Губская В.В. (г. Одесса) Проблемы жизнедеятельности и воспитания детей у представителей исламской религии в мультикультурном обществе.

9 года 1 мес. назад - 9 года 1 мес. назад #91 от Виктория Фокина
УДК 159.923.2:316.74
Губская В.В.
г. Одесса
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Проблемы жизнедеятельности и воспитания детей у представителей исламской религии в мультикультурном обществе.

В современном мире тема религии является одной из важнейших, поскольку она оказывает большое влияние на самосознание и устройство жизнедеятельности, как индивидуальности, так и общества в целом. Принято считать, что с уменьшением ее влияния на общество и на законодательство приведет к моральному растлению, отсутствию ценностей, ослаблению национальной идеи.
Религия как явление имеет свою историю возникновения, виды, структуру, функции и т.д. Для большинства она является универсальной моделью, которая дает ответы на главные жизненные вопросы, которую любой желающий может применить и сделать свою жизнь, таким образом, более осмысленной, пополнить внутренние силы для самосовершенствования, найти мотив для более добродетельного поведения. Все это, возможно до тех пор, пока религия остается вопросом свободного выбора и личных отношений каждого с окружающей действительностью.
В данной статье речь пойдет о самой молодой монотеистической религии – об исламе, а точнее о ее представителях, проживающих в немусульманских странах. Мы постараемся описать характерные черты ислама как религии, а также культурные традиции. Ис¬лам в масштабном смысле это всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам. Мусульмане живут, по меньшей мере, в двух культурных сферах. Одна из них - врожденная и впитанная с молоком матери местная культура родной страны, этнического окру¬жения, другая — приобретенная и осознанная принадлежность к исламу, всей мусульманской культуре. Обычно эти сферы тесно взаимосвязаны в мусульманских общинах. Однако культуры и субкультуры обладают также весьма ярко выраженными особенностями и характеристиками, которые издавна сочетаются в них с исламскими верованиями, ценностями и нормами поведения. В регионах, где присутствие ислама практически не ощущается или его приверженцы составляют незначительное меньшинство, контраст между общей куль¬турой и тем, что будет описано нами как культура ислама, выступает куда более зримо. Нередко правовер¬ным мусульманам приходится делать нелегкий выбор, особенно когда речь заходит об общественных и семейных отношениях, питании, одежде (особенно для женщин) и развлечениях, так как здесь налицо конфликт между предписаниями исламских учений и нормами доми¬нирующей культуры.
Данная статья носит информационный характер, посредством использования интервью, бесед с представителями мусульманских стран. В исламском обществе царит дух как индивидуальной, так и коллективной ответственности перед Аллахом, очертившим границы для человеческого поведения. Во исполнение этого принципа Ислам принимает строгие меры для соблюдения чистоты и целостности его членов и институтов, особенно семьи. Один из этих принципов, который теоретически мог стать препятствием в установлении нами контакта с представителями исламской религии - это запрет свободного общения мужчин и женщин. Это всегда порицается, если только такой контакт не преследует важных и законных целей и носит сугубо формальный характер, а не происходит ради удовольствия, получаемого от разнополой компании. Исключением может стать миссионерская цель (Да`ва), которую согласно Шариату(законам) обязан выполнять каждый носитель исламской религии.
Нашей целью в начале беседы было найти честный способ получения требуемой информации. Была выбрана техника, так называемого ненаправленного или глубинного интервьюирования, при которой исследователь занимает подчиненное место. Этот способ часто используется при сборе конфиденциальной информации.
При таком интервью следует задавать достаточно общие вопросы о поведении в предполагаемых обстоятельствах. Это дает собеседнику больше времени на обдумывание ответа и позволяет прибегнуть к воспоминаниям. Переход к чувствительным темам производится во время такого интервью постепенно, через серию вопросов менее личного характера.
Воспользовавшись литературными источниками, мы нашли определение наиболее точно объясняющее такую религию как Ислам. Это монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова — «предание себя Богу» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.
С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.
С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры (ислама), Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним Посланником был Мухаммад, принесший человечеству ислам в окончательном виде. По мнению ислама, после пророчества Мухаммада, все предыдущие Законы были отменены Богом, а их основные принципы были усовершенствованы и стали частью ислама.
В ходе интервью с представителями восточных стран, однозначно можно сказать что, во-первых, мусульманин «начинается» не с мыслей, а с поведения. То есть, мы определяем мусульманина по поступкам и делам. Или отказу от каких-то поступков и дел. Здесь наблюдается первичность поведения и вторичность сознания. Это принцип часто используется в психотерапии. К психологу приходят пациенты, которые просят «исправить» его мысли, но это невозможно без изменения поведения человека. Изменится поведение, будут поступки - поменяются мысли.
В ходе беседы нам удалось лучше понять, где в мусульманском человеке заканчивается религия и начинаются традиции, начало которых положено еще предками, когда не было столь выраженной миграции мусульман в западные страны. Однако стоит отметит, что сами мусульмане не ставят четких разграничений между культурными традициями и религиозными писаниями.
Ислам – единственная религия в которой прописаны правила вплоть до мелочей, где указана роль человека, его поведение как в обществе так и в семейном быте, в то время как другие религии ограничиваются прописанными догмами в общих чертах.
Законы исламской религии исключают возможность интеграции в мультикультурное общество. Это одна из причины того, что представители мусульманских стран испытывают определенные трудности, проживая с семьей в странах Западной Европы, поскольку их дети посещая общественные школы и колледжи попадают под социокультурные изменения. Это главным образом обусловлено тем, что учебные заведения, которые посещают дети мусульманских семей, учат критически мыслить и анализировать идеологию, учебные заведения основаны на принципах отделения образования от церкви. Образовательная система строится на представлении о равенстве полов. Именно школьный общеобразовательный фактор вызывает конфликт между детьми и родителями – традиционалистами, распространяя идею свободного выбора и индивидуализма – в противовес подчинению общине. Схожим образом влияет на человека окружение коллег по работе. По месту трудоустройства размер заработной платы определяет социальное положение работника, который постепенно перенимает символы и установки соответствующего социально-экономического класса.
Так же одним из важных факторов социокультурных изменений является давление сверстников на детей. Особенно это касается девочек, которые в отличие от мужской половины согласно Шариату обязаны строго соблюдать внешний вид и нормы поведения в обществе. Девочки хотят одеваться и вести себя, так же как и их сверстницы, что обусловлено желанием быть признанной частью коллектива. Наконец само общество оказывает влияние, это песни, молодежная культура, трудовая этика, концепции взаимоотношений и т.д.
Сами мусульмане, мигрировавшие с семьей в раннем возрасте в европейские страны, отмечают тот факт, что в данных обстоятельствах жизнь детей и семьи в целом начинает развиваться одновременно в двух культурах. Отсюда проистекает конфликт культур, так как мусульманская молодежь вынуждена вести двойную жизнь. Дома их ждет суровый традиционный уклад, а в школах и институтах - западный демократичный. В большей степени этот конфликт затрагивает девушек, так как их родители обычно весьма консервативны в вопросах сексуальной свободы женщин и брака.
Становится очевидным что, в то время как родители-мусульмане изо всех сил пытаются придерживаться традиционных идеалов, их дети взрослеют в духе других ценностей, которые как они знают, не будут приняты старшим поколением. Очень часто, это отмечают сами мусульмане, этот разрыв становится непреодолимым и в лучшем случае дети ведут двойную жизнь. Очень часто попытки поддержания репутации семьи становятся для детей крайне сложным, в этом случае дожидаясь совершеннолетия, дети покидают дома, отправляясь на учебу или заработки в другие страны, где они не преследуются строгим традиционным укладом своей семьи.
Молодые люди испытывают серьезные эмоциональные нагрузки, находясь между двух культур. Это приводит к увеличению числа проблем психологического и поведенческого характера.
Основной причиной является тот факт, что молодым людям крайне сложно удается совмещать традиции отцов и современные стандарты морали, а это в свою очередь приводит к сложностям во взаимоотношении с противоположным полом и т.д. Всем известно, что чем больше родители пытаются опекать своих детей, тем больше вероятность бунта, а в мусульманских семьях такая опека носит гипертрофированный характер в виду культурных традиций и вероисповедания.
Уже сегодня из СМИ мы видим, что женщины мусульманки ведут борьбу, за право свободы в выборе профессии. В мусульманских странах, число профессий и возможных служебных постов для женской половины населения весьма ограничено, что обусловлено патриархальной структурой исламского населения.
С момента рождения, девочки выполняют пассивную для семьи роль, поскольку в перспективе они должны покинуть семью, когда выйдут замуж. О рождении ребенка женского пола могут не объявлять, по этому поводу друзья семьи приносят соболезнования. Родители желают рождения сына, отцы в большей степени. Матерям, которые понимают по собственному опыту, какая зачастую роль уготована девочкам в семье, а также во взаимоотношении с отцом и в обществе ничего не остается, как смириться с таким желанием супруга, потому что она так же всецело находится в подчинении у мужа. Мальчики наследуют имя и состояние семьи. В экономическом отношении мальчиков рассматривают как форму инвестиции. Эти взгляды обуславливаются патриархальной структурой деревенской общины и находятся в противоречии с западной культурой и законодательством, признающим равный статус детей независимо от половой принадлежности.
Как было описано выше в статье, основополагающую для любого мусульманина играет роль общины.
Мусульманская община – это совокупность мусульман живущих во всем мире в настоящее время. Таких общих во всем мире множество, все они следуют писаниям Корана, однако имеют некоторые различия в вопросах культурных традиций. Это во многом зависит от места происхождения общины. Община для мусульманина это также чувство причастности к истории ислама. Она является для мусульманина своего рода семьей, мнение которой - приоритетно.
На сегодняшний день образование играет существенную роль в укреплении позиций мусульманок. Речь не идет о женщинах других вероисповеданий принявших ислам, поскольку число таких случаев во многом следует из браков, где мужчина мусульманин берет в жены женщину не мусульманку, которая в идеале обязана принять ислам.
Для женщин мусульманок высшее образование открывает доступ в общество, дает возможность реализовать права. Однако перед ними снова стоит множество препятствий, в том числе и дискриминация на рабочем месте. Им приходится противостоять враждебности в вузе, строгому морализаторству со стороны семьи, притеснениям на работе и со стороны общины. Девушкам-мусульманкам противостоят родственники, которые часто не желают поддерживать карьерных устремлений дочерей из страха перед превратным мнением общины. Им вдвое сложнее самореализоваться в жизни. Однако в последнее время родители-традиционалисты стали понимать важность образования, потому что мужчины ищут в жены образованных девушек.
Мужчины мусульмане предпочитают воспитывать сыновей, потому и ожидания их направлены на рождения мальчика. Воспитание дочери представляется для них более сложным, это обусловлено как патриархальным укладом, так и понятием чести и бесчестия в исламской культуре.
Отношения между полами – наиболее сложная проблема для мусульман в европейском обществе. Современность поощряет равенство и открытость во взаимоотношениях, а это свою очередь вызывает страх и непонимание со стороны взрослого поколения мусульман, которые во всем видят эксплуатацию сексуальных образов в западной культуре. Как раннее было сказано, мусульманское общество функционирует на основе общинных принципов, а не индивидуализма. Из-за чего в свою очередь важно, чтобы община перестала рассматривать женщину как предмет обладания и надзора. Женщина должна восприниматься как равная мужчине. Община диктует женщине манеру поведения, остается нечувствительной к культурным изменениям. Бесчестие – наказание за пренебрежение мнением общины. Для поддержания доброй репутации, семьи требуют от дочерей высокой степени конформизма, прибегая при этом к различным формам давления. Возможно, чтобы переломить эту ситуацию, необходимо изменить понимание концепции чести и бесчестия, которая является основой мировоззрения мусульманской культуры.
Для женщины это постоянная борьба против ортодоксальности, против жестоких норм культуры, которые не допускают женщин в определенные сферы. Как только женщины заявляют о своем праве найти достойное место в обществе, общество резко реагирует, пытаясь установить новые запреты.
Прогрессивные мусульмане исходят из простого, но в то же время радикального положения, что мусульманская община может достичь справедливости, только если женщинам будет гарантировано справедливое отношение. Без справедливости в гендерных вопросах не может быть прогрессивной трактовки ислама. Равенство полов – это мерило в более широких вопросах общественной справедливости и плюрализма. Понимание прав женщин в качестве прав человека является императивом
На основании проведенного интервью, следует отметить, что социокультурным изменениям, в большей степени, подвергаются те, кто оказывается в стране, где доминирующей является чужая религия и культурные традиции. Христиане, в отличие от мусульман, толерантны к другим религиям и ее представителям, в то время как исламская религия представляется более радикальной и жестокой. Все чаще мужчины мусульмане берут в жены женщин христианок, настаивая при этом на смене религии. С точки зрения ислама, мусульманину, которому удастся обратить в ислам христианина, причитается вознаграждение. Очень часто мужчины мусульмане женятся на женщинах с других стран, которые являются носителями других вероисповеданий, из-за различных причин, нередко носящих корыстный характер, например получения гражданства и вида на жительство. Женщины часто оказываются в затруднительном положении, в вопросе смене религии, когда речь стоит о вступлении в брак с иноверцем. Отсутствие информированности, в дальнейшем имеет последствия, обусловленные различиями менталитетов, традиций, норм поведения, установления роли в семье, в обществе и в особенностях воспитания детей.
Религиозные столкновения в мультикультурном обществе, таким образом, должны нивелироваться сохранением себя от вовлеченности в земные конфликты. Умением проводить границы между временным и вечным, к чему призван адепт любой религии. Государство может оказаться помощником в том случае, если оно небезразлично отнесется к традиционной религии, исконно существовавшей на данной территории. Необходимо признать культурообразующий статус данной религии, регламентируя отношение к религиозной свободе граждан иных вероисповеданий.
Актуальность данной проблематики, может послужить поводом для расширения сегмента оказываемой помощи в социальных службах, гражданам, которые оказались в обстоятельствах, затрудненных религиозными и культурными различиями.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.250 секунд