Варнава У. В. (м. Одеса)

9 года 10 мес. назад #39 от Виктория Фокина
Виктория Фокина создал тему: Варнава У. В. (м. Одеса)
Особенности организации досуга детей дошкольного возраста
Варнава Ульяна Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы ИИПО ОНУ имени И.И.Мечникова

Появление новых форм и способов детской активности является в первую очередь показателем стремительного развития общества. Одной из важных проблем современного семейного воспитания является организация досуга детей как такового. Изобилие, так называемых «гаджетов», упрощает эту задачу для родителей, однако они не несут в себе компенсаторной функции отсутствия развивающего досуга для ребенка. Актуальность вопроса обусловливается такими факторами как: отказ от посещения детских дошкольных учреждений в пользу индивидуального обучения, неограниченный доступ к просмотру телевизора и распространение виртуальных игр, снижение количества времени, отведенное на игры с родителями и сверстниками. Данная проблема – не проблема отдельно взятой семьи как таковой, а тенденция современного общества. Наши ранние исследования [5] доказывают, что неограниченный просмотр телевизора и компьютерные игры являются одним из факторов задержки речи у детей дошкольного возраста, в первую очередь из-за отсутствия активного компонента игры, а также замещения реальной игровой деятельности виртуальной [5]. Все вышеперечисленные факторы в совокупности влияют на уровень социальной адаптивности современных дошкольников, развитии коммуникативных навыков, а впоследствии на уровень их успешного обучения в школе.
Личность – это продукт общественных отношений, причем, в той или иной мере осознанных, принятых, интериоризированных. С. Л. Рубинштейн одним из критериев личностного бытия считал «способность сознательно занять определенную позицию» [7,с.184]. Данная возрастная задача ставится в более позднем периоде, однако, определенные когнитивные предпосылки для этого уже есть, поэтому понятие «протокомпетентность» вполне отражает этот подготовительный этап [3]. А. Н. Леонтьев описывает дошкольный возраст, как начало зарождения личности и связывает его с кризисом трех лет [6].
Наиболее естественным образом психическое, а в частности социальное развитие ребенка-дошкольника происходит в игре. Игра является обязательным естественным компонентом развивающего досуга ребенка. Согласно воззрениям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, именно в игре, как в ведущей деятельности дошкольника, формируется зона его ближайшего развития. Игровая активность детей является основой психического и физического и социального развития. В исследованиях Л. С. Выготского, С Л. Рубинштейна, А. В. Петровского и др. доказано, что среда развития ребенка является источником материала для самопознания, она создает условия для осмысления себя целостной личностью. Л. С. Выготский отмечал: «что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала». [7 с. 168].
Психологический анализ игры проводился и в рамках психоаналитического подхода, хоть и не так детально, как в рамках отечественной парадигмы. Согласно З. Фрейду [8], игра рассматривалась как способ удовлетворения потребностей ребенка, которые в реальной жизни не могли найти реализации.
Однако сами потребности ребенка в игре преобразуются, так как ребенок занимает активную роль по отношению к этим желаниям. А. Адлером [1] игра рассматривалась с позиции его теоретических взглядов о комплексе неполноценности. Игра, таким образом, помогает преодолеть и компенсировать чувство слабости и несамостоятельности. Анализируя работы психоаналитической парадигмы, И.Е. Берлянд высказывает мнение о том, что основным смыслом детской игры является преобразование личности ребенка, а не разрешение его конфликтов, тем самым отмечая основное отличие воззрений зарубежных авторов [1, 2, 8].
Основной целью деятельности психолога (воспитателя) в организации досуга ребенка является как таковая игровая терапевтическая деятельность, которая способствует развитию и коррекции социального, когнитивного развития ребенка. Наиболее полно особенности организации досуга детей дошкольного возраста через игру описывает модель. О. Ф. Борисовой [28]. Данная модель основывается на компетентностном, деятельностном и антропологическом подходах и позволяет организовать эффективный досуг для ребенка. Автор предлагает структуру социального развития и выделяет четыре блока:
• блок целеполагания;
• содержательный блок;
• процессуальный блок;
• диагностический блок.
Каждому блоку структуры соответствует следующая функция: ценностно-смысловая, ориентировочная, организационная и оценочно-рефлексивная функция. В своей модели автор выделят организационно-педагогические условия, педагогические средства и диагностические параметры, способствующие развитию такого показателя как социальная компетентность в рамках детского дошкольного учреждений.
Блок целеполагания включает основную цель – это социальное и когнитивное развитие дошкольника. В данной цели реализуется смыслообразующая функция деятельности психолога (педагога, родителя), а также раскрываются причины и смысл организации подобного рода социального пространства.
Содержательный блок включает в себя базовые компетенции: развитие коммуникативных способностей; развитие эмоционального интеллекта; готовность адекватно реагировать в ситуации стресса и конфликта; готовность быть частью коллектива. Сюда можно так же добавить и развитие когнитивных процессов ребенка.
Процессуальный блок включает в себя педагогические условия, при соблюдении которых происходит организация досуга и профессиональной деятельности психолога (педагога) в работе с ребенком.
В итоге можно резюмировать, что деятельность психолога (педагога, родителя) мы считаем эффективной в том случае, если содержательный блок досуговой деятельности развит до степени (согласно диагностическому блоку), которая позволила бы ребёнку включаться в следующее по сложности социальное и предметное пространство школы. Согласно результатам диагностического блока, психолог (педагог) может выявить недостаточное развитие того или иного умения, в рамках поставленной задачи развития. Тогда новая задача психолога (педагога) состоит в том, чтобы развить до необходимого уровня отдельные умения. В процессе своей профессиональной деятельности психолог (педагог) может выполнять множество локальных задач, что дает возможность той или иной компетенции, навыков, когнитивных процессов получить большую выраженность. Таким образом, достижение локальных и частных задач в развивающей деятельности психолога (педагога, родителя) становится основанием для реализации глобальной цели, а именно всестороннего развития дошкольника и основанием считать эту деятельность эффективной.
Таким образом, игра несет в себе одну из важнейших культурных функций, и некогда была основным способом для воспроизводства практических навыков и освоения культуры. Как естественная составляющая организованной досуговой деятельности ребенка является наиболее эффективным способом развитие ребенка, а соответственно и его социального, когнитивного развития на разных этапах дошкольного возраста. Именно в правильной организации досуга детей дошкольного возраста скрыт потенциал детского возраста, умение воспользоваться им поможет ребенку пережить последующий возрастной кризис менее болезненно и раскрыть себя.

Список использованных источников:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем.//А. Адлер — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
2. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания/ И. Е. Берлянд — Кемерово: АЛЕФ, Гуманитарный центр, 1992 – 96 с.
3. Бетина А.О. Особенности социального развития дошкольников в организованном игровом пространстве [Автореферат] / А. О. Бетина – О.: 2014. – 21 с.
4. Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста [Автореферат] / О.Ф. Борисова. – Челябинск, 2009. – 22 с.
5. Варнава У. В. Психологічні особливості розвитку захисних механізмів дітей дошкільного віку [Автореферат] / У. В. Варнава – О.: 2013. – 18 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политическая литература, 1975. - 304 с.
7. Овчарук О. В. Розвиток компетентнісного підходу: стратегічні орієнтири міжнародної спільноти / О.В. Овчарук // Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи. – К.: К.І.С., 2004. – 112 с.
8. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа// А.Фрейд/ тт. 1-2. М., 1999.- 384с.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.183 секунд