Современные подходы к психологической подготовке курсантов морских специальностей .

8 года 2 мес. назад #135 от Liudmyla.Smokova
Ржевский М.Ю.
Аспирант кафедры клинической психологии ИИПО ОНУ им. И.И. Мечникова


Современные подходы к психологической подготовке курсантов морских специальностей.

На современном этапе подготовки курсантов морских специальностей (служащих Вооруженных Сил Украины (ВСУ)) акцент делается на качество морально-психологической подготовки личного состава, на стрессоустойчивости будущего офицера ВМФ и его готовности к экстремальным условиям службы. (Зайченко А. Н, 2014, Шаппо В.В. с соавт.,2008,).
Опыт наших многолетних наблюдений свидетельствует, что возрастает роль не только индивидуально-психологических свойств личности и уровня развития познавательных психических процессов, но и физиологических, психофизиологических и психических функций, а также тренировки и развития эмоционально-волевой сферы. Кроме того, на первый план выдвигаются социально значимые показатели – умение слажено взаимодействовать в коллективе и быть лидером.
Поскольку на Военно-морском флоте личный состав кораблей – это ведущее звено в управлении сложными боевыми системами, роль человеческого фактора в безопасности плавания неоценима. (Донченко В.Г., 2001;  Фомин С.Н., 2006;  Пахомов В.В., 2007).
Между качеством деятельности военно-морского специалиста и его функциональным состоянием (ФС) установлена неопровержимая связь. Таким образом, исследование функциональной надежности курсанта в различных условиях учебно-боевой деятельности является актуальной задачей.
Как свидетельствует ряд психофизиологических исследований (Глушко А.Н., 2004;  2004; Бобров Ю.М., 20062006; Онищенко A.B., 2008;  2010), высокое психоэмоциональное напряжение в процессе боевой деятельности, т.е. экстремальные условия, ведут к значительным изменениям в ФС организма моряков. Это, в свою очередь, влечет за собой снижение их военно-профессиональной работоспособности.
Наряду с этим, личный состав, даже в условиях мирного времени может подвергаться воздействию различных экстремлаьрных и сверх-экстремальных факторов, которые появляются при возникновении аварий и различных повреждениях корабля (Довгуша В.В. с соавт., 1995;  Никонов C.B., 2000).
Клинические, физиологические, и гигиенические исследования проводились учеными с начала прошлого века, однако, в большинстве случаев они касались работоспособности экипажа ( в частности моряков-подводников) с целью исключения ошибок в управлении сложными техническими системами и создания системы сохранения, восстановления и повышения работоспособности в длительных походах (1981; Сапов И.А., Солодков A.C., 1980; Довгуша В.В., Мазенко  И.Л., 2006).
Следует отметить, что изменения ФС организма при воздействии экстремальных и сверх-экстремальных факторов, в литературе освещены недостаточно. Это обусловлено тем, что в эксперименте в соответствии с основными положениями Женевской конвенции, а также основными положениями «Биоэтических правил проведения исследований на человеке и животных в авиационной, космической и морской медицине» недопустимо создавать условия несущие витальную. Однако современные так называемые симуляционные учебные центры и тренинговые технологии позволяют осуществлять имитацию реальных условий службы без угроз жизни курсантов. В процессе отработки учебных задач у каждого курсанта появляется возможность индивидуальной ответной реакции на экстремальные раздражители, а так же анализа показателей (критериев) предпочитаемой реакции с помощью офицера-преподавателя.
Результаты проведенного нами анализа современных научных исследований свидетельствуют о том, что боеспособность частей и подразделений на 65 % обусловлена функциональными и психофизиологическими резервами и возможностями организма военно-морских специалистов и только на 35 % зависит от технических средств ведения войны (Дорофеев И.И., 2005; ).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая роль должна отводиться не только мероприятиям профессионального отбора в морские учебные заведения, но и качественной ученой подготовки в области комплексного развития профессионально-значимых качеств:
индивидудально-психологических, познавательных, физиологических, психофизиологических, связанных с повышением стерссоустойчивоси, а также тренировки и развития эмоционально-волевой сферы и социально значимых показателей.
Литература

1. Донченко В.Г., 2001;  Фомин С.Н., 2006;  Пахомов В.В., А.Д. Бучнов, А.И. Лупанов и др. // Воен.-мед. журн. 2001. -№ 6. - С. 14-22.
2. Дорофеев, И.И. Состояние нервной системы у военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости на начальном этапе военно-профессиональной адаптации: Автореф. дис. . канд. мед. наук / И.И. Дорофеев СПб, 2005. - 24 с.
3. Глушко, А.Н. Психофизиологические подходы к повышению работо- и боеспособности военнослужащих / А.Н. Глушко // Воен.- мед. журн. 2004. - № 1. - С.66 - 68.
4. Мацеевич, Л.М. Охрана здоровья моряков / Л.М. Мацевич. М.: Транспорт, 1986. - 200 с.
5. Медведев, В.И. Адаптация человека. СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. С. 233-246.
6. Медведев, В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов / В.И. Медведев Л.: Наука, 1982. - 104 с.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.188 секунд