ИСТОРИЧНОСТЬ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА

7 года 10 мес. назад #226 от Vestik
ИСТОРИЧНОСТЬ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА

Каменская Татьяна Григорьевна
Профессор, доктор социологических наук
Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова

Ориентированная на гибкую стратегию качественная методология более чем количественная уделяет внимание подвижному состоянию, изменчивости и процессуальности, как исследуемого объекта, так и его внешнего контекста. При этом, безусловно, приходится обращаться и к временн́ым параметрам феноменов, к историчности.
Главная задача настоящей работы состоит в том, чтобы обосновать необходимость привлечения в исследовательской деятельности по изучению социальных феноменов исторических материалов.
В данном случае мы придерживаемся того, что качественная методология исследования, в частности в социологии, является синонимичным обозначением феноменологических методов, понимающих методик (как на это указывает В. Дильтей).
Представители качественной методологии, особенно сторонники герменевтического направления, уделяли историческому аспекту особое внимание. Понимание текстов древности и тех авторов, которые уже не могут откликнуться на интерпретацию своих идей, требует основательного погружения в социально-исторические реалии творения текстов.
Известный экзистенционалист М. Хайдеггер видел прямое назначение качественной (феноменологической) науки для исследования сущности бытия личности и его осмысления. Он выводил целостность экзистенции из интенциональных актов совершаемых поступков, из их связи со смыслами, которыми наделяется образ бытия сущего индивида. В притязаниях на более глубокое погружение и постижение не только онтологии происходящего в жизни конкретного индивида, но и потенциала раскрытия его духовной сущности, науке приходится иметь дело с феноменами. Для социологической науки, которая до определенного времени развивалась в естественно-научной (позитивной) парадигме, оказалось недостаточным изучать явления и факты, пусть даже выраженные через субъективные реакции на исследовательские коммуникативные модели. Первоначально в экзистенциальной философии, позже в феноменологической психологии, как и в феноменологической социологии, исследователи приходят к необходимости обращаться к феноменам. Более основательное рассмотрение данного объекта исследования находим у М. Хайдеггера. «И так же в греческом выражение φαινομενον, феномен, имеет значение: выглядящее так словно, «кажущееся», видимость»; φαινόμενον значит благо, которое выглядит так словно— но «в действительности» не есть то, за что себя выдает». [2, С. 46] И далее автор уточняет, что наши смыслообразования и смыслопостижения происходящего с нами, сущности нашего бытия теснейшим образом сопряжены либо с временн́ыми перспективами, либо с историей.
С одной стороны, смыслополагание, которое нарастает в связи с увеличением в жизни людей доли рационального мышления, все в большей степени становится предметом социо-гуманитарных наук (как правило, качественной методологии) и озадачивает человека проблемой – как согласуются его представления с действительностью? К. Ясперс уточняет, что напряжение возникает именно от попытки сопоставить две модели своего бытия – ожидаемой и реальной. Будущее объемно и сильно влияет на бытие и суждение человека.
С другой стороны, будущее напрямую связано с историей, поскольку настоящее как таковое – есть неуловимое мгновение. По мнению Хайдеггера «… история означает не столько "прошлое" в смысле ушедшего, но происхождение из него» [2, С. 378]. В своих бытийных актах мы непроизвольно пользуемся традициями, следуем наработанным установлениям, которые определены историчностью. Присутствуя в прошлом, мы продолжаем им пользоваться, продолжаем в нем действовать [2, С. 36]. Поэтому феноменологи так много уделяют внимания в исследованиях даже самых современных и актуальных проблем поиску этимологии понятий, упоминаниям того или иного феномена в самых отдаленных источниках (в мифах, легендах, народных поверьях, пословицах и поговорках, в народном творчестве).
Переходя непосредственно к прикладным исследованиям проблем, подпадающих под необходимость применения качественной методологии, мы также сталкиваемся с конкретными требованиями – обращаться к истории. На этом настаивают английские социологи А. Страус и Дж. Корбин [1, С.97].
Например, в исследованиях тем: «Увлечение Йогой в условиях г. Одессы», «Занятие экстремальными видами спорта», «Социальные составляющие владения собственным оружием в современном украинском обществе» и других, обоснованно требующих применения качественной методологии, мы получили убедительное подтверждение важности обращения к истории по каждому феномену.
Следует отметить, что данное требование погружения в историю в концептуализации исследуемого феномена требует непосредственно стратегия «Grounded theory - восхождение к теории». К сожалению, для обработки текстовых данных, собранных качественными методами, чаще всего используют контент-анализ, который не апеллирует к линии истории для главной категории в построении мини-теорий.

Литература


1. Страусс А. Основы качественного исследования / А. Страусс, Д. Корбин / Пер. с англ.. Т.С. Васильевой. – М.2001., - 256 с.
2. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503, [9] с.

Делай, как должно, и будь, что будет!

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.188 секунд