Булгак Э.Д. (г.Одесса) Социально-психологические аспекты полового воспитания детей и подростков.

9 года 9 мес. назад #96 от Liudmyla.Smokova
УДК 159.922.6

Булгак Э.Д.

ст. преподаватель кафедры клинической психологии ИИПО
ОНУ имени И.И. Мечникова

Социально-психологические аспекты полового воспитания детей и подростков.

Половое воспитание - это важная часть нравственно-этического и эстетического воспитания. Основная его цель - формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами.
Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития человека. Именно от тех установок, которые он получит, будет зависеть его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. К сожалению, не все учебно-воспитательные учреждения дают полную информацию по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие. Актуальный вопрос на сегодняшний день это социальные и психологические аспекты половое воспитание в современном обществе.
Нравственный облик людей, их человечность в большой степени зависят от воспитания в семье. Ведь в семье начинается воспитание будущих отца и матери. От того, как родители сумеют заложить в душу своего ребенка основы нравственности, насколько настойчиво они с раннего детства будут прививать сыну уважение к женщине, будет зависеть гармония в будущем супружестве. Если воспитание, в том числе и половое, проводится с учетом возраста, то оно дает положительные результаты. Но у родителей довольно часто возникает вопрос: где приобрести знания, чтобы участвовать в половом просвещении, как не допустить ошибки - ведь дети весьма восприимчивы, а любая неточность, заключающаяся в том, что им либо вовсе не сообщают, либо неправильно преподносятся те или иные сведения о сексуальной жизни, может принести не поправимый вред.
В научных трудах доктора медицинских наук В.Е. Кагана, сформулированы основные модели полового воспитания:
1. Половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности). Обучение нормальному общению со сверстниками противоположного пола.
2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентации и сексуального сознания.
3. Подготовка к сознательному и ответственному супружеству.
4. Подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок.
5. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства, защита от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.
6. Профилактика нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка.
7. Предупреждение растления и совращения детей и подростков.
В европейских странах сексуальное образование дополняет и корректирует семейное воспитание. Подростки находятся на этапе, когда их интерес к противоположному полу создает очень сильную мотивацию к познанию. Ни в какой другой период жизни человек не стремится к информации о сексуальной жизни так, как в подростковом возрасте.
Сексуальное образование увеличивает уровень знаний относительно сексуальных проблем; кроме того, сексуальное образование приводит к отсрочке начала сексуальной близости, увеличению использования контрацепции и снижению риска сексуальных экспериментов.
Но устаревшие сексуальные программы образования, сосредоточенные на воздержании, более проблематичны, потому что они основаны на чувствах страха и позора. Такие программы неспособны научить подростка принимать самостоятельные ответственные решения или обеспечить достаточной информацией по вопросам планирования семьи, могут, наоборот, увеличить подростковую беременность.
Для полового воспитания необходимо предварительное осведомление ребенка, подростка, юноши (девушки) в вопросах рождения детей, особенностей мужского и женского пола. Однако для того, чтобы оно было эффективным и правильным, следует знать, что именно и в каком возрасте интересует мальчиков и девочек и какой информацией по интересующему вопросу они владеют. Сообщаемая информация должна быть новой и к тому же интересной. Лишь тогда она будет убедительной и окажется полезной в плане предотвращения вредных влияний со стороны.
Основная цель полового воспитания лежит в создании условий для развития у подрастающего поколения здорового и нравственного отношения к проблемам пола и сексуальности. Базовыми в такой работе являются принципы комплексности и непрерывности.
Существенную роль в реализации современной модели полового воспитания может играть школьный психолог.
Работа психолога представлена тремя основными направлениями: работа с родителями, с педагогами и работа со школьниками-подростками.
1. В работе с родителями затрагиваются следующие аспекты:
• осознание родителями собственной роли в процессе гендерной социализации ребенка;
• доведение до родителей факта мифологичности культурных половых норм, закрепляющих в обществе гендерную социализацию;
• повышение рефлексии каждого из супругов, развитие гибкости в общении и эффективности во взаимодействии друг с другом.
2. Работа с педагогами.
Сегодня сами педагоги остро нуждаются в квалифицированной подготовке к работе с подростками в этом направлении. Такая подготовка не может быть сведена к нескольким лекциям на тему сексуального развития и поведения подростков. Она требует снятия эмоциональных барьеров и психологических установок у самих педагогов.
3. Работа психолога со школьниками-подростками включает следующие аспекты:
• изучение физиологии пола. Возможные темы: изменения в подростковом возрасте, физиологические различия, беременность и роды, половой акт и вероятность беременности и др.
• предохранение от беременности. Формирование здорового образа жизни через разъяснение;
• проблемы межличностных отношений. В рамках этого направления предлагается обсуждение следующих тем: любовь и взаимные обязательства, сексуальные чувства и влечения, общение с противоположным полом, личные ценности, принятие сексуальных решений и др. Необходима работа на повышение уровня самопознания, развития уверенности в себе, разрушение гендерных стереотипов, установление оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин.
• брак и взаимоотношения в семье. Особенное внимание при рассмотрении вопросов брака и семейных отношений следует уделить, проблемам совместимости, осознанию причин конфликтов в семье, формированию супружеских ролей и выработке установок взаимно ответственного партнерства.
Выводы.
На сегодняшний день современное общество ощущает необходимость в разработке новых моделей полового воспитания и просвещения. Необходимы новые психологические исследования по проблемам пола, реальная работа по внедрению культуры межполового взаимодействия.
Половое воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, педагогов, психологов, медработников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Исаев Д. Д. Подростковая сексология //Подростковая медицина: Руководство. /Под ред. Л. И. Левиной, А. М. Куликова — СПб.: Питер, 2008г. - 232с.
2.Исаев Д.Д. «Сексология. Хрестоматия». Питер, 2001г. - 512с.
3.Гэри Ф. Келли, Келли Джордж «Основа современной сексологии» С.-Петербург 2000г. - 896с.
4.Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе. М., 1998г. - 128с.
5.Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., Педагогика, 1991г. - 256с.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.200 секунд