Системный подход в исторической психологии: концепция этнокультурного мифотворчества личности

7 года 10 мес. назад - 7 года 10 мес. назад #156 от Vestik
Яремчук О.В.
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории методологии психосоциальных и политико-психологических исследований Института социальной та политической психологии

Системный подход в исторической психологии: концепция этнокультурного мифотворчества личности

Системный подход к этнокультурному мифотворчеству личности как социально-психологическому феномену послужил разработке нами социально-психологической концепции этнокультурного мифотворчества личности, в которой этнокультурное мифотворчество представлено как синтетическое и многоуровневое явление, интегрирующее способность человека создавать символическую реальность и, взаимодействуя с ней, раскрывать свой культурно-исторический и социально-психологический потенциал в условиях культурной глобализации [3]. Ключевую позицию в социально-психологической концепции этнокультурного мифотворчества личности занимает диалог, реализующийся в интра- и интерсубъектных сферах личности. Причем процессуальность как онтологический атрибут диалога предстает в процессуальной природе нарратива, во взаимопереходах внешнего и внутреннего планов личности. В этой концепции отмечается, что миф, как система мышления и опыта, опирающаяся на психологический баланс сознательной и бессознательной сфер личности, является медиатором между реальным и потенциальным «Я», между модусами «Я» и «Мы». На основе постмодернистской парадигмы психологического исследования [2] определена специфика индивидуального авторского мифа и этнокультурного мифотворчества личности в глобализационную эпоху, а также осуществлена конкретно-научная (социально-психологическая) квалификация данных понятий.
Исследованы социально-психологические механизмы и разработан алгоритм актуализации этнокультурного мифотворчества личности путем самоконструирования «Я» в культурно-историческом пространстве на основе принципа карнавальности. Установлено, что совместный поступок является интегральным социально-психологическим механизмом актуализации этнокультурного мифотворчества личности и систематизирует ряд подчиненных механизмов ее актуализации: психо-историческую реконструкцию как диалог субъекта культуротворчества с архетипами; психорезонанс на основе этнокультурного мифотворчества в музыке; катарсис в ходе осознания теневых содержаний бессознательного; символотворчество и смыслообразование в процессе трансляции и трансформации культурно-исторических смыслов [1].
Таким образом, расширено представление о самоактуализации, саморазвитии и самоосуществлении личности, а также их диалектической взаимосвязи с самоконструированием «Я», а также углублено представление о структурных элементах бессознательного: коллективном, этническом, личном. Обоснована логика актуализации этнокультурного мифотворчества личности как установление связи личности с уровнем коллективного бессознательного через индивидуальное авторское мифотворчество, последовательно синтезируя его энергии в личном бессознательном, личном мифе, индивидуальном авторском мифе, поле культуры (культурный социогенез) и приводя к конструированию социальной идентичности.
Выделены этапы самоконструирования «Я» – самоактуализация, саморазвитие и самоосуществление, соотносящиеся с этапами актуализации этнокультурного мифотворчества личности и являющиеся последовательными и взаимосвязанными стадиями развития субъектности личности в этнокультурном мифотворчестве.
В результате формирующего эксперимента «Этнокультурное мифотворчество украинцев в процессе создания консолидирующего национального мифа» были определены ценностно-смысловые и предметно-действенные составляющие этнокультурного мифотворчества и подтверждена действенность механизмов его актуализации у студенческой молодежи. Были получены идентификационные матрицы выдающихся личностей и ключевых исторических событий с точки зрения центрального, южного и западного регионов Украины, синтезированы нарративы «Книга бытия Украины», в которых присутствуют символы и мифологемы консолидации украинского общества, задающие образ будущего Украины. Выявлены мифологические мотивы, ценности и смыслы, а также проанализированы визуальные прообразы консолидирующего национального мифа.
Разработана комплексная социально-психологическая модель этнокультурного мифотворчества личности и сообщества, предназначенная для прогнозирования поливариантности проявлений этнокультурного мифотворчества личности и сообщества в условиях культурной глобализации [3]. В ней объединены несколько моделей, а именно: социально-психологическая модель цикличности мифотворчества от первобытности до эпохи глобализации; социально-психологическая модель самоконструирования «Я» в культурно-историческом пространстве; социально-психологическая модель национального мифа; социально-психологическая модель саморазвития субъекта культуротворчества.
Таким образом, сущность социально-психологической концепции этнокультурного мифотворчества личности сформулирована следующим образом: этнокультурное мифотворчество – это синтетическое и многоуровневое явление, отражающее способность человека распознавать архетипично-символические смыслы и, взаимодействуя с ними, раскрывать свой культурно-исторический и социально – психологический потенциал. Этнокультурное мифотворчество выступает важной формой познания, самоактуализации, саморазвития и самореализации личности, особенно в условиях культурной глобализации. В процессе совместного поступка этнокультурного мифотворчества создаются ценностно-смысловые и предметно-действенные предпосылки консолидации этнонационального сообщества. Этнокультурное мифотворчество основывается на индивидуальном авторском мифотворчестве, которое согласовывает этнокультурную картину мира и индивидуальный образ мира субъекта и лежит в основе формирования и развития национального мифа, поскольку отражает взаимосвязь ментальности личности как субъекта и этноса как коллективного субъекта.

Список литературы:

1. Татенко В. О. Суб’єктно-вчинкова парадигма в сучасній психології / В. О. Татенко / Людина. Суб’єкт. Вчинок.: Філософсько-психологічні студії / За заг. ред. В. О. Татенка. – К.: Либідь, 2006. – 360 с. – с. 316-358.
2. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива [Текст] / [отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич].–М.: ИП РАН, 2007.–528 с.
3. Яремчук О.В. Психологія етнокультурної міфотворчості особистості: монографія / О.В. Яремчук. – Одеса: Фенікс, 2013. – 432 с.

Делай, как должно, и будь, что будет!

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.196 секунд