Социально-психологическая адаптация детей с с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

8 года 1 мес. назад #137 от Liudmyla.Smokova
Калита Наталья. Психолог, логопед.

Социально-психологическая адаптация детей с с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

Социальная и психологическая адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в настоящее время является серьезной проблемой для специалистов – врачей, психологов, педагогов. Еще в 2004 г.
Всемирная ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных профессий признала СДВГ проблемой № 1 в сфере детского здравоохранения. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей СДВГ встречается у 5 – 20 % детей в популяции [1, 2, 3].
Клинические проявления данного заболевания могут привести к формированию у детей паттернов оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается лживостью и агрессивностью. Подростки с СДВГ входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркоманий. Когнитивный дефицит у детей с данным синдромом приводит к нарушениям чтения и письма – дислексии и дисграфии; кроме того, у них часто встречается минимальная статико-моторная недостаточность, диспраксия – так называемая «неуклюжесть» [4].
Данные проявления обуславливают школьную дезадаптацию и низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на их достаточно высокий интеллект.
На базе средних общеобразовательных школ г. Черноморска Одесской области нами было проведено исследование психологических особенностей детей с СДВГ, в котором приняли участие 190 детей, из них 102 мальчика и 88 девочек – школьники начальных классов (7 – 10 лет) и их родители.
Экспериментальную группу составили 96 школьников начальных классов (59 мальчиков и 37 девочек), которые воспитываются в разных социальных условиях (в полной семье – 57% , в неполной семье – 43%). У детей экспериментальной группы присутствовали ведущие признаки СДВГ: невнимательность, гиперактивность, импульсивность, что было подтверждено клиническими исследованиями и диагнозом невропатолога.
Контрольную группу составили 94 школьника начальных классов (51 девочка и 43 мальчика) без признаков СДВГ, никогда не обращавшихся за психологической помощью, но посещающие те же средние общеобразовательные школы, что и дети экспериментальной группы. В контрольной группе 79% детей воспитываются в полной семье и 21% детей – в неполной семье.
В нашем исследовании были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, проективная методика «Дом-Дерево-Человек», опросник J.Swanson, разработанный в лаборатории доктора биологических наук Ю.Д. Кропотова при Институте мозга человека и диагностирующий особенности поведения, тест Векслера, методика «Корректурная проба», методика «Домик» Н.И. Гуткиной. Данные методы исследования являются показательными в психологической практике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако необходимо помнить, что при
диагностике СДВГ следует обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны: 1) появиться до 7 лет; 2) наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в садике или школе и дома); 3) не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких – либо нервно–психических расстройствах; 4) должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию [1, 2].
По результатам нашего исследования видно, что на фоне достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью определяется тенденция к повышению невнимательности, о чем свидетельствует плохой показатель «устойчивости» внимания и низкий коэффициент концентрации внимания выявленный у 68% детей экспериментальной группы. Дети с СДВГ склонны к рассеянности, легкой непроизвольной переключаемости, поверхностному усвоению нового материала, что может быть связано с отсутствием мотивации настроя на деятельность.
У 54% детей экспериментальной группы наблюдается избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, что сопровождается слабой успеваемостью в школе. Очень нетерпеливы, им трудно ждать подходящего времени для реализации желания, все должно осуществиться немедленно, они иногда «срываются», стараются получить что-то раньше других, не дождавшись своей очереди, что часто вызывает негативную реакцию окружающих.
У детей с СДВГ определяются трудности в умении ориентироваться в своей работе на образец и в умении точно скопировать его. Наряду с нарушением произвольного внимания наблюдается нарушение пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук. Рисунки этих детей диспропорциональны, люди и животные не статичны, они полны движения. При раскрашивании рисунка наблюдается небрежность, штриховка выходит за края изображения. Нажим, как правило, неровный, а детали рисунка – размашистые.
У 61% исследованных нами детей с СДВГ наблюдаются нарушения в эмоционально-поведенческой сфере, им могут быть свойственны агрессивность, раздражительность, склонность к переменам настроения. Они испытывают значительно в большей степени чувство незащищенности, что может свидетельствовать о не реализации базисной потребности ребенка в безопасности. Дети с СДВГ чаще подвержены депрессии из-за ощущения своего неуспеха, чувства неполноценности, недоверия к себе. Они более восприимчивы к действию негативных стресс-факторов. У детей с данным заболеванием в значительно большей степени выражена тревожность и враждебность, что провоцирует конфликты и трудности общения со сверстниками и взрослыми.
Проведенные нами исследования подтверждают несоответствие между реальным уровнем развития и той успеваемостью, которую можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта детей с СДВГ. Наиболее типичными для исследуемых нами детей оказались нарушение внимания, а также недостаточная сформированность функций организации, контроля и программирования. Ребенку с СДВГ необходима постоянная психологическая защита, помощь в структурировании времени, деятельности, подсказки, что делать в данный момент, что позже. При этом инструкции должны быть конкретными и краткими, а также носить нейтральный характер.
Литература:

1. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 96 с.
2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», 2005. – 256 с.
3. Лютова-Робертс Е.К. Гиперактивные дети: Психолого-педагогическая помощь / Лютова-Робертс Е.К., Монина Г.Б., Чутко Л.С. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с.
4. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.: Медицина, 1986. – 159 с.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.371 секунд