- Сообщений: 1
- Спасибо получено: 0
Гендерный анализ в структурах органов власти (на примере Туниса)
Меньше
Больше
9 года 10 мес. назад #50
от Гладченко
УДК. 94(611):316.342.2
Гладченко С.В. кандидат
исторических наук, доцент
кафедры социальной работы
ИИПО
ОНУ имени И.И. Мечникова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.[/right][/right]
Гендерный анализ в структурах органов власти (на примере Туниса)
На современном этапе международное содружество признало объективную необходимость проведения гендерных изменений во всех программах развития общества. По мнению экспертов ООН, гендерный мир будущего - это общество, в котором мужчины и женщины будут иметь равные права и возможности на всех этапах своей жизни. Идеи гендерного равенства, предложенные экспертами ООН, основываются на исследованиях современных политологов, философов и историков. Решение гендерной проблемы подразумевает различные направления, приоритетным из которых является формирование и реализация государственной политики, обеспечение гендерного равенства в обществе.
Подчеркнем, что в современном мире происходит изменение традиционного представления о мужчине и женщине, их роли в обществе (мужчина - воин и добытчик, женщина - только жена и мать). Женщина, образованная и независимая, вносит свой вклад в политику, науку, культуру. При этом важно отметить, что все эти процессы происходят на фоне роста самосознания женщин и понимания себя как субъекта истории. Наиболее остро проблемы гендерных отношений представлены в исламском и в частности в арабском мире, где дискуссии по женским вопросам, репризентует широкий спектр мнений. Два крайних, из которых сводятся к следующему:
первое предлагает полное равенство возможностей мужчин и женщин в реализации их прав и обязанностей, без учета социокультурной специфики региона
второе, напротив, видит единственное предназначение женщины в ее репродуктивной функции, тем самым полностью абсолютизируя ее [5, c.59].
Нельзя не учитывать тот факт, что в арабском мире происходит радикальное переосмысление основополагающих представлений ислама о бытие, о соотношении веры и знания, религии и науки, однако реформаторы далеко не всегда решаются потребовать изменения сугубо патриархальной ориентации ислама.
Тунис является практически уникальным примером для арабского мира, так как в этой стране проблема эмансипации женщин актуализовалась в период французского протектората в 30-е гг., ХХ ст. и на современном этапе в реализации программы гендерного равенства Тунис достиг значительных успехов.
После обретения Тунисом независимости в 1956 г. известный политик Хабиб Бургиба с самого начала своего правления много внимания уделял соблюдению международно-правовых стандартов в области прав человека, считая, прежде всего недопустимым угнетенное положение тунисских женщин. Благодаря его влиянию тунисское законодательство первым в арабском мире выдвинуло принцип равенства мужчин и женщин перед государством и законом.
Хабиб Бургиба чрезвычайно много сделал для реального освобождения и равноправия женщин. Принятый в 1956 году Кодекс Личного Статуса (КЛС) был фактически первым законодательным актом независимого Туниса, принятым еще до установления республиканского строя. Данный документ можно рассматривать как программу модернизации партии Нео-Дустур, политико-правовой системы тунисского общества.
Кодекс первоначально вызвал резкое недовольство части представителей традиционного исламского общества. Этот документ стал основной движущей силой в вопросе эмансипации тунисских женщин. Провозглашение личной неприкосновенности и человеческого достоинства, создание семьи нового типа, запрещение многоженства, предоставление равного права между мужчиной и женщиной на юридический развод, запрещение брака по устному договору, повышение брачного возраста с 15 до 17 лет – основные достижения в области эмансипации тунисских женщин обозначенного периода [4].
Можно подчеркнуть, что особенностью Закона о личном статусе является то, что он не списан с европейских образцов, а представляет собой пересмотренный свод правил шариата и даже получил при издании одобрение некоторых улемов.
В то же время, данный документ заложил юридические основы эмансипации тунисских женщин, способством изменения общественного мнения в пользу расширения их прав. Запрещение полигамии, введенное тунисским кодексом, вызвало большой резонанс во всем арабском мире. Прогрессивная общественность ряда мусульманских стран, оценила его как революционную меру. Принятие КЛС закрепило за Х. Бургибой вечную славу и звание адвоката и освободителя женщин.
Традиционно роль главы государства в арабском мире чрезвычайно велика, и вторым человеком, внесшим огромный вклад в вопрос эмансипации тунисских женщин, стал нынешний президент Туниса Зин Аль-Абидин Бен Али, пришедший к власти 7 ноября 1987 г. в результате успешного конституционного переворота, названного в народе «жасминная революция». Его правительство последовательно выпустило серию законов и поправок, призванных еще более упрочить положение тунисской женщины. Это прежде всего дополнения и поправки к Кодексу Личного Статуса, Уголовному Кодексу, Кодексу о национальной принадлежности, Кодексу обязательств и договоров, Трудовому Кодексу [1, c.65].
Необходимо также отметить наличие 20 официально зарегистрованных женских политических партий и организаций, наибольшее значение из которых имеет Национальный союз тунисских женщин. Эта организация получила в 1994 г., премию ЮНЭСКО в святи с проведеним международного года по борьбе с неграмотностью.
С тем, чтобы еще больше конкретизировать политику государства в гендерном вопросе, в последние годы правительством страны было организовано четыре специальных структуры:
1. Министерство по делам женщин и семьи.
2. Центр по исследованиям, изучению, документации и информации
женщин (CREDIF).
3. Национальный тунисский совет по женщинам и семье, структура которого была по решению президента усилена путем создания дополнительно трех комиссий, в обязанности которых входит следующее:
составлять ежегодно доклад о применении законов и равенстве возможностей для мужчин и женщин;
- освещать образ и положение женщины в масс-медиа;
- подготавливать собрания, конференции и совещания, касающиеся положения женщин на национальном и международном уровне;
4. Национальный исследовательский центр по изучению положения женщин.
Все эти структуры проводят большие и серьезные научные исследования, ведут мониторинг, собирают статистику, много делают и в практическом плане. Одно из их направлений является также поддержка общественных инициатив, направленных на формирование новой гендерной культуры, преодоление устаревших стереотипов относительно роли и места женщины в обществе; осуществление контроля за соблюдением гендерного равенства во время решения кадровых вопросов в центральных и местных органах исполнительной власти.
В соответствии с решением IV Всемирной конференции ООН по положенню женщин, женское движение в Тунисе с 1995 г., координирует свою общественно-политическую практику. Возросло участие женщин в политической жизни страны. Так, только с 1993 г. доля женщин в парламенте выросла на 2 % [2, с.68]
Вначале ХХI ст. женщины составляют 14 % экономически активного населения Туниса; более 2 тыс. женщин возглавляют предприятия страны. Эти достижения, хотя и далеки от идеала, являются действительно уникальными для всего арабского мира. На современном этапе меры тунисского правительства по гармонизации гендерных отношений в производственной области получили высокую оценку в ООН [2, с.69].
В докладе 60 сессии по статусу женщин от 16 сентября 2005 г., подчеркнуты достижения тунисского правительства в решении проблем трудовой занятости части сельского женского населения северных регионов страны [3]
Тунисские женщины на современном этапе выполняют значительную роль в общеарабском женском движении. В 2000 г., они взяли участие в первой в истории арабского мира женской конференции, которая проходила в Каире. Главной идеей этой конференции был тезис о том, что развитие арабских стран не будет иметь прогресса до тех пор, пока женщины не станут равноправными партнерами мужчин во всех областях.
В октябре 2002 г. при активном участии представителей тунисского женского движения была образована Организация арабських женщин (ОАЖ), которая действует под эгидой Лиги арабских государств. Эта Организация была одобрена правительствами 20 арабских стран и занимается изучением условий существования женщин в регионе и разработкой соответствующего законодательства [6, с.42].
В контексте обозначенной проблемы, по мнению современного тунисского общества, приоритетными задачами являются изменения гендерных представлений и выработка собственной гендерной стратегии с учетом социокультурных традиций.
Литература.
1. Бен Али Зин эль-Абидин. Великие перемены: Речи и выступления / Бен Али Зин эль-Абидин / Об-во дружбы и сотрудничества с зарубежными странами. Союз писателей России. – М., 2003. – 495 С.
2. Романова Н. Г. Тунисские женщины: закон и реальность / Н.Г. Романова // Гендерные проблемы переходных обществ. – М., 2003. – С. 61-70.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 2005 г. № 60/1 ¨Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года¨[Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.un.org/russian/ga/60/docs/docs60_agenda.htm
4. Decret du 20 fevrier 1960 / Code du Statut personnel, 2-me édition // J.O.R.T. – Tunis. – 20 février. 1998. – №61. – 16 р.
5. Saadat S. Ad-dur al-jadid li-l-mar’at fi mujtama’a al-arabiya / S. Saadat // Al-Wahda Al-Arabi. – Beirut, 2000. – Vol. 22, № 254. – P. 58 – 66.
6. Women and men in Tunisia: A statist. portrait. – N.Y., 2001. – XVI. – United Nation Economic and Social Commission for Western Asia (FSCWA). – 124 р.
Гладченко С.В. кандидат
исторических наук, доцент
кафедры социальной работы
ИИПО
ОНУ имени И.И. Мечникова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.[/right][/right]
Гендерный анализ в структурах органов власти (на примере Туниса)
На современном этапе международное содружество признало объективную необходимость проведения гендерных изменений во всех программах развития общества. По мнению экспертов ООН, гендерный мир будущего - это общество, в котором мужчины и женщины будут иметь равные права и возможности на всех этапах своей жизни. Идеи гендерного равенства, предложенные экспертами ООН, основываются на исследованиях современных политологов, философов и историков. Решение гендерной проблемы подразумевает различные направления, приоритетным из которых является формирование и реализация государственной политики, обеспечение гендерного равенства в обществе.
Подчеркнем, что в современном мире происходит изменение традиционного представления о мужчине и женщине, их роли в обществе (мужчина - воин и добытчик, женщина - только жена и мать). Женщина, образованная и независимая, вносит свой вклад в политику, науку, культуру. При этом важно отметить, что все эти процессы происходят на фоне роста самосознания женщин и понимания себя как субъекта истории. Наиболее остро проблемы гендерных отношений представлены в исламском и в частности в арабском мире, где дискуссии по женским вопросам, репризентует широкий спектр мнений. Два крайних, из которых сводятся к следующему:
первое предлагает полное равенство возможностей мужчин и женщин в реализации их прав и обязанностей, без учета социокультурной специфики региона
второе, напротив, видит единственное предназначение женщины в ее репродуктивной функции, тем самым полностью абсолютизируя ее [5, c.59].
Нельзя не учитывать тот факт, что в арабском мире происходит радикальное переосмысление основополагающих представлений ислама о бытие, о соотношении веры и знания, религии и науки, однако реформаторы далеко не всегда решаются потребовать изменения сугубо патриархальной ориентации ислама.
Тунис является практически уникальным примером для арабского мира, так как в этой стране проблема эмансипации женщин актуализовалась в период французского протектората в 30-е гг., ХХ ст. и на современном этапе в реализации программы гендерного равенства Тунис достиг значительных успехов.
После обретения Тунисом независимости в 1956 г. известный политик Хабиб Бургиба с самого начала своего правления много внимания уделял соблюдению международно-правовых стандартов в области прав человека, считая, прежде всего недопустимым угнетенное положение тунисских женщин. Благодаря его влиянию тунисское законодательство первым в арабском мире выдвинуло принцип равенства мужчин и женщин перед государством и законом.
Хабиб Бургиба чрезвычайно много сделал для реального освобождения и равноправия женщин. Принятый в 1956 году Кодекс Личного Статуса (КЛС) был фактически первым законодательным актом независимого Туниса, принятым еще до установления республиканского строя. Данный документ можно рассматривать как программу модернизации партии Нео-Дустур, политико-правовой системы тунисского общества.
Кодекс первоначально вызвал резкое недовольство части представителей традиционного исламского общества. Этот документ стал основной движущей силой в вопросе эмансипации тунисских женщин. Провозглашение личной неприкосновенности и человеческого достоинства, создание семьи нового типа, запрещение многоженства, предоставление равного права между мужчиной и женщиной на юридический развод, запрещение брака по устному договору, повышение брачного возраста с 15 до 17 лет – основные достижения в области эмансипации тунисских женщин обозначенного периода [4].
Можно подчеркнуть, что особенностью Закона о личном статусе является то, что он не списан с европейских образцов, а представляет собой пересмотренный свод правил шариата и даже получил при издании одобрение некоторых улемов.
В то же время, данный документ заложил юридические основы эмансипации тунисских женщин, способством изменения общественного мнения в пользу расширения их прав. Запрещение полигамии, введенное тунисским кодексом, вызвало большой резонанс во всем арабском мире. Прогрессивная общественность ряда мусульманских стран, оценила его как революционную меру. Принятие КЛС закрепило за Х. Бургибой вечную славу и звание адвоката и освободителя женщин.
Традиционно роль главы государства в арабском мире чрезвычайно велика, и вторым человеком, внесшим огромный вклад в вопрос эмансипации тунисских женщин, стал нынешний президент Туниса Зин Аль-Абидин Бен Али, пришедший к власти 7 ноября 1987 г. в результате успешного конституционного переворота, названного в народе «жасминная революция». Его правительство последовательно выпустило серию законов и поправок, призванных еще более упрочить положение тунисской женщины. Это прежде всего дополнения и поправки к Кодексу Личного Статуса, Уголовному Кодексу, Кодексу о национальной принадлежности, Кодексу обязательств и договоров, Трудовому Кодексу [1, c.65].
Необходимо также отметить наличие 20 официально зарегистрованных женских политических партий и организаций, наибольшее значение из которых имеет Национальный союз тунисских женщин. Эта организация получила в 1994 г., премию ЮНЭСКО в святи с проведеним международного года по борьбе с неграмотностью.
С тем, чтобы еще больше конкретизировать политику государства в гендерном вопросе, в последние годы правительством страны было организовано четыре специальных структуры:
1. Министерство по делам женщин и семьи.
2. Центр по исследованиям, изучению, документации и информации
женщин (CREDIF).
3. Национальный тунисский совет по женщинам и семье, структура которого была по решению президента усилена путем создания дополнительно трех комиссий, в обязанности которых входит следующее:
составлять ежегодно доклад о применении законов и равенстве возможностей для мужчин и женщин;
- освещать образ и положение женщины в масс-медиа;
- подготавливать собрания, конференции и совещания, касающиеся положения женщин на национальном и международном уровне;
4. Национальный исследовательский центр по изучению положения женщин.
Все эти структуры проводят большие и серьезные научные исследования, ведут мониторинг, собирают статистику, много делают и в практическом плане. Одно из их направлений является также поддержка общественных инициатив, направленных на формирование новой гендерной культуры, преодоление устаревших стереотипов относительно роли и места женщины в обществе; осуществление контроля за соблюдением гендерного равенства во время решения кадровых вопросов в центральных и местных органах исполнительной власти.
В соответствии с решением IV Всемирной конференции ООН по положенню женщин, женское движение в Тунисе с 1995 г., координирует свою общественно-политическую практику. Возросло участие женщин в политической жизни страны. Так, только с 1993 г. доля женщин в парламенте выросла на 2 % [2, с.68]
Вначале ХХI ст. женщины составляют 14 % экономически активного населения Туниса; более 2 тыс. женщин возглавляют предприятия страны. Эти достижения, хотя и далеки от идеала, являются действительно уникальными для всего арабского мира. На современном этапе меры тунисского правительства по гармонизации гендерных отношений в производственной области получили высокую оценку в ООН [2, с.69].
В докладе 60 сессии по статусу женщин от 16 сентября 2005 г., подчеркнуты достижения тунисского правительства в решении проблем трудовой занятости части сельского женского населения северных регионов страны [3]
Тунисские женщины на современном этапе выполняют значительную роль в общеарабском женском движении. В 2000 г., они взяли участие в первой в истории арабского мира женской конференции, которая проходила в Каире. Главной идеей этой конференции был тезис о том, что развитие арабских стран не будет иметь прогресса до тех пор, пока женщины не станут равноправными партнерами мужчин во всех областях.
В октябре 2002 г. при активном участии представителей тунисского женского движения была образована Организация арабських женщин (ОАЖ), которая действует под эгидой Лиги арабских государств. Эта Организация была одобрена правительствами 20 арабских стран и занимается изучением условий существования женщин в регионе и разработкой соответствующего законодательства [6, с.42].
В контексте обозначенной проблемы, по мнению современного тунисского общества, приоритетными задачами являются изменения гендерных представлений и выработка собственной гендерной стратегии с учетом социокультурных традиций.
Литература.
1. Бен Али Зин эль-Абидин. Великие перемены: Речи и выступления / Бен Али Зин эль-Абидин / Об-во дружбы и сотрудничества с зарубежными странами. Союз писателей России. – М., 2003. – 495 С.
2. Романова Н. Г. Тунисские женщины: закон и реальность / Н.Г. Романова // Гендерные проблемы переходных обществ. – М., 2003. – С. 61-70.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 2005 г. № 60/1 ¨Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года¨[Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.un.org/russian/ga/60/docs/docs60_agenda.htm
4. Decret du 20 fevrier 1960 / Code du Statut personnel, 2-me édition // J.O.R.T. – Tunis. – 20 février. 1998. – №61. – 16 р.
5. Saadat S. Ad-dur al-jadid li-l-mar’at fi mujtama’a al-arabiya / S. Saadat // Al-Wahda Al-Arabi. – Beirut, 2000. – Vol. 22, № 254. – P. 58 – 66.
6. Women and men in Tunisia: A statist. portrait. – N.Y., 2001. – XVI. – United Nation Economic and Social Commission for Western Asia (FSCWA). – 124 р.
Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.196 секунд