когда оно ведётся неуклюже и неадекватно по отношению к потребностям регулируемых лиц, то увеличивается объём разочарования и, таким образом, возрастает склонность к агрессивной реакции, причиняясь тем самым к росту числа преступного поведения, а также такого поведения, которое свидетельствует об социальной дезадаптации и деморализации.

В общем итоге можно отнестись к классической концепции «субкультуры насилия»

Вольфганга и Ферракута [22, 23], в которой ученые акцентируют своё внимание на наличие следующих социальных факторов, причиняющихся к росту вероятности убийств и относящихся к другому типу насильственных преступлений [13], а также поведения, свидетельствующего об социальной дезадаптации и деморализации [5]:
 Абсолютная социальная фрустрация, связанное с невозможностью

удовлетворения главных личных потребностей;

 Относительная социальная фрустрация, возникающее в ситуации общественной дифференциации, при которой появляются элементы сравнения своей ситуации и социальной позиции с другими, при увеличении ожиданий и стремлений, невозможных для удовлетворения их легально;

 Cоциальные условия, предрасполагающие к возникновению «субкультуры

насилия» (формирование, закрепление и распространение образцов

агрессивного поведения).

В связи с вышесказанным, можно рискнуть констатировать, что убеждения

респродентов относительно отсутствия жизненных перспектив, неуверенности, связанной с будущим функционированием на рынке труда, пессимистической, негативной оценкой социальной действительности в стране, могут способствовать вовлечению в деятельность деморализованных сверстников, а также появлению рискованного поведения (агрессии, употребления психактивных веществ,преступлений, суицидального поведения и т.д.) как компенсирующей стратегии по отношению к вышеуказанным источникам стресса и напряженности, связанных не только с разочарованием и лишением потребностей, но относительной депривации - субъективному убеждению (независимому от объективных условий) о незаслуженной,
худшей ситуации по сравнении с другими людьми, из близкой или дальнейшей среды, которая может касаться соматической, психологической и материальной сфер, окружающей среды, семьи, школы, сверстников, стремлений и перспектив в жизни, а также других важных сфер жизни.

Библиогра́фия


1. Agnew, R. Foundation for a general strain theory of crime and delinquency.

Criminology. 1992, 30, 47-87.

2. Agnew, R., White, R. H. An Empirical Test of General Strain Theory. Criminology.

1992, 30, 475-499.

3. Borowicz, R. (1993). Młodzi bezrobotni. Kultura i Edukacja, nr 3.

4. Buss, A.H., Perry M., The Aggression Questionnaire. Journal of Personality and

Social Psychology, 1992, 63, 452-459.

5. Czerwińska-Jakimiuk, E. Przestępczość młodocianych. Interpretacja zjawiska w

świetle ogólnej teorii napięcia Roberta Agnew. Wydaw. Uniwersytetu

Pedagogicznego, Kraków, 2011.

6. Czerwińska-Jakimiuk, E. Perspektywy życiowe uczniów szkól średnich i ich szkolne

determinanty. W: M. Chodkowska, A. Mach (red.). Pedagogika wobec zagrożeń

marginalizacją jednostek, grup i regionów. Wydaw. URz. Rzeszów, 2011a.

7. Dollard, J. Miller, N.E., Mowrer, O.H., Sears, R.S. (1961). Frustration and aggression.

Copyright 1939 by Yale University Press, New Haven.

8. Gierowski, J. K., Rumszewicz, S., Relationships between Psychological Gender and a

Structure of Aggressiveness and Risk Factors of Violence in Juvenile Girls and Boys.

Problems of Forensic Sciences, 2006, LXVIII, 391

9. Hirschi, T. Causes of Delinquency, University of California Press, Berkeley, Los

Angeles, 1969.

10. Kawula, S. (1999). Obszary nierówności społecznej na przełomie wieków –

antynomie i pułapki. W. T. Sołtysiak (red.). Poczucie nieegalitarności, ubóstwo,

bezdomność a zjawiska patologii społecznej w aktualnej rzeczywistości kraju. Wyższa

Szkoła Humanistyczno–Ekonomiczna. Włocławek.

11. Kossowska, A., Krawczyk, J., Rzeplińska, I. Zachowania dewiacyjne młodzieży w

Warszawie w 1993 r. (badania typu self-report). Archiwum Kryminologii.1995, 21, 81-

103.

12. Kossowska, A. Funkcjonowanie kontroli społecznej. Analiza kryminologiczna.

Warszawa: Agencja Scholar, 1992.

13. Krajewski, K. (1987). Koncepcja podkultury przemocy a wyjaśnienie przestępczości

agresywnej. Archiwum Kryminologii. T. XIV.

14. Kwieciński, Z. (2002). Wykluczanie. Wydaw. UMK. Toruń

15. Machel, H. (2001). Niektóre makroczynniki społeczne sprzyjające aktualnie

przestępczości młodzieży w Polsce na tle procesu transformacji ustrojowej.

W: B. Urban (red.). Dewiacje wśród młodzieży. Uwarunkowania i profilaktyka.

Kraków: Wydaw. Uniwersytetu Jagiellońskiego.

16. Majchrzyk, Z. (2001). Nieletni, młodociani i dorośli sprawcy zabójstw. Analiza

procesów motywacyjnych i dyspozycji osobowościowych. Warszawa: Instytut

Psychiatrii i Neurologii.

17. Siemaszko, A. Rozmiary i uwarunkowania zachowań dewiacyjnych uczniów szkół

ponadpodstawowych z terenu Warszawy 1979-1980. Studia Kryminologiczne,

Kryminalistyczne i Penitencjarne. 1983, 14, 103-124.

18. Siemaszko, A. Metodologiczne problemy badań typu self–report. Archiwum

Kryminologii. 1988, 15, 33-93.

19. Sztumski, J. (2001). Dzieci i młodzież w procesie przemian zachodzących w Polsce.

W: J. Sztumski (red.). Pokolenie wygranych? Dzieci i młodzież w procesie

transformacji społeczno-gospodarczej i politycznej Polski. Prace Naukowe UŚ

w Katowicach, nr 1962. Katowice: Wydaw. Uniwersytetu Śląskiego.

20. Terelak, J. (2001). Psychologia stresu. Bydgoszcz: Oficyna Wydaw. Branta.

21. Turner J.S., Helms, D.B. (1999). Rozwój człowieka. Warszawa: Wydaw. Szkolne

i Pedagogiczne S.A.

22. Wolfgang, M.E. Ferracuti, F. (1967). The subculture of Violence. London: Tavistock.

23. Wolfgang, M.E., Ferracuti, F. (1967a). Subculture of violence — a

socio–psychological theory. W: M.E. Wolfgang (ed.). Studies in homicide. Harper and

Row. London–Evanston–New York.

The Life Prospects, the Social Maladjustment and the Structure of Aggressiveness

in the Youth Group

Summary

The main objective of the empirical study is to examine the relationship between the life

prospects, including the assessment of the social reality of the country, the social maladjustment and

the structure of aggressiveness in the pupils group. An additional aim of the research was to analyze

the relationship between the violation of the control (ineffective social control) of the primary groups -

family and school and life prospects, a negative assessment of the situation in the country. The study

was conducted in March 2013. The hypotheses were tested on 162 male pupils. In the research was

used the method: surveys and self-report. The data were processed using the statistical package SPSS.

In order to verify the hypotheses was used Pearson's correlation coefficient.The results confirmed most

of the assumed relationships between variables.

Key words: family, school, social maladjustment, aggressiveness, youth, life prospects, the social

reality of the country.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.306 секунд